Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

К ВОПРОСУ О СИМВОЛИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКЕ НУМЕРОЛОГИЧЕКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Исина Г.И. 1 Абилев Т. 1
1 Карагандинский государственный университет им. акад. Е.А. Букетова
1. Ключников С.Ю. Священная наука чисел. – М.: Беловодье, 1996. – 192 с.
2. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских странах. Образы мира и миры образов. – М.: Гуман. издат. центр ВЛАДОС, 1996. – 416 с.
3. Исина Г.И. Компаративная фразеология: структура и семантика. – Караганды: ТОО «Арко», 2012. – 142 с.

Число является языковым отражением мыслительной категории количества. Все предметы окружающей нас действительности имеют не только качественную сторону, но и количественную определенность. Понятие числа возникло еще в древнем мире из-за необходимости вести исчисления и измерения объективного мира. Счет отдельных предметов сыграл большую роль в практической деятельности людей, в которой закреплен определенный культурно-исторический опыт человека. Высока значимость чисел и в символике. Особенность символов заключается в том, что их история уходит в глубину веков, к древним представлениям о вселенной, к мифам и обрядам.

В работе исследуется семантика фразеологических единиц, характерным признаком которых является их антропоцентрическая сфокусированность, подразумевающая тесную связь языка с человеком, его сознанием, мышлением и духовно-практической деятельностью. Применение методов компонентного, семантического анализа, а также метода интерпретации фразеологизмов с помощью лингвокультурологического комментария способствовало раскрытию национально-культурной специфики фразеологизмов.

Процесс вовлечения в символическое применение числительных связан с сохранением традиционной мифопоэтической семантики чисел, представлений об их магических свойствах. Обожествляясь (или демонологизируясь), число в архаической культуре в одном случае приобретало свойства покровительства и способности быть средством космизации, в другом воспринималось как «ущербное». При этом символическую семантику получало не только конкретное число, но и сам числовой ряд, определенные его фрагменты.

Числа являются универсальными символами. Причина отождествления чисел с идеями-символами объясняется подходом примитивного человека к изучению окружающего мира, стремлением исчислить сущее путем взвешивания и определения количественных характеристик мироздания. Пытаясь познать все оттенки смысла числа, люди связывали его с различными планами и уровнями бытия, небесными сферами, планетами.

Универсальность символических значений чисел, фигурирующих в мировой культуре, наблюдается в семантике нумерологических фразеологических единиц.

Все числа происходят от единицы, которая эквивалентна мистической, не выявленной и не имеющей размер силе. В аспекте природном (космическом) единица предстает символом единства и активности природы; в человеческом аспекте единица символизирует собой активную духовную волю человека. … Число один символизирует собой не только единство, но и первотолчок, первое движение и начало» [1: 37].

Единица – важнейшее мистическое число, символ начала, единства и цельности, воплощение божественной сущности и аллегория космической оси. Во всех мировых религиях единица олицетворяет Бога. Единица – символ солнца, здоровья, богатства и безопасности. Исследуя семасиологические связи индоевропейских слов, М.М.Маковский утверждает, что единица – символ вертикально стоящего человека (микрокосма), а также символ творческого начала, силы, энергии, превосходства, удачи [2: 390]. Применительно к человеку число «1» символизирует мужчину, человеческое «я» и одиночество. Это число приносит удачу в новых предприятиях, сосредоточивает фокус на достижении целей и действиях. Подтверждение этому мы находим в семантике ряда фразеологических сравнений. Напр.: to wear more than one hat – «совмещать, выполнять дополнительную работу»; to play first fiddle – «играть первую скрипку», «занимать руководящее положение»; there are more ways to the wood than one – «есть много способов добиться своего»; better one small fish than an empty dish – «лучше мало, чем совсем ничего»; better one word in time than two afterwards – «лучше вовремя произнести одно слово, чем два, но слишком поздно».

Английские ФЕ с нумеративным компонентом «один» в основном выделяют такие творческие способности человека, как профессионализм, предприимчивость, деловитость. Человек «единицы», как правило, объективен, сообразителен и умеет с легкостью находить решения в самых трудных ситуациях.

Число «два» символизирует изменчивый характер, внутреннее беспокойство, например: as cross as two sticks «в плохом настроении», «не на шутку рассерженный». В человеческом аспекте двойка есть, с одной стороны, символ двойственного Андрогина, разделяющего человеческое существо на женскую и мужскую природу, а с другой стороны есть символ женского начала и появления первого противоречия [1: 43]. В мифологии эту двойственность наиболее ярко иллюстрирует двуликий бог Янус – бог дверей, повелитель входов и выходов. Древние египтяне использовали цифру «2» в различных символических амулетах и ритуалах, чтобы выразить двусторонний путь завершения, связанный со знанием и мудростью. Двойка также символизирует сильные и сбалансированные отношения между людьми. Ср.:

A gift in the hand is better than two promises – «Полученный подарок лучше, чем обещание подарка»; A pound in the purse is worth two in the book – «Лучше синицу в руке, чем журавль в небе»; To feel like two cents – «чувствовать себя ничтожным», «чувствовать неловкость»; As thick as two planks – «глупый, невежественный»; To play second fiddle – «играть вторую (незначительную) роль»; One foot is better than two crutches – «одна нога лучше, чем два костыля»; Two heads are better than one – «ум хорошо, а два лучше».

Двойственность, лежащая в основе самого числа, предопределила его два значения, одно из которых является символом невежества (как следствие разделенности) и символом единой мудрости. Однако в большинстве случаев, как мы видим, двойка символизирует противоречие, антагонизм [3].

Четверка – важнейшее мистическое число, означающее абсолютное всемогущество, вездесущность, всецелостность, власть над временем и пространством. В природе число «4» ассоциируется с четырьмя элементами – земля, вода, воздух и огонь. Четверка повелевает четырьмя сторонами света и делит время на большие и малые «четырехгранные» шкалы. Подвластны магии четверки и главные временные категории каждой шкалы: год делится на четыре сезона, а сутки – на утро, день, вечер и ночь. В Индии и Китае четверка является эмблемой Земли, поскольку древние представляли себе нашу планету в виде квадрата с плоскими сторонами. А вот в Японии это число смерти: иероглиф «си», обозначающий «4», созвучен со словом смерть. По этой причине суеверные японцы всячески избегают этой роковой цифры – в Японии нет ни квартир, ни домов, ни этажей, ни тем более больничных палат с таким номером. У пифагорейцев число «4» – символ человеческой души. В западной культуре считается, что число «4» приносит удачу, если речь идет о доме и безопасности.

В древних традициях, по мнению М.М. Маковского [2: 391], четыре считалось символом целостности, универсальности Мироздания, духовного совершенства (четыре времени года, четыре опоры Земли, четыре качества земных тел, четыре стороны божественного творения – безжизненные вещи, растения, звери и люди).

Числительное «четыре» в составе ФЕ английского языка чаще употребляется в своем прямом значении и констатирует действительное количество предметов или явлений, бытовую реальность: the four seas, the four corners of the earth (world); ФС four eyes see more than two «четыре глаза видят больше, чем два».

В мировой культуре большое внимание уделяется «магической семерке», как символу высших космических начал, знаку совершенства, космического порядка и завершенности цикла. В семерке воплощается главная тайна мироздания, поэтому неразрешимую загадку часто называют «тайной за семью печатями». В истории человечества семерка олицетворяла все самое великое и чудесное. Известны Семь чудес света – египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Колосс Родосский, мавзолей в Галикарнасе и Александрийский маяк. Семерка – символ духовного и интеллектуального развития и связана с энергетикой времени. Данные представления о сакраментальных значениях связаны, по всей видимости, с представлениями о предметах и явлениях, известных в количестве семи. Так, например, представление о семислойном составе земли и неба закрепилось в выражении happy as in the seventh heaven «на седьмом небе (от счастья, радости)». Согласно исламским и иудаистическим учениям существует семь небес и тот, кто попадает на седьмое небо, обитель бога и Аллаха, получает наивысшее блаженство.

Число «десять» является символом полноты и совершенства. В различных языках оно часто упоминается с соматизмами. Ср.: know smb (smth) as one knows his ten fingers «знать кого-либо или что-либо как свои пять пальцев» букв. знать как свои десять пальцев.

Что касается числительных «сто», «тысяча», «миллион», то они обладают, прежде всего, значением очень большого числа, необычайной силы, воздействия и красоты. Напр.: like a hundred of bricks – «с огромной силой, неистово»; to come down on smb like a thousand of bricks – «обрушиться на кого-либо», «наброситься с упреками, обвинениями»; to look like a million dollars «выглядеть на миллион».

Значимость числа, его символики имеет определенное влияние на человека, его жизнедеятельность и на язык в частности. «Числа – элементы особого числового кода, с помощью которого описывается Вселенная, человек и сама система метаописания» [2: 388]. Числительные, абстрагируясь от своей первоначальной функции вести счет предметов, приобретают символическое значение, которое находит отражение во фразеологии.

Как мы можем судить по выше приведенным примерам, в основе формирования фразеологизмов лежит антропометрический принцип, согласно которому «человек – мера всей вещей». Для того чтобы познать тайны мира и себя самого, человеку обязательно нужно научиться проникать в сокровенную суть чисел, понять их символику и применять ее на благо себе.


Библиографическая ссылка

Исина Г.И., Абилев Т. К ВОПРОСУ О СИМВОЛИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКЕ НУМЕРОЛОГИЧЕКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 61-63;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9635 (дата обращения: 11.08.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074