В условиях реформирования российской государственности и становления системы местного самоуправления вопрос формирования корпуса высокопрофессиональных, специально подготовленных муниципальных служащих, способных эффективно решать вопросы местного значения, приобретает первостепенное значение.
Практика развития местного самоуправления в Российской Федерации свидетельствует о том, что профессиональный уровень муниципальных служащих не соответствует запросам времени, наблюдается систематическое отсутствие необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, что приводит к падению эффективности функционирования системы органов местного самоуправления в целом и потере их авторитета в глазах местного сообщества.
Проблема профессионального образования муниципальных служащих является общероссийской проблемой. Так, в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики на конец 2013 года количество муниципальных служащих в Российской Федерации составило 389,5 тыс. человек [1], доля имеющих высшее образование составило 82 % (рис. 1).
При этом 17,2 % муниципальных служащих имели высшее образование по направлению гуманитарных и социальных наук, медицинским специальностям, из них по юриспруденции – 12,6 %, экономике и управлению – 37,9 %, государственному и муниципальному управлению – 7,1 %. По техническим наукам 3,1 % муниципальных служащих имели высшее образование, педагогическим – 14,3 %, сельскохозяйственным – 6,7 %, по другим – 1,1 %.
Таким образом, абсолютное большинство муниципальных служащих Российской Федерации имеют высшее образование по социально-экономическим наукам и всего лишь 7,1 % по государственному и муниципальному управлению. Исходя из этого, задача повышения профессионального уровня кадрового состава органов местного самоуправления остается актуальной и приоритетной.
Рис. 1. Структура высшего образования муниципальных служащих в РФ
По итогам исполнения муниципального заказа в рамках реализации муниципальных целевых программ в 2013 году 20 721 муниципальный служащий получили дополнительное профессиональное образование [1], что составило 5 % от общего числа муниципальных служащих в Российской Федерации. В свою очередь, из получивших дополнительное профессиональное образование 19 876 человек – 95,9 % муниципальных служащих повысили квалификацию, 45 человек – 0,2 % прошли стажировку и 789 муниципальных служащих – 3,8 % прошли профессиональную переподготовку (рис. 2).
Рис. 2. Доля муниципальных служащих получивших дополнительное профессиональное образование (по видам) в 2013 году
Таким образом, наблюдается изменение приоритета в обучении муниципальных служащих от профессиональной переподготовки к повышению квалификации и потребность в получении дополнительного образования на муниципальной службе намного меньше, чем в повышении квалификации.
Данное обстоятельство можно объяснить несовершенством законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации. Согласно требованиям п. 7 статьи 11 Федерального закона № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право только на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета. В соответствии с п. 3 статьи 32 Федерального закона № 25 одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы является повышение квалификации муниципальных служащих.
В свою очередь, законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено три вида дополнительного профессионального образования: профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка. Ввиду преемственности гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации муниципальные служащие имеют право на аналогичные виды дополнительного профессионального образования, как и гражданские служащие. Однако, исходя из требований законодательства, для муниципальных служащих предусматривается только повышение квалификации за счет средств местного бюджета, а профессиональная переподготовка должна осуществляться за счет личных средств муниципальных служащих [2].
При сохраняющейся ситуации все муниципальные служащие Российской Федерации смогут пройти обучение только за 20 лет, что в условиях быстрого устаревания знаний и информации совершенно не способствует эффективному использованию трудового потенциала муниципальных служащих.
Для сравнения, на конец 2013 года количество государственных гражданских служащих в Российской Федерации составило 827,5 тыс. человек [1], из них получили дополнительное профессиональное образование по государственному заказу 109 717 человек [1], что составило 13,2 % от общего числа государственных гражданских служащих.
Из получивших дополнительное профессиональное образование 107 336 человек – 97,8 % государственных гражданских служащих прошли курсы повышения квалификации, 272 человек – 0,2 % прошли стажировку, 1 993 государственных гражданских служащих – 1,8 % прошли профессиональную переподготовку.
Следовательно, количество прошедших обучение государственных гражданских служащих по государственному заказу составило – 13,2 % по сравнению с количеством муниципальных служащих – 5 %, что свидетельствует о непропорциональной скорости и сроках обновления профессиональных знаний государственными и муниципальными служащими в рамках предусмотренной законодательством взаимосвязи между государственной гражданской и муниципальной службы в области единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации.
Исследование обнажило значительные проблемы в плоскости профессионального образования муниципальных служащих. Причем, эти проблемы не сводятся лишь к формированию и дальнейшему развитию у служащих профессионально значимых умений и навыков. Прикладная значимость этих умений и навыков растет в зависимости от уровня их востребованности, в зависимости от того, насколько способствуют их реализации и применению условия, созданные в муниципальных образованиях и органах местного самоуправления.
Профессиональное развитие муниципальных служащих должно иметь конкретный результат, который соответствовал бы и системным потребностям муниципальной службы, и личностным ожиданиям служащих. Таким результатом можно считать должностной рост, процесс реализации муниципальными служащими своих профессиональных возможностей, опыта, личных и деловых качеств.
В 2013 году профессором В.А. Мальцевым, было проведено социологическое исследование, позволившее выявить ряд проблем, которые возникают на муниципальной службе в связи с вопросами профессионального образования муниципальных служащих. В ходе исследования было опрошено 465 муниципальных служащих, проживающих в Нижегородской области и Нижнем Новгороде [3] и определена степень востребованности в органах местного самоуправления специалистов с различным уровнем образования (табл. 1).
Анализ ответов респондентов об оценке степени востребованности в органах местного самоуправления муниципальных служащих с различным уровнем образования позволяет сделать следующие выводы:
– в настоящее время очень низкий уровень востребованности специалистов, получивших среднее специальное образование по специальности государственное и муниципальное управление (62,8 % муниципальных служащих дали низкую оценку степени востребованности);
– в одинаковой степени востребованы специалисты, имеющие базовое высшее образование по специальности государственное и муниципальное управление, либо высшее образование на базе высшего или среднего специального образования по специальности государственное и муниципальное управление, либо повысившие квалификацию или прошедшие профессиональную переподготовку по специальности государственное и муниципальное управление (все четыре варианта подготовки специалистов получили близкие оценки среднего уровня востребованности).
Степень востребованности в органах местного самоуправления муниципальных служащих с различным, уровнем, образования, чел., %
Уровень образования |
Степень востребованности |
Не могу оценить |
||
низкая |
средняя |
высокая |
||
Специалисты, получившие среднее специальное образование по специальности государственное и муниципальное управление |
62,8 |
11,2 |
0,6 |
25,4 |
Специалисты, получившие первое высшее образование по специальности государственное и муниципальное управление |
27,5 |
53,1 |
4,1 |
15,3 |
Специалисты, получившие высшее образование на базе высшего или среднего специального образования по специальности государственное и муниципальное управление |
21,1 |
57,0 |
6,7 |
15,3 |
Специалисты, повысившие квалификацию на курсах в сфере государственного и муниципального управления |
31,0 |
48,4 |
4,9 |
15,7 |
Специалисты, прошедшие профессиональную переподготовку в сфере государственного и муниципального управления |
26,0 |
52,9 |
6,2 |
14,8 |
Подводя итог, необходимо сделать вывод, что профессиональное развитие муниципальных служащих на текущем этапе развития муниципальной службы нуждается в модернизации. Муниципальный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку муниципальных служащих осуществляется в недостаточном объеме; выбор направлений дополнительного образования муниципальных служащим не носит стратегический характер профессионального развития, а осуществляется по текущей ситуации.
Негативными последствиями сложившейся системы профессионального развития муниципальных служащих в Российской Федерации является то, что образование, соответствующее направлению деятельности имеют 7,1 % муниципальных служащих, непрофильное профессиональное образование – 92,8 %.
Принятие и реализация программ профессионального развития муниципальных служащих органов местного самоуправления позволит изменить сложившуюся динамику, сформировать систему профессиональной подготовки муниципальных служащих и обеспечить непрерывное профессиональное развитие кадров муниципальной службы с учетом имеющихся ресурсов, потребностей, целей, задач развития муниципального образования. Профессиональное развитие муниципальных служащих представляется целесообразным осуществлять на основании данных мониторинга и прогноза состояния и динамики кадров органов местного самоуправления.
Библиографическая ссылка
Солдаткин А.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И РЫНОК ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 12-15;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9598 (дата обращения: 21.11.2024).