Проблема оптимизации управления медицинской отраслью инициирует исследования социально-психологических компетенций, необходимых для успешного руководства медицинским коллективом, формирующихся на додипломной стадии профессионализации [1,3,4,5]. С этой целью мы провели социологическое исследованием с использованием модифицированной методики профессионального консультирования Дж.Барретта[2]. Согласно методике, оцениваются полярные свойства личности На основании определения преобладающего свойства личности были определены типы характера по соответствующим градациям: впечатлительный (I), реалистический (F),осмотрительный (D), непосредственный (Sp), пассивный(P), настойчивый (A), склонный к уединению (So), общительный (G).
Исследование лидерских качеств проводилось у студентов-медиков старших курсов в двух альтернативных группах – терапевтов и хирургов, в которых девушки и юноши были взяты в паритетных отношениях [8]. Методика позволяет определить как «организаторские» типы личностей – FDAG, FDPSo, FDPG, FDASo, так и «исполнительские» – FSpPSo, FSpPG, FSpASo, FSpAG.
В результате проведенного исследоваия были получены достоверные различия в распространенности и структуре типов у юношей исследуемых групп. Большинство юношей группы хирургов имеют исполнительские типы (р<0,05 с аналогичным показателем юношей группы терапевтов), а большинство юношей группы терапевтов – организаторские типы (р<0,05 с аналогичным показателем юношей группы хирургов). Девушки с развитыми лидерскими качествами в модельной группе хирургов реже встречаются, чем юноши. У девушек группы хирургов организаторские типы выявлены у 27,4 %, исполнительские типы – у 35,8 %, экспериментаторские – у 35,8 %; типы со способностью к планированию – не выявлены. Таким образом, аналогично юношам рассматриваемой группы, среди девушек не выявлено типов со способностью к планированию, но в отличие от юношей, среди девушек нет преобладающих типов (р>0,05). Исполнительские типы у девушек в рассматриваемой группе встречаются реже, чем у юношей (р<0,05), а экспериментаторские – напротив – чаще, чем у юношей (р<0,05). Достоверных различий в распространенности организаторских типов среди девушек и юношей в группе хирургов не выявлено (р>0,05).
У большинства девушек группы терапевтов (43,3 %) выявлены исполнительские типы (партнер, оппортунист, исполнитель), (р<0,05 между их распространенностью и аналогичными показателями других типов). Организаторские типы выявлены у 27,5 % девушек, экспериментаторские – у 25,7 %, типы со способностью к планированию – у 8,6 % .
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Лица с лидерскими (организаторскими) качествами встречаются среди будущих врачей достоверно реже, чем с исполнительскими и составляют в целом не более 20-25 % выборки.
2. Среди студентов, выбравших хирургический профиль, значительно реже регистрируются организаторские типы (для юношей – 25,2 % против 50,1 %; р<0,05).
3. Девушки с лидерским качествам встречаются реже, чем юноши (р<0,05 между аналогичными показателями девушек и юношей в группе терапевтов).
Сделанные выводы демонстрируют целесообразность выделения студентов с лидерскими склонностями в условиях образовательной среды вуза. В рамках медико-социального сопровождения профессионального обучения, на наш взгляд, практически востребованным является как оценка социальных установок и социально-психологических компетенций врача, так и оценка лидерских качеств будущего профессионала [6, 8]. Формализованное отражение рассматриваемых компетенций врача, например, в приложении к диплому как итоговой аттестации студента на додипломной стадии, позволит более рационально решать кадровые вопросы в системе здравоохранения.
Библиографическая ссылка
Карпович А.В. МЕНЕДЖМЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 84-85;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9653 (дата обращения: 21.11.2024).