Высшее профессиональное образование, претерпевающее революционные изменения (компетентностный подход в подготовке состоятельного на рынке труда специалиста, международные стандарты, международное сотрудничество, коммерциализация и автономизация образовательных учреждений; информатизация учебного процесса для создания системного мониторинга; создание исследовательских университетов; переход на бакалавриат и магистратуру; формирование «полезного знания» и подготовка «полезного преподавателя»), сегодня еще работает на уходящее время.
Качество профессионального образования обеспечивает креативный преподаватель, осуществляющий социальную функцию связи времен и преемственности поколений, что возможно при условии способности проявлять социально значимую творческую активность. Принципиально разведение понятий «творчество» и «креативность»: (процессуально-результативный - для обозначения творчества; субъективно-обусловливающий – для обозначения креативности).
Детерминантами творческого сознания личности (по А.М. Матюшкину) являются познавательная мотивация, исследовательская творческая активность, возможности достижения оригинальных решений, способность к созданию идеальных эталонов и возможности прогнозирования и предвосхищения, а это область креативных возможностей преподавателя высшей школы, чей портфолио должен соответствовать ожиданиям студента: возможность быть педагогическим технологом, организатором инновационной деятельности студента; замена роли преподавателя на роль тьютора-консультанта; использование технологий формирования креативного мышления, предполагающего поисково-исследовательский уровень преподавания, управление самообучением и саморазвитием творчески ориентированного студента, открытого к участию в научных конференциях, конкурсах на лучший инновационный проект, в межвузовских и международных грантах; способного к созданию инновационных продуктов в профессиональной деятельности.
Инновационная педагогическая деятельность преподавателя реализуется в условиях новой, неклассической парадигмы образования:
- обеспечения условий для самоопределения и самореализации личности студента;
- формирования дивергентного мышления и способности получать полезную информацию;
- обеспечения субъект - субъектного, партнерского взаимодействия преподавателя и студента;
- организации совместной творческой деятельности субъектов образовательного процесса.
Реалии современности таковы, что обществу и государству нужны творческие личности, способные изменять мир и себя в меняющемся мире, а это связано с определенной психологией и философией творческого развития и саморазвития преподавателя, определяющего культуру студента.
В вузе разработана методика создания портфолио студента и портфолио преподавателя, характеризующих творческий портрет субъектов профессионального образовательного учреждения:
- способность ставить цели и успешно их достигать;
- способность вести научно-исследовательскую работу;
- способность анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать и систематизировать;
- способность решать научно-исследовательские задачи, производственные проблемы;
- способность создавать инновационный проект;
- способность участвовать в инновационных конкурсах, международных грантах;
- способность работать в мастер-классах, тренингах;
- способность осуществлять рефлексию инновационной и традиционной деятельности;
- способность разрабатывать собственную траекторию развития и саморазвития;
- способность создавать собственную систему ценностей, среди которых нравственная чистота, духовное богатство и физическое совершенство.
Цель современного профессионального образования – развитие всех способностей, личностно и профессионально значимых в обществе и государстве.
Библиографическая ссылка
Рудеева О.А., Егорова Н.А. КРЕАТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 930-931;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9525 (дата обращения: 23.11.2024).