На современном этапе развития общества высшее профессиональное образование нацелено на «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [1]. Насущные социально-экономические условия предполагают модернизацию образования, в связи с этим изменяется система управления образовательным процессом, осуществляемым на основе компетентностного подхода. Меняются требования к профессиональной деятельности педагогов и студентов, свободно ориентирующихся в специфике экономического развития. Высшие учебные заведения должны не только сохранить накопленный потенциал и оптимальную структуру педагогического управления, но и достичь такого образовательного уровня подготовки специалистов, способного обеспечить развитие и функционирование на более высоком, качественном уровне. Под педагогическим управлением понимается система управленческих действий, направленная на интеллектуальную, методическую, материально-техническую поддержку подсистемы учебно-воспитательного процесса, смены традиционных парадигм на инновационные. Педагогическое управление – это процесс перевода педагогической ситуации из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели и направленное на повышение его эффективности. Для успешной реализации системы педагогического управления рассмотрим составляющие процесса управления: постановку целей; информационное обеспечение; формулировку задач в соответствии с целями; определение особенностей учащихся; проектирование, планирование деятельности для достижения цели; реализацию проекта; контроль за ходом выполнения; корректировку; подведение итогов. Повышение эффективности управления возможно в результате усвоения знаний, умений и навыков. Управление образовательным процессом достаточно сложно, так как каждый студент имеет свои особенности и потребности. Важно подобрать такой механизм педагогического управления, который помогает раскрыть потенциал студента. Одной из технологий управления выступает традиционная технология. Она основана на взаимодействии педагога и студента. Педагог принимает решения, организует, координирует и контролирует. Качество управления на данном этапе зависит от информированности педагога и умения оптимизировать материал. Недостатком выступает слабая мотивация и активизация студента. Иной механизм управления образовательным процессом возможен посредством диалога. Студент самостоятельно планирует, организует, контролирует свою учебную деятельность, с помощью педагога принимает решения. Следующий механизм управления – интеллектуальный, основан на индивидуальном и коллективном самоуправлении. Студенты обмениваются информацией, решения принимают самостоятельно и коллегиально. Вырабатываются общие цели и задачи на базе познавательной деятельности. Педагог увлекает в познавательную деятельность, мотивируя выполнять управленческую функцию для определения новых потребностей и интересов, выстраивает коммуникативные отношения в режиме самоуправления. Опосредованно развиваются мышление, креативность, организаторские способности, творчество, профессионально значимые умения.
Таким образом, эффективное управление образовательным процессом возможно при наличии квалифицированного профессорско-преподавательского состава, который ориентирует, оптимизирует и мотивирует процесс. Управление деятельностью профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного медицинского университета в целях обеспечения повышения качества медицинского и фармацевтического образования студентов, интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки осуществляет Центральный методический совет университета. Это управление строится во взаимодействии с обучающимися и сотрудниками.
Непосредственно происходит и управление деятельностью педагогов вышестоящим руководством учреждения образования. Для целенаправленного управления образовательным процессом в университете внедрена система менеджмента качества, способствующая совершенствованию учебной, методической, воспитательной деятельности, росту доверия потребителей образовательных услуг. Создан Центр практических навыков, где совершенствуется высокопрофессиональный опыт специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Для удовлетворения кадровых потребностей региона студенты обучаются по краевой целевой программе «Врачебные кадры для сельского здравоохранения».
В учебном заведении разработана и внедрена система управления, включающая рейтинговый контроль знаний студентов. Совершенствуется методическое обеспечение учебного процесса. Ежегодно проводятся научно-практические конференции.
В университете для совершенствования управления образовательным процессом обеспечено ресурсной базой в крупных лечебных учреждениях края, таких как: Краевая клиническая больница № 1 им. проф. С.В. Очаповского, Детская краевая клиническая больница, Специализированная клиническая психиатрическая больница, Клинический кожно-венерологический диспансер, Клинический противотуберкулезный диспансер, Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи, городские клинические больницы г. Краснодара, Специализированная клиническая инфекционная больница, Клиническая стоматологическая поликлиника, МБУЗ «Родильный дом № 1», МБУЗ «Родильный дом № 4» и др.
Ежегодно вузом проводится большое количество физкультурно-оздоровительных, культурно-развлекательных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у обучающихся.
В рамках программ академической мобильности образовательный процесс студентов проходит при участии иностранных преподавателей на площадках зарубежных вузов.
Приоритетным направлением воспитательной работы является волонтерское студенческое движение, ориентированное на высокие моральные качества, отзывчивости, бескорыстия, чуткости, готовности в любую минуту, невзирая на обстоятельства, прийти на помощь.
Эффективное управление образовательным процессом неразрывно с научно-исследовательской деятельностью, реализуемой в соответствии с основными принципами «Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года». Научно-исследовательская деятельность способствует повышению качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечению обучающихся к проведению научных исследований, использованию новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности. В университете совершенствуются фундаментальные и прикладные исследования на базе приоритетов развития биомедицинских разработок, клинических разработок, создание внутривузовской инновационной инфраструктуры.
Научные исследования проводятся в рамках 4-х отраслей наук: медицинские (включая фармацевтические), биологические, педагогические и философские.
Реализация научных исследований осуществляется посредством выполнения комплексных научно-исследовательских работ кафедр и проектов научных лабораторий, ориентированных на решение актуальных медицинских проблем и формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения Краснодарского края и других регионов.
С целью укрепления и модернизации материально-технической базы современным технологическим и лабораторным оборудованием в университете внедряется грантовое финансирование научных разработок проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В 2014 году университет стал победителем конкурса на получение грантов по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными группами».
На клинических базах университета выполняются клинические исследования. Только в 2014 году было реализовано 22 клинических исследования с объемом финансирования около 2 млн. рублей.
Внедрение системы управления воспроизводством профессорско-преподавательского состава и подготовкой научно-педагогических кадров высшей квалификации обеспечивается деятельностью аспирантуры по 39 научным специальностям, а также в форме соискательства ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук.
Совершенствование образовательного процесса в современных условиях основано на реализации актуальных вопросов управления:
- достижение стратегических целей вуза;
- обеспечение ресурсной базой образовательной деятельности;
- взаимодействие педагога и студента;
- интеграция управления высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и профессиональной подготовки студентов.
Управление образовательным процессом - сложная организационно-структурная система, внутри которой
выделяются учебные, методические, научно-исследовательские, воспитательные составляющие, формирующие механизм управления высококвалифицированными кадрами, направленное на стабильное функционирование и развитие системы образования.
Библиографическая ссылка
Шильцова Т.А., Пильщикова В.В., Лебедева И.С., Зобенко А.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 1008-1011;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9558 (дата обращения: 23.11.2024).