Деятельностный подход, по мнению многих психологов и педагогов, является уникальным, так как охватывает широчайший спектр познавательных процессов и свойств личности. Основанием деятельностного подхода выступает общепсихологическая теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, основным положением которой является положение о ведущей роли деятельности в процессе образования и развития личности [2; 4].
Деятельностный подход мы рассматриваем как один из методологических направлений исследования, используемых для описания, объяснения и проектирования различных предметов и явлений, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности. Он позволяет разработать содержание исследовательской работы курсантов, воспроизводящее эффективное субъект-субъектное взаимодействие участников, раскрыть её особенности в учебных и внеучебных условиях военно-профессиональной подготовки. Применительно к нашему исследованию, деятельностный подход предполагает такую организацию исследовательской работы, при которой курсанты выступают субъектами образовательного процесса. Они активно участвуют в определении целей, конструировании содержания, планировании деятельности, её организации и регулировании, в рефлексивном анализе результатов, в диалоге с преподавателем, как способе критического осмысления своей деятельности и результатов. Ориентация на деятельностную составляющую исследовательской работы позволяет не столько учитывать имеющийся субъектный опыт курсантов и их образовательные возможности, сколько способствует конструированию нового отношения к процессу познания, активному взаимодействию, развитию самостоятельности, познавательного интереса и творческих способностей.
В общефилософском смысле понятие «деятельность» можно представить как специфическую человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры; специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя [3].
В качестве основных функций деятельности психологи выделяют следующие: объяснительный принцип, универсальное основание человеческого мира; предмет объективного научного исследования, то есть как нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины в соответствии со спецификой ее задач и совокупностью её понятий; предмет управления – то, что подлежит организации в систему функционирования и/или развития на основе фиксированных принципов; предмет проектирования, то есть выявление способов и условий оптимальной реализации преимущественно новых видов деятельности; ценность в различных системах культуры [1]. На основании этого можно сделать вывод о сложности и многофункциональности любого вида деятельности, в том числе и исследовательской.
Рассматривая структуру деятельности, мы полагаем, что основным её компонентом должна быть совокупность взаимосвязанных действий, направленных на получение результата, соответствующего цели. Дополнительными, но не менее важными компонентами деятельности являются мотив и условия.
Безусловно, организация исследовательской работы курсантов должна быть тесно связана с развитием у них мотивационной готовности к поиску и решению новых задач за пределами любого внешнего контроля. Преподаватель, организующий исследовательскую работу, должен создавать мотивы, непосредственно стимулирующие деятельность курсантов. Положительные мотивы, интерес, увлеченность поиском решений актуальной проблемы придают исследовательской работе курсантов определенную направленность, смысл входящим в нее действиям, стимулируют их выполнение. Наличие мотивов часто является совершенно обязательным и необходимым условием осуществления деятельности.
Следует отметить, что одних побуждающих мотивов, идущих от преподавателя, недостаточно для того, чтобы курсант активно принимал участие в исследовательской работе, проявлял самостоятельность и интерес. Содержание деятельности, не имеющей значимого для курсанта широкого, обобщенного мотива, лишено субъективного смысла для её выполнения.
Другим важнейшим системообразующим фактором организации исследовательской работы курсантов является цель, которая выступает координатором всех её элементов, определяет прогнозирование, планирование, структурирование, организацию и проведение исследования, методы и средства достижения проектируемых результатов.
Целью организации исследовательской работы курсантов являются создание комплекса условий для овладения исследовательскими умениями и навыками, способами исследовательской деятельности как важного фактора становления и развития исследовательской компетенции будущего специалиста; формирование военно-профессиональных ценностей, способностей и личностных качеств, необходимых для исследовательской работы; развитие мотивов, потребностей, связанных с заинтересованностью в исследовательской работе, в повышении качества обучения и воспитания будущих офицеров; формирование исследовательской компетенции как составляющей военно-профессиональной компетентности, её становление и развитие; развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Четко сформулированная цель позволяет определить не только содержание, но и направленность всей образовательной системы вуза, сконцентрировать внимание на существенных особенностях организации исследовательской и опытно-экспериментальной работы в нём.
Таким образом, в соответствии с целью исследовательская работа курсантов осуществляется, во-первых, как организация условий для проведения исследования, а, во-вторых, как самоизменение участников исследовательского процесса. При этом во внутреннем плане происходит развитие военно-профессиональных мотивов, выработки профессионально-ценностных ориентаций, а во внешнем плане – приобретение навыков исследовательской деятельности, формирование исследовательской компетенции.
Реализация любой деятельности успешно осуществляется при определенных условиях, необходимых для прогноза и проектирования своих действий. Согласование условий и целей позволяет исследователю анализировать и учитывать меняющиеся условия, выстраивать способы действий, определять их последовательность, а затем практически воплощать в исследовательском проекте.
Библиографическая ссылка
Елагина В.С., Панасенко Ю.А. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 50-51;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9628 (дата обращения: 03.12.2024).