Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕНЕДЖМЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ

Карпович А.В. 1
1 Саратовский государственный медицинский университет
1. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика – 2015 – № 1(15) – С.58-60.
2. Доника А.Д. Интериоризация профессиональной роли врача: социальные, психологические и соматические детерминаты: дисс. …д-ра соц. наук. – Волгоград, 2010. – С.293 -298. (DOI 10.17686/sced_rusnauka_2010-870) – С.293-298.
3. Доника А.Д. Медицинское право: европейские традиции и международные тенденции // Биоэтика. – № 2(10) – 2012. – С.54-55.
4. Доника А.Д. Прогнозирование социальной эффективности медицинского туризма в контексте исследования профессиональных деформаций врача // Экономические и гуманитарные исследования регионов – 2015. – № 2 – С.85-89.
5. Доника А.Д. Использование методик оценки нервно-психической устойчивости для диагностики донозологического статуса в экстремальных условиях // Успехи естественного естествознания . – 2015. – № 9 – С.45-49.
6. Доника А.Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности // Российская академия естествознания. – Москва, 2009. – С.112-120.
7. Доника А.Д. Лидерство в медицинской профессии: проблемы социолого-психологического анализа // Социология медицины. – 2010. – № 1. – С. 18-21.
8. Доника А.Д. Экспресс-диагностика личностных свойств по методике Дж. Барретта // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 11. – С. 82.
9. Карпович А.В., Доника А.Д. Феномен лидерства в медицинской профессии: институциональные изменения и социально-психологические паттерны – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015 – С.74-80.

Проблема оптимизации управления медицинской отраслью инициирует исследования социально-психологических компетенций, необходимых для успешного руководства медицинским коллективом, формирующихся на додипломной стадии профессионализации [1,3,4,5]. С этой целью мы провели социологическое исследованием с использованием модифицированной методики профессионального консультирования Дж.Барретта[2]. Согласно методике, оцениваются полярные свойства личности На основании определения преобладающего свойства личности были определены типы характера по соответствующим градациям: впечатлительный (I), реалистический (F),осмотрительный (D), непосредственный (Sp), пассивный(P), настойчивый (A), склонный к уединению (So), общительный (G).

Исследование лидерских качеств проводилось у студентов-медиков старших курсов в двух альтернативных группах – терапевтов и хирургов, в которых девушки и юноши были взяты в паритетных отношениях [8]. Методика позволяет определить как «организаторские» типы личностей – FDAG, FDPSo, FDPG, FDASo, так и «исполнительские» – FSpPSo, FSpPG, FSpASo, FSpAG.

В результате проведенного исследоваия были получены достоверные различия в распространенности и структуре типов у юношей исследуемых групп. Большинство юношей группы хирургов имеют исполнительские типы (р<0,05 с аналогичным показателем юношей группы терапевтов), а большинство юношей группы терапевтов – организаторские типы (р<0,05 с аналогичным показателем юношей группы хирургов). Девушки с развитыми лидерскими качествами в модельной группе хирургов реже встречаются, чем юноши. У девушек группы хирургов организаторские типы выявлены у 27,4 %, исполнительские типы – у 35,8 %, экспериментаторские – у 35,8 %; типы со способностью к планированию – не выявлены. Таким образом, аналогично юношам рассматриваемой группы, среди девушек не выявлено типов со способностью к планированию, но в отличие от юношей, среди девушек нет преобладающих типов (р>0,05). Исполнительские типы у девушек в рассматриваемой группе встречаются реже, чем у юношей (р<0,05), а экспериментаторские – напротив – чаще, чем у юношей (р<0,05). Достоверных различий в распространенности организаторских типов среди девушек и юношей в группе хирургов не выявлено (р>0,05).

У большинства девушек группы терапевтов (43,3 %) выявлены исполнительские типы (партнер, оппортунист, исполнитель), (р<0,05 между их распространенностью и аналогичными показателями других типов). Организаторские типы выявлены у 27,5 % девушек, экспериментаторские – у 25,7 %, типы со способностью к планированию – у 8,6 % .

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Лица с лидерскими (организаторскими) качествами встречаются среди будущих врачей достоверно реже, чем с исполнительскими и составляют в целом не более 20-25 % выборки.

2. Среди студентов, выбравших хирургический профиль, значительно реже регистрируются организаторские типы (для юношей – 25,2 % против 50,1 %; р<0,05).

3. Девушки с лидерским качествам встречаются реже, чем юноши (р<0,05 между аналогичными показателями девушек и юношей в группе терапевтов).

Сделанные выводы демонстрируют целесообразность выделения студентов с лидерскими склонностями в условиях образовательной среды вуза. В рамках медико-социального сопровождения профессионального обучения, на наш взгляд, практически востребованным является как оценка социальных установок и социально-психологических компетенций врача, так и оценка лидерских качеств будущего профессионала [6, 8]. Формализованное отражение рассматриваемых компетенций врача, например, в приложении к диплому как итоговой аттестации студента на додипломной стадии, позволит более рационально решать кадровые вопросы в системе здравоохранения.


Библиографическая ссылка

Карпович А.В. МЕНЕДЖМЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 84-85;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9653 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674