В последнее время в системе образования особое внимание уделяется организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся. С внедрением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [4] данное направление приобретает особую актуальность и становится ведущим при организации образовательного процесса в начальной школе.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется посредством реализации надпредметного курса «Я-исследователь, я познаю мир» [1].
Цель курса: создание единого учебно-исследовательского пространства, обеспечивающего полноценные условия для овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью, как залога готовности к непрерывному образованию.
Реализация надпредметного курса направлена на решение следующих задач:
– формирование у младших школьников положительной мотивации к осуществлению учебно-исследовательской деятельности;
– целенаправленное формирование знаний и умений, необходимых для проведения самостоятельной учебно-исследовательской деятельности;
– развитие у младших школьников способности к соорганизации коллективной и организации собственной учебно-исследовательской деятельности.
Содержание курса «Я-исследователь, я познаю мир» состоит из параллельно развивающихся содержательно-методических направлений.
Мотивационно-стимулирующие направление: стимулирование интереса к овладению учебно-исследовательской деятельностью.
Операционально-познавательное направление: овладение младшими школьниками прочными, осознанными знаниями и умениями в осуществления учебно-исследовательской деятельности.
Содержательно-деятельностное направление: осуществление коллективных и самостоятельных учебно-исследовательских работ на основе приобретённых знаний и умений.
Данные направления включают в себя в полном объёме все универсальные учебные действия, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом (соответственно регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные).
В качестве ведущего направления выступает операционно-познавательное: именно здесь закладываются и формируются учебно-исследовательские умения, которые необходимы для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности. По мнению П. В. Середенко [2] совокупность необходимых теоретических знаний и умений определяется с учётом индивидуальных возрастных особенностей младших школьников и рассматривается во взаимосвязи с практическим их применением обучающимися.
Овладение младшими школьниками учебно-исследовательскими знаниями и умениями осуществляется на основе выполнения коллективных и самостоятельных исследований. Формирование у школьников конкретных умений проходит через следующие этапы:
1) выявление первичного представления о новом действии (умении), мотивация к его овладению;
2) приобретение знаний, связанных с выполнением действия;
3) практическое применение нового действия и его коррекция;
4) выполнение действия в новых условиях.
Следует отметить, что содержание занятий выстраивается таким образом, чтобы в процессе детального рассмотрения того или иного понятия младшие школьники могли параллельно применять его и к своему исследованию.
Остальные направления являются сопровождающими, без которых освоенные знания и умения не принесут ожидаемого результата.
Действительно, успешность овладения человеком какой-либо деятельностью во многом определяется заинтересованностью к ней. Содержание мотивационно-стимулирующего направления сосредоточено на привлечение младших школьников к осуществлению учебно-исследовательской деятельности, одобрении и поддержки проявления активности и самостоятельности, стремлении к познанию нового и неизвестного.
Содержание надпредметного курса «Я-исследователь, я познаю мир» позволяет естественным образом организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, основываясь на заинтересованность обучающихся к той или иной области знаний, тем самым, обеспечивая формирование необходимых для её осуществления знаний и умений.
Стимулирование интереса к овладению рассматриваемой деятельностью осуществляется на основе создания условий, направленных на проявление у школьников вопросов или затруднений при выполнении той или иной деятельности. Кроме того, целесообразным становится использование, соответствующих возрастным особенностям обучающихся, проблемных учебно-исследовательских задач и ситуаций, предъявляемых в начале занятия.
Содержательно-деятельностное направление предполагает использование разнообразных форм работы, направленных на совершенствование рассматриваемой деятельности: учебно-исследовательские работы и проекты, наблюдения, экскурсии.
Данные направления образуют целостное учебно-исследовательское пространство, обеспечивающие реализацию современных целей образования. В зависимости от содержания предметного материала целесообразно систематически использовать:
– занятия, связанные с усвоением учебно-исследовательских понятий и умений;
– занятия, в содержание которых включена учебно-исследовательская деятельность.
Эффективность организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников, а также руководство ею со стороны педагога обеспечивается на основе совокупности взаимосвязанных принципов.
– Принцип деятельности – предполагает максимальное включение младших школьников в активную учебно-исследовательскую деятельность, побуждает их к целенаправленному самостоятельному поиску необходимой информации, нового способа разрешения интересующего вопроса.
– Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения – подразумевает тесную взаимосвязь между получаемыми в школе знаниями с путями и способами их приобретения.
– Принцип конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса – предполагает поиск совместного разрешения возникающих вопросов, на основе согласованности действий, принятия взаимоприемлемых решений, в рамках интерактивного сотрудничества между всеми субъектами образовательного процесса.
– Принцип создания свободного пространства для инициативы и индивидуальной ответственности каждого участника образовательного процесса предполагает с опорой на субъективный опыт младших школьников создание условий, стимулирующих обучающихся к самостоятельному выбору содержания и способов деятельности.
Приоритетность выбора данных принципов обусловлена особенностями и сложностью организации и осуществления педагогом учебно-исследовательской деятельности совместно с младшими школьниками.
Содержание надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир» служит той средой, которая позволяет целенаправленно выстраивать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, которая организуется на основе выделенной нами структуры, включающей:
1. Выявление проблемы, формулирование темы исследования. В условиях внеурочной деятельности проблема формулируется на основе заинтересованности младших школьников к той или иной области знаний. На данном этапе подразумевается выявление и осознание интересующего младшего школьника вопроса, на который в настоящий момент нет ответа.
2. Постановка цели исследования. На данном этапе, в совместной деятельности между педагогом и обучающимися, обучающимися друг с другом, определяется цель предстоящей деятельности.
3. Выдвижение предположения (гипотезы). Данный этап предполагает совместное обсуждение между педагогом и обучающимися о том, как можно разрешить возникшую проблему.
4. Планирование исследовательской работы. На данном этапе формулируются задачи исследования, определяется последовательность совместных действий, направленных на решение проблемы.
5. Определение методов исследования. В процессе обсуждения между педагогом и обучающимися осуществляется выбор и обоснование необходимых методов исследования.
6. Сбор материала, проведение эксперимента. Данный этап включает поиск информации по проблеме, её изучение, систематизацию и анализ.
7. Обработка результатов исследования, формулирование выводов. На данном этапе осуществляется обобщение, сравнение, анализ полученной информации.
8. Описание исследовательской работы, представление результатов.
Следует отметить, что на протяжении всего периода реализации данного курса помимо овладения обучающимися методологической основой исследования параллельно идёт коллективная учебно-исследовательская работа сначала по одной теме. По мере овладения обучающимися данной деятельностью привлекаются индивидуальные темы. Главной особенностью реализации данного курса является то, что в процессе взаимодействия между обучающимися, педагогом и родителями осуществляется поэтапное делегирование полномочий младшим школьникам в организации учебно-исследовательской деятельности.
В 1 и 2 классе в совместной деятельности с педагогом младшие школьники определяют цель исследования, формулируют задачи («что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели исследования?»), выбирают необходимые методы исследования, планируют совместную учебно-исследовательскую деятельность. Далее педагог советует изучить необходимую литературу с последующим обсуждением полученной информации. Заключительным этапом становится систематизация необходимой информации, оформление полученных результатов исследования.
В 3 классе с опорой на интересы младших школьников осуществляется выбор темы исследования («подумайте, что вас интересует в данный момент?», «что бы хотелось узнать?»). В коллективной деятельности определяется цель, задачи исследования, формулируется гипотеза, выбираются необходимые методы исследования, планируются действия каждого участника учебно-исследовательской деятельности. Далее организуется практическая часть исследования: самостоятельный поиск необходимой информации, проведение опросов, опытов, экспериментов, обработка полученной информации.
В 4 классе при организации учебно-исследовательской деятельности вводится маршрут исследователя, который помогает младшим школьникам самостоятельно выстраивать собственную учебно-исследовательскую деятельность. Тематика исследовательских работ предлагается в соответствие с изучаемыми в начальной школе предметами. Младшим школьникам предоставляется выбор путей и способов осуществления учебно-исследовательской деятельности.
Эффективность организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников во многом определяется реализацией интерактивного сотрудничества посредством совместного погружения субъектов образовательного процесса в разрешение совместных учебно-исследовательских задач. Все участники образовательного процесса (обучающиеся, педагог, родители) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией. Решение возникающих учебно-исследовательских задач и ситуаций осуществляется посредством совместной деятельности субъектов, направленной на поиск знаний и способов действий, необходимых для решения проблемы [3].
На уровне взаимодействия педагога и обучающихся создаются условия для целенаправленного овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью. Проектирование образовательного процесса на основе совместного взаимодействия подразумевает целенаправленное, организующее и регулирующее влияние со стороны педагога на деятельность младших школьников. В связи с этим постепенно происходит расширение субъектной позиции младших школьников от «исполнителя» к «соорганизатору» и «организатору» посредством делегирования обучающимся полномочий в осуществлении учебно-исследовательской деятельности. В позиции «исполнитель» осуществляется постоянное организационное воздействие и регулирование со стороны педагога учебно-исследовательской деятельности младших школьников. В позиции «соорганизатор» младшие школьники выступают активными участниками осуществления совместной учебно-исследовательской деятельности, происходит делегирование обучающимся со стороны педагога полномочий в осуществлении некоторых этапов совместной учебно-исследовательской деятельности. В позиции «организатор» в осуществлении младшими школьниками учебно-исследовательской деятельности проявляется инициативность и самостоятельность. По мере овладения школьниками учебно-исследовательской деятельностью постепенно изменяется позиция педагога. На начальном этапе осуществления младшими школьниками учебно-исследовательской деятельности педагог выступает в роли организатора деятельности обучающихся. По мере овладения младшими школьниками рассматриваемой деятельностью акцент смещается к оказанию педагогом консультации и помощи.
На уровне взаимодействия обучающихся друг с другом отношения основываются на тесном сотрудничестве, партнёрстве между ними, с целью достижения поставленной цели, разрешения учебно-исследовательской проблемы. В условиях групповой или парной работы младшие школьники совместно планируют свои действия для разрешения задачи, проблемы.
На уровне взаимодействия обучающихся и родителей осуществляется помощь и консультирование младших школьников в осуществлении учебно-исследовательской деятельности со стороны родителей. В условиях осуществления домашней работы учебно-исследовательского характера действия родителей направлены на создание благоприятной обстановки для осуществления исследования, оказание помощи в подборе необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы исследования, оказание помощи в проведении наблюдений, экспериментов, опытов и т.д. В связи с этим для родителей разработаны памятки, где прописан алгоритм разрешения определённой учебно-исследовательской проблемы, даны рекомендации по овладению детьми необходимым терминологическим аппаратом.
На уровне взаимодействия между педагогом и родителями осуществляется включение родителей в совместную с детьми учебно-исследовательскую деятельность. В связи с этим для родителей организуются тематические собрания, практические семинары, мастер-классы по проблеме значимости для младших школьников учебно-исследовательской деятельности, а также повышения их компетентности в вопросах сопровождения детей в процессе осуществления учебно-исследовательской деятельности. Значимым является организация форума по обмену опытом. Содержание форума предполагает обсуждение вопросов и анализ проблем, возникающих у родителей в процессе осуществления совместной с младшими школьниками учебно-исследовательской деятельности.
Курс «Я-исследователь, я познаю мир» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому приоритетным становится оценивание успешности в осуществлении младшим школьником учебно-исследовательской деятельности. Положительной оценки, безусловно, достоин любой уровень достигнутых результатов.
В качестве основного критерия оценки выступает выполненная младшим школьником учебно-исследовательская деятельность, степень включённости обучающегося в работу, динамика собственного продвижения каждого ребёнка в овладении данной деятельностью. С учётом предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования требований к формированию универсальных способов деятельности, а также структуры и содержания учебно-исследовательской деятельности нами были выделены значимые критерии, на основе которых следует оценивать учебно-исследовательские работы младших школьников.
Кроме того, приоритетным в системе оценивания и рефлексии становится самооценка обучающимися своих собственных достижений: в процессе отработки учебно-исследовательских умений с помощью «Лесенки успеха» и на этапе завершения учебно-исследовательской деятельности с помощью «Шкалы активности».
Методическое сопровождение надпредметного курса включает в себя программу курса и пособие для младших школьников «Я провожу исследование» [5]. В содержание пособия входит: терминологический словарик; описание структуры учебно-исследовательской деятельности, карта индивидуального маршрута исследователя; шкала уровней, на основе которой ребёнок может сам определить степень своей активности в процессе осуществления данной деятельности. Материал, представленный в пособии, позволяет младшим школьникам на доступном уровне получить представление об учебно-исследовательской деятельности и её структуре, выстроить свой индивидуальный маршрут осуществляемой учебно-исследовательской деятельности с учётом своих познавательных интересов, потребностей и возможностей.
Младшие школьники, изучающие данный курс, принимают участие в учебно-исследовательской деятельности. Активность ребят также проявляется через участие в работе научных конференций и семинаров, предметных недель, олимпиад, конкурсах исследовательских работ: «Я – исследователь», «Мои первые открытия», «Радуга проектов», фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо», фестивале науки и искусства «ЛИК (Личность. Интеллект. Культура)» и т.д. Результативность участия в конкурсах есть показатель качества учебно-исследовательских работ.
За время реализации надпредметного курса наиболее интересными для младших школьников стали такие учебно-исследовательские работы, как: «Из какой породы древесины был сделан Буратино (Пиноккио)?», «Образ царевны в сказках А.С. Пушкина», «Выращиваем цветные кристаллы из соли», «Фонтан «Пожиратель детей», «Странствующий лист», «Утерянные буквы русского языка», «Зависит ли прочность зубов от стоимости зубной пасты», «Сказка «Теремок» в современное время», «Сколько весит ранец школьника» и др.
Библиографическая ссылка
Чуфенёва А.Ю. ПРОГРАММА НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, Я ПОЗНАЮ МИР» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 316-320;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9582 (дата обращения: 21.11.2024).