В работе раскрывается сущностная характеристика управленческой компетентности студентов технического вуза. Выявлены также организационно-педагогические условия, создание которых призвано обеспечить успешное формирование изучаемой компетентности.
Компетентность является интегральной характеристикой личности, включающей целое множество взаимосвязанных и взаимодополняющих составляющих. То есть, компетентность человека выражает его личностный потенциал, а также способность его реализовать в определенной деятельности [2]. Наиболее целесообразным нам представляется системный подход к обоснованию структурных составляющих управленческой компетентности студентов технического вуза [2]. Одним из важнейших компонентов рассматриваемой компетентности является профессионально-деятельностная составляющая, которая включает профессиональные знания, умения, навыки, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные и обусловленные ценностным отношением к профессиональной деятельности.
Анализ учебных программ технических специальностей показывает, что управленческие компетенции студентов технического профиля отнесены к группе общекультурных. Необходимость их формирования обусловлена социальным заказом общества и требованиями работодателей к умениям выпускников: планировать свою деятельность и деятельность подчиненных; прогнозировать события; решать возникающие конфликтные ситуации; быстро принимать адекватные решения; ориентироваться на конечный результат; работать в команде; проявлять инициативу; делегировать полномочия; анализировать результаты деятельности и др. На наш взгляд, в целом владение вышеперечисленными умениями в профессиональной деятельности представляют собой основу управленческой компетентности. Наличие данной компетентности у выпускника технического вуза обеспечивает его конкурентоспособность на современном рынке труда. Однако содержание образования в техническом вузе недостаточно учитывает механизмы формирования обозначенной компетентности выпускников в процессе обучения. В этой связи в рамках вариативного и регионального компонентов в содержание образования следует вводить дополнительные дисциплины, как, например, управление персоналом, основы планирования и управления работой, производственный менеджмент и другие. Как показывает практика, такой подход способствует успешному формированию изучаемой компетентности.
Процесс формирования управленческой компетентности у студентов технического вуза имеет свои особенности. Это связано, прежде всего, с недостаточным выделяемым временем по учебному плану на теоретическое и практическое обучение, ориентированное непосредственно на формирование управленческих компетенций. Для развития данной компетентности студентов необходимо создание определенных организационно-педагогических условий, в частности: учебно-методическое обеспечение, создание позитивной мотивационно-познавательной сферы, использование современных средств педагогической коммуникации, обеспечение профессиональной направленности обучения, оптимальное структурирование содержания образования, материально-техническое обеспечение, обеспечение гуманистической направленности обучения.
Именно гуманистическая ориентация управленческой компетентности создает тот фундамент, на котором происходит формирование данной компетентности студентов. Тем самым гуманистическая направленность развития управленческой компетентности студентов и определяет её содержание и стратегию развертывания в условиях технического вуза. Как подчеркивает В.П. Бездухов, что в любом образовательном учреждении содержание образования должно иметь именно гуманистическую направленность, то есть, быть ориентированным на обучающегося, его развитие, становление как личности, индивида и субъекта деятельности [1, с. 16].
Как показывает практика, управленческие компетенции студентов технического вуза могут быть успешно сформированы в ходе прохождения студентами производственных и дипломных практик, в процессе выполнения поисково-исследовательских работ и участия в региональных, всероссийских и международных студенческих научно-практических конференциях, а также выполнения курсовых и дипломных работ, имеющих исследовательский характер или прикладную направленность. Используемые технологии обучения должны быть ориентированы на создание предпосылок для развития управленческих компетенций посредством трансформирования теоритических знаний в поле практической деятельности.
Так, например, в ходе подготовки и проведения социально значимых мероприятий студенты самостоятельно определяют роль каждого, приобретают умения работать в команде, брать на себя ответственность за определенные действия. Или проектная деятельность способствует умению планировать свою работу на основе складывающихся ситуаций, составлять определенные прогнозы с учетом различных факторов, проводить критический анализ по результатам своей деятельности.
Нельзя не учитывать и потенциал тренингов, направленных на предметное формирование определенных умений будущих специалистов. Такие занятия ценны тем, что способствуют проработки педагога со студентами определенных сценариев действий, развитию у них социальных установок и мотивационно-ценностного отношения к управленческой деятельности и формированию профессионально-личностных качеств.
Приоритетное значение в развитии управленческих компетенций студентов имеет участие их в различных молодежных проектах. Органы местного самоуправления крайне заинтересованы в раскрытии управленческого потенциала молодежи для формирования кадрового управленческого резерва. Так, одним из важнейших проектов, призванных развивать гражданскую активность молодежи, формировать управленческую компетентность стал проект «Молодежный парламент», созданный при Городской Думе г. Димитровграда. Молодежный парламент представляет собой коллегиальный совещательный и консультативный орган, основными задачами которого являются: привлечение молодежи к решению насущных социально-экономических проблем города, участие в разработке и реализации социально значимых проектов, формирование молодёжного управленческого кадрового резерва, формирование активной гражданской позиции.
Участие в реализации данных целевых задач позволяет студенту приобрести умения и навыки успешной работы в команде, коллективного принятия решений. Это позволяет студентам наиболее полно и широко раскрыть свой личностный потенциал, лидерские качества и в то же время обрести личностное «Я» и самоидентичность. Подводя итог, следует отметить, что результаты данного исследования являются основополагающими для разработки эффективной системы формирования управленческой компетентности студентов технического вуза, а также диагностического инструментария по определению степени её сформированности.
Библиографическая ссылка
Ильмушкин Г.М., Нечаева Н.Ю. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 89-91;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9657 (дата обращения: 21.11.2024).