Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ГБОУ ВПО КУБГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ ОСНОВАМ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Лапина Н.В. 1 Старченко Т.П. 1 Попков В.Л. 1 Кочконян Т.С. 1 Старченко В.И. 1 Сеферян К.Г. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Процесс формирования мануальных навыков студентов стоматологического факультета на кафедре ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России / В.В. Еричев, А.В. Арутюнов, Н.В. Лапина, Т.П. Старченко, И.Н. Пономаренко, В.И. Старченко // Международный журнал экспериментального образования: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Современное профессиональное образование: проблемы, тенденции, перспективы». – М., 2014. - № 10. – С. 129-131.
2. А.А. Сухинин, А.В. Арутюнов Роль центра практических навыков в обучении студентов-стоматологов // Актуальные вопросы в теории и практике стоматологии: Сб. науч.тр. – Краснодар, 2013. – С. 24-31.

Основные мануальные навыки, обеспечивающие проведение лечебных и профилактических мероприятий по программе подготовки врача-сто­матолога общей практики, приобретаются студентами-стоматологами на профильных кафедрах факультета. Базой для первичного обучения студентов общеврачебным и специализированным практическим навыкам стал Центр практических навыков (ЦПН) университета, в котором проходят обучение студенты 1-5 курсов стоматологического факультета [1].

В Центре отрабатываются общеврачебные и специальные стоматологические навыки.

К общеврачебным навыкам в первую очередь относятся навыки оказания сердечно-легочной реанимации (СЛР). После изучения теории на лекции и семинарском занятии студентам в специализированной кабинете демонстрируется методика выполнения СЛР с комментариями и объяснениями с последующим выполнением студентом сначала под контролем преподавателя, а затем самостоятельно и в группе данного упражнения на тренажере.

Специальные стоматологические навыки, в том числе относящиеся к области ортопедической стоматологии, изучаются студентами с 1 курса при освоении пропедевтики стоматологических заболеваний и материаловедения. Студенты приступают к работе со стоматологическим инструментарием и оборудованием [2].

Аудитория оснащена индивидуальными стоматологическими фантомными модулями в виде полноценного рабочего места врача-стоматолога с фантомами головы и челюстей.

При изучении раздела «Материаловедение» наличие современных пломбировочных материалов позволяет грамотно выбрать надлежащий пломбировочный материал, выявить его положительные и отрицательные стороны.

Освоение навыков раскрытия полости различных групп зубов, подготовка канала корня для дальнейших терапевтических и ортопедических манипуляций осуществляется с помощью современных эндомоторов, апекс-локаторов.

При изучении дисциплины «ортопедическая стоматология» после демонстрации методики обследования пациентов в центре практических навыков студентами отрабатываются навыки снятия оттисков с фантомов челюстей различными оттискными массами (альгинатными, силиконовыми) с применением последних достижений в области материаловедения. Проводится самостоятельная отливка гипсовых моделей.

Студентами отрабатываются навыки препарирования зубов под различные виды зубных протезов: вкладки, культевые штифтовые вкладки, виниры, коронки металлические (штампованные и цельнолитые), эстетические (пластмассовые, комбинированные, фарфоровые, металлопластмассовые, металлокерамические).

Дальнейшая работа продолжается уже на фантомах головы человека с имитацией полости рта, что усложняет работу студента, приближая ее к реальным условиям.

На данных фантомах челюстей студентами отрабатываются прямые методы изготовления культевых штифтовых вкладок из воска и самотвердеющих пластмасс.

В последние годы преподаватели кафедры ортопедической стоматологии неоднократно проходили усовершенствование в центральных базах в г. Москве по последним разработкам в области ортопедической стоматологии и внедрении этих технологий в педагогический процесс. В частности, в центре практических навыков демонстрируется и студентами самостоятельно выполняется обучение технологии «CAD/CAM-диоксид циркония». В центре практических навыков имеется система Zircon Zahn, которая включает в себя фрезерный станок М5, оптический сканер S600, программное обеспечение. Эта система используется стоматологами-ортопе­дами для изготовления каркасов из диоксида циркония. Это самое современное решение, имеющееся на рынке CAD/CAM. Данное оборудование одно из лучших в России, позволяет изготавливать работы любой протяженности, а также работать с артикулятором. Основная работа по эстетике и физиологии будущих зубных протезов ведется непосредственно в программе 3D-моделирования. При применении данной технологии человеческий фактор минимален. В компьютерной программе фиксируется считанная лазерным сканнером форма будущей коронки. Этой же программой моделируется каркас необходимой формы. Затем согласно заданной программе из цельного блока диоксида циркония осуществляется фрезерование коронки специальным аппаратом, вследствие чего получается сверхточная конструкция коронок, которые отличаются безупречной эстетикой и высокой прочностью.

Данная технология изготовления эстетических конструкций несъемных зубных протезов сначала под контролем преподавателя, а затем самостоятельно полностью осваивается студентами в центре практических навыков.

Кроме того, студентами самостоятельно осуществляется планирование конструкций съемных видов зубных протезов: бюгельных (с разметкой диагностических моделей в параллелометре), изготовление восковых базисов с прикусными валиками при изготовлении частичных и полных съемных протезов.

Таким образом, подготовка студента в Центре практических навыков, начинающаяся с 1-го года обучения и заканчивающаяся на 5 курсе, позволяет построить систему обучения с моделированием клинических ситуаций различной степени сложности. Преемственность обучения обеспечивается представителями всех профильных стоматологических кафедр. Это позволяет обеспечить возможность доклинического симуляционного обучения студентов-стоматологов, выработать у них первоначальные необходимые самостоятельные и командные навыки работы и в конечном итоге поднять обучение на качественно новый уровень.


Библиографическая ссылка

Лапина Н.В., Старченко Т.П., Попков В.Л., Кочконян Т.С., Старченко В.И., Сеферян К.Г. ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ГБОУ ВПО КУБГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ ОСНОВАМ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 893-896;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9510 (дата обращения: 19.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074