Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) введена в учебные планы вузов приказом Министерства образования России в 1990 году. В настоящее время она представляет собой оформившуюся во всех отношениях структурную единицу основных профессиональных образовательных программ со своим мотивационно-целевым компонентом, понятийным аппаратом, оригинальным содержанием и 25-летним опытом организации обучения. За прошедшие годы в стране были подготовлены тысячи специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности технического и педагогического профиля, созданы научные школы, развернута просветительская деятельность, изданы научные работы, учебные и учебно-методические пособия соответствующей направленности. Можно констатировать также, что сейчас в России в целом сформировано позитивное общественное мнение о необходимости первоочередного решения проблем не только обеспечения государственной безопасности (эта мысль была одним из лейтмотивов советской эпохи), но и обеспечения безопасности отдельного человека. Столь значимые результаты требуют безмерного и безоговорочного уважения к людям, причастным к их достижению. Среди них были С.В. Белов, Л.А. Михайлов, В.В. Сапронов и многие другие, а также и сегодня остаются ныне здравствующие и непреклонно «стоящие в строю» на передовых рубежах борьбы за подготовку подрастающего поколения к безопасной жизни и деятельности, хорошо известные всему научно-педагогическому сообществу не только у нас в России, но и далеко за её пределами.
Мы же постараемся здесь осветить лишь две основополагающие части проблемы, с которой столкнулись в своей научной и педагогической деятельности. О некоторых других из них остановимся лишь фрагментарно, т.к. о них подробно изложено в наших работах, приведённых в библиографии.
Первое. Сегодня как никогда необходим чёткий ответ на вопрос: «БЖД» – что это: наука, научная область или научно-образовательная область? Ответ на него имеет ключевое значение, так как любая наука, должна, иметь свой собственный устоявшийся и принятый научной общественностью и практиками понятийный аппарат, собственные теории, теоремы, аксиомы. Сегодня на сей счёт о БЖД имеются множественные трактовки. В частности, анализ ряда печатных и электронных источников предлагает «Безопасность жизнедеятельности» трактовать или как науку или как область научных знаний. Это, по некоторым данным, наука: изучающая «..общие закономерности опасных явлений, соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания» [1, с. 2]; «...о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания (окружающей средой)», которая осуществляется или «в условиях производственной среды или окружающей природной среды, т.е. в среде обитания» [5, с. 5]; «...об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания» [7]; «...о сохранении здоровья человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни человека, а также вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» [9, с. 3]. Интересное понятие мы находим и в Википедии: – это наука «...о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания», являющейся «составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника», и реализуемой также в целях «снижения риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора» [4]. Но даже есть и такое: ... наука имеющая целями «...защиту человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности» [6, с. 12].
Или же, в отличие от названных, БЖД представляют как область научных знаний: исследующую «...общие опасности, угрожающие социуму, закономерности их возникновения и проявления» и разрабатывающую «соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека» [3, с. 4] или «...общие закономерности опасностей, возникающих в различных условиях обитания человека, и разрабатывающую методы и средства защиты от этих опасностей» [8, с. 6]; изучающую: «...опасности и способы защиты от них человека и общества в любых условиях обитания и деятельности» [10, с. 13]
Уже беглого анализа приведенных трактовок понятия безопасность жизнедеятельности, представляющих собой, по сути, конгломерат понятий и терминов, отражающих как природную, так и социальную сущность бытия человека, достаточно, чтобы понять, что:
– с одной стороны, среди авторов нет единого мнения даже в толковании целей науки и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
– а с другой, ? рассуждая о соответствующих целях, большинство авторов акцентирует свое внимание на обеспечении безопасности человека, рассматриваемого хотя и в контексте его природных и общественных связей и взаимодействий, но в отрыве от его высокого социального предназначения.
Указанные формулировки целей «Безопасности жизнедеятельности» априори исключают возможность постановки вопроса о личной жертвенности для решения общественно значимых задач. Сам же социум, главным образом (за исключением случаев разработки проблем национальной безопасности), рассматривался и рассматривается в рамках БЖД в контексте проявления и негативного воздействия на индивидуума опасностей соответствующего происхождения».
Наша точка зрения БЖД – это пока что научно-образовательная область и будет она именно такой областью, до тех пор пока научное сообщество не примет на своё вооружение единый по смыслу и логики толкования её понятийный аппарат. Без такового о какой-либо науке не может быть и речи! И разработает соответствующие теории, теоремы и докажет их, выведет аксиомы... Что касается «устоявшегося, принятого научным сообществом понятийного аппарата» в области БЖД, то, прежде всего, необходимо решить и определить, что мы понимаем под терминами опасность и безопасность.
Наше философско-логическое исследование на эту тему началось в начале 2000 годов текущего столетия [12; 18 и др.], и продолжается сегодня [15; 16; 19 и др.]. Поэтому мы уверены, что «опасность – это состояние системы, выражающее её способ существования, стремящееся к высвобождению своей внутренней энергии, вещества и информации через собственное разрушение. А безопасность – это также состояние системы, выражающее тоже способ её существования, но, в противовес опасности он обеспечивает её собственное равновесное состояние как внутри себя в целом и в своих структурных составляющих (подсистемах, элементах, «единицах» и т.п. и их структурах), так и во взаимодействии самой системы и ее структур, с ее окружением.» [19, с. 84] Здесь «...способ существования системы, – по нашему определению, – это порядок устройства системы, выражающий закономерно сложившийся уклад её существования во времени и пространстве» [16, с. 73]. А сами эти понятия мы отнесли к философским категориям, присущим всем, без всякого на то исключения, системам не зависимо от природы их происхождения [12] .
Исходя из этих понятий, мы ставим под сомнение вытекающие из них и существующие сегодня, широко применяемые в педагогической практике такие, как: культура безопасности и, тем более педагогика безопасности. Почему? Потому что «культуры безопасности», по нашему убеждению, как таковой нет в природе... и не могло быть в принципе. Понятие «культура», как известно, относится к чисто человеческому феномену. Оно всегда подразумевает «деятельность» и сопряжено с ним: – это деятельность человека, группы людей, общества, государства, человечества. В то же время само понятие деятельность то же, как известно, относится только к человеку и людям, т.е. к социуму... В животном мире нет деятельности... А «опасность – это состояние системы..» и «безопасность – это также состояние системы....». О какой тогда культуре «состояния системы» можно говорить? То же относится и к понятию – «педагогика безопасности»... (получается по-нашему видению абсурдно, да и только!!!) Что такое «педагогика»?.... Мы знаем, что педагогика – это (в самом обобщённом понимании этого термина) наука о законах воспитания и образования человека, или, иначе говоря, это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. А безопасность – это состояние системы... какая педагогика состояния системы может быть?
Или, к примеру, взять такое понятие как ноксология... До сих пор нам не понятно утверждение, что (цитируем): «Ноксология – наука об опасностях материального мира Вселенной – является составной частью науки «Экология» (Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой средой) и рассматривает взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей их средой на уровнях, приносящих ущерб здоровью и жизни организмов или на уровнях, нарушающих целостность окружающей их среды» [2, с. 4], которое мы видим в учебном пособии С.В. Белова и Е.Н. Симаковой, опубликованного в приложении к известному журналу «Безопасность жизнедеятельности» в 2010 году и уже распространяющемуся отдельным изданием в качестве учебника для бакалавров по Интернету. Об этом абсурде (о «науке об опасности»...) мы прямо заявляли в 2013 году в г. Ярославле на Международной научно-практической конференции «Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты», посвященной 10-летию кафедры безопасности жизнедеятельности Ярославского ГПУ им. К.Д. Ушинского (27-28.11.2013) [11]. Не удивительно, но в этом же пособии мы находим, что термин «ноксология» произошёл от греческого «ноксо» – опасность и «логия» – учение. Но почему в основе положено именно греческое слово ноксо (по гречески опасность – это κ?νδυνος и оно нисколько не похоже на ноксо...)?, а не, допустим, английское «danger», французское «danger», итальянское «pericolo» или украинское «небезпека»? А как могло бы звучать-то: дейнджерлогия или периколология, или небезпекология... Известно, что у нас в русском языке много слов образованных не только от греческого, но и от французского, английского, итальянского, а тем более от украинского. Но почему-то выбрали именно греческое... как будто у нас своих русских слов нехватка...
Вот и получается, что «ноксология» – это учение об опасности и не более того. Но ясно же, что это же не наука, а лишь учение!!! Так видимо и надо относится к этому понятию и, раскрывая его, пояснять его содержание, коли уж приняли «на вооружение», а не придавать ему «сходу» статус науки. И совсем уже непонятно, что означает термин «ноксологическая культура» – это, так называемая, «опасноизучающая» культура? В разъяснениях В.В. Девисилова, видимо автора рассматриваемого термина, (см. в Интернете) мы нашли его пояснение в скобках: «ноксологическая культура (культура безопасности)». Интересно то, что во многих вузах России, от Москвы до Сахалина, в рабочих планах по этой дисциплине можно найти ... ноксологию, а кое-где и ...ноксологическую культуру. Как это могло получиться?
Нам предельно ясно одно, что вузовская дисциплина БЖД – это естественно-гуманитарная интегрированная дисциплина, в основе которой лежат достижения человечества в области объективных знаний о природе и обществе. Стереотипы в определении понятия безопасность жизнедеятельности, а равно с этим и понятие жизнедеятельность объективно и субъективно преследуют педагогическую общественность на протяжение многих последних лет – они остаются порой неизменными со времён введения в государственную систему образования предмета ОБЖ и дисциплины БЖД [11]. Сегодня настало то время, когда, исходя из современного понимания рассматриваемой проблемы, на основе обновлённой научной базы в области БЖД необходимо менять эти стереотипы.
И второе. К следующей проблеме, или одной из составляющих системной проблемы подготовки подрастающего поколения россиян к обеспечению безопасной жизни и деятельности не только личной, н и окружающих их людей, мы относим проблему программно-содержательного обеспечения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном вузе. Почему в гуманитарном вузе? Только потому, что в технических вузах эта проблема «худо или бедно», но решается, так как существующие кафедры БЖД – это ранее бывшие кафедры «Охраны труда и техники безопасности». А у них, как известно, накоплен огромный многолетний опыт подготовки студентов-технарей в этой области. Мы же выносим на суд научной и педагогической общественности наше собственное видение структуры вузовской дисциплины БЖД (прежде всего – гуманитарный блок), её базовое программно-содержательное обеспечение для студентов гуманитарных специальностей и др.
Как известно, дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» многие специалисты и преподаватели вузов относят к естественно-гуманитарной интегрированной дисциплине, основанной на достижении человечества в области объективных знаний о природе, техногенной среде и обществе, опирающаяся на систему следующих ведущих научно-практических направлений. По мнению Русака О.Н., Петрова С.В., Якупова А.М. и др. [8; 13; 17 и др.] к ним относятся:
– изучение состояний окружающего мира, закономерностей и законов его развития с точки зрения проявления опасностей для всего живого, включая человека;
– раскрытие природы происхождения опасностей для людей, возникающих в среде их обитания;
– определение принципов, методов, форм и технологий защиты человека и социума от окружающих и действующих на них опасностей, обеспечивающих безопасность жизни и деятельности человека, сообществ людей, общества и государства, результатов их деятельности, направленных на повышение собственного благосостояния;
– подготовка людей к безопасному участию в организации и осуществлении повседневной жизни и деятельности.
Исходя из этого, процесс подготовки студентов гуманитарных специальностей по дисциплине БЖД, как мы полагаем, должен представлять собой образовательную систему, состоящую из трёх структурных компонентов: целевого, содержательного, результативного (рисунок) [14].
Целевой компонент (целевая часть системы, отражённая в Федеральном государственном образовательном стандарте, т.е. ФГОС), определяющий направления и конечный результат – сформированность компетенций выпускника определённой специальности, т.е. компетенции будущего специалиста в конкретном виде трудовой деятельности. Это и есть сам ФГОС нового поколения.
Содержательный компонент – ядро системы. Иначе говоря – это базовая программа, основанием которой является ФГОС. Именно этот компонент выступает содержательно-целевой частью всей вышеназванной системы или её базовой программой.
Предлагаемая образовательная система по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в вузах (гуманитарные специальности)
Существующая «Примерная программа дисциплин (курса) «Безопасность жизнедеятельности» (Рекомендована Министерством образования и наукам Российской Федерации для всех направлений высшего профессионального образования (бакалавриат и специалитет) – Москва, 2010) сегодня уже не может выступать в роли содержательного компонента предлагаемой нами системы в силу того, что она уже «морально» устарела и ориентирована в основном на студентов, обучающихся инженерным специальностям.
Поэтому нужна новая «Примерная программа...» (содержательный компонент) в замен вышеназванной. И она должна быть не для «всех направлений высшего профессионального образования (бакалавриат и специалитет)», а именно для гуманитарных специальностей и/или гуманитарных вузов.
Реализация содержательного компонента на практике осуществляется посредством внедрения базовой программы (иначе говоря, программно-содержательного компонента системы), которая должна содержать в себе требования ФГОС. Она является основой содержания образовательной деятельности. Это системообразующий компонент системы подготовки студентов к обеспечению как личной безопасности, так и окружающих их людей («костяк» или «системообразующая ось»). Базовая программа показывает, что должно быть в основе содержания образования, т.е. отвечать на главный вопрос: чему учить? и определяет в каких направлениях необходимо двигаться преподавателю БЖД.
Содержательный компонент, как мы полагаем, должен реализовываться на практике посредством внедрения двухуровневой рабочей программы, которую мы относим к результативному (практическому) компоненту системы. Очевидно, что именно исходя из этого компонента и опираясь на него, преподаватель вуза и должен составлять свою двухуровневую рабочую программу, предусматривающую как теоретическую её часть (общая подготовка всех студентов), так и практическую (целенаправленную на специфику их будущей деятельности). Его отсутствие сегодня порождает «самостийность преподавателей» в рассматриваемой области подготовки студентов-гуманитариев. Поэтому сегодня в вузах царит, по нашему мнению, определённый «хаос» – каждый преподаватель, не имея официальных и научно обоснованных ориентиров в рассматриваемой нами области, старается в силу своих собственного уровня знаний (профессиональной подготовки) и жизненного опыта предлагать только ему известные содержания рабочих программ.
Результативный компонент (технологическая часть системы) – это двухуровневая рабочая программа, разрабатываемая непосредственно самим преподавателем дисциплины БЖД с целью её реализации в учебном процессе. Непременно опираясь при этом на содержательный компонент, он – результативный компонент – должен логически вытекать из неё. Данный компонент – эта завершающая часть системы. И, как мы представляем, именно он является технологической программой по организации и осуществления подготовки студентов гуманитарных специальностей к обеспечению ими безопасной жизни и деятельности как собственной, так (что особенно важно) и тех, с кем предстоит им жить и работать после окончания вуза.
Первый уровень рабочей программы – общетеоретическая подготовка студентов гуманитарных специальностей по единой базовой программе, включающей требования ФГОС и основные тематические разделы и направления образования по безопасности жизнедеятельности, вытекающие из «базовой программы» (содержательного компонента). Она в обязательном порядке содержит все разделы рабочей программы с указанием «технологических» моментов: количества часов лекций, практических занятий и семинаров.
Второй уровень рабочей программы (завершающая часть системы: прикладная полюс контрольная части) процесса подготовки студентов-гуманитариев по дисциплине БЖД направлена на выполнение работ в период подготовки выпускной квалификационной работы. На данном этапе обучение безопасности жизнедеятельности должно предполагать специальную подготовку по практико-ориентированной программе (т.е. подготовка к работе на том объекте, где придётся трудиться будущему выпускнику) по теме, например, «Защита учреждения и обеспечение безопасности человека в нём. При этом рассматриваемый этап конкретной подготовки к работе на объекте (будущем или потенциальном месте трудоустройства) должен быть отражён в выпускной квалификационной работе.
Этот подкомпонент (второй уровень рабочей программы, или иначе говоря, завершающая часть системы: прикладная полюс контрольная части), к сожалению, пока даже и не разрабатывался. Это связано и определяется только тем, что подготовка будущих выпускников-гуманитариев в гуманитарных вузах Российской Федерации до сих пор не предусматривает, что они в скором времени могут стать и часто становятся руководителями каких-либо структурных подразделений в гуманитарной области деятельности. Анализ показал, что общеобразовательными программами по подготовке бакалавров и специалистов гуманитарной специальности (ни по одной из изученных нами!) не предусматривается того, что в лице выпускников вузов необходимо видеть будущих руководителей учреждений.
Поэтому сегодня дело ограничивается лишь тем, что студенты, прослушав курс БЖД, смогут обеспечить лишь свою собственную безопасность. Они выходят из стен вузов практически не готовыми организационно обеспечивать безопасность своих будущих коллег и подчинённых. В отличие от технических вузов, где всегда уделялось и уделяется этому принципиально другое значение – выпускников готовят как будущих руководителей и их итоговые дипломные работы предусматривают разделы, посвящённые технике безопасности и охране труда (прикладная часть БЖД).
Убеждены в том, что уже пришло время для Минобрнауки Россий Федерации, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, например, такими, как: МЧС, МВД, Минздрав РФ и др. определиться, что же давать студентам-гуманитариям по их подготовке к безопасной жизни и деятельности в ней, и в каком минимальном объёме это должно быть. И позиция Минобрнауки РФ, на наш взгляд, должна заключаться в том, чтобы дать соответствующие разъяснения и указания на места, предусмотрев при этом разработанной и утверждённый им же содержательный компонент системы образования в области БЖД для гуманитарных вузов, как например это есть у технических вузов.
Предлагаем УМО по БЖД при Минобрнауки Российской Федерации организовать (выступить инициаторами) обсуждение проблемы подготовки студентов к безопасной жизни и деятельности и её организации в различных учреждениях, где им предстоит трудиться после окончания вузов. И в рамках такого обсуждения, определяя роль и значение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе подготовки будущих руководителей учреждений или/и их структурных подразделений найти ей достойное место среди множества других дисциплин, изучаемыми студентами гуманитарных специальностей вузов. Такое обсуждение необходимо провести в широком кругу преподавателей дисциплины БЖД совместно с учёными и специалистами, осуществляющими свою деятельность в этой области.
Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – достаточно сложный, наукоёмкий, содержательный процесс. Вместе с этим считаем необходимым отметить, что естественно-гуманитарный интегрированный характер «Безопасности жизнедеятельности» как учебной дисциплины практически повсеместно не учитывается при планировании образовательного процесса. В учебных планах специальностей и направлений подготовки студентов БЖД, как правило, оказывается в первом семестре. Имеющиеся в это время у обучаемых и естественнонаучные, и гуманитарные знания школьного уровня не позволяют обучаемым осваивать многое из предлагаемого материала даже на уровне пони-мания, не говоря уже об уровнях применения, анализа и т.д. Оторванность БЖД от будущей профессиональной жизни студентов характеризуется также тем, что даже полученные на занятиях по «Безопасности жизнедеятельности» знания оказываются большей частью не востребованными ни в ходе производственной практики, ни в ходе выполнения квалификационных работ.
Поэтому предлагаем: во-первых, исходя из принципа доступности, утверждающего, что содержание, формы, средства и методы обучения должны соответствовать уровню подготовленности обучаемых. Необходимо сделать корректировку учебных планов вузов, перенеся БЖД не ранее, чем на 7 семестр, когда основные дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла, а также математического и естественнонаучного циклов будут пройдены.
Во-вторых, принцип связи обучения с жизнью может и должен стать основанием для включения вопросов, касающихся безопасности жизнедеятельности в программы производственной практики и квалификационные работы студентов.
Исходя из сказанного резюмируем: определять место (очерёдность) дисциплины БЖД в образовательном процессе необходимо исходя из принципов «последовательности» и «технолого-педагогической архитектуры», опираясь на уже полученные в процессе обучения в вузе студентами фундаментальных знаний в области педагогики, психологии, биомедицины и т.д., т.е. уже после их усвоения, изучив соответствующие им вузовские дисциплины [11] .
Мы надеемся, что наши предложения окажутся полезными в обучении студентов гуманитарных специальностей в вузах России, а также в профессиональной переподготовке учителей, преподавателей всех образовательных уровней, а также будет способствовать успешной адаптации к новым российским федеральным государственным образовательным стандартов.
Библиографическая ссылка
Якупов А.М., Кувшинова И.А., Костенок П.И., Денисова В.В. ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» СТУДЕНТАМ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМА ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 321-328;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9583 (дата обращения: 03.12.2024).