Реформирование национальных образовательных стандартов обуславливает собой поиск новых методических подходов к оценке их качества и соответствия международному уровню [6,9]. В этой связи особое значение приобретает их социологическое сопровождение, включающее мониторинг степени удовлетворения качеством образовательных услуг как будущего специалиста, так и уровнем полученного результата – конечного заказчика – социума. В России отношение к высшему профессиональному образованию в целом, и к медицинскому в частности, носит неоднозначный ментальный характер [5,8]. Начиная с 1970-х гг. в социологии стало популярным конструирование шкал профессионального престижа, социально-экономических индексов и реляционных шкал. Представляет интерес реляционный подход, основанный на данных о профессиональной принадлежности близких друзей или мужа/жены респондентов, поскольку дружеские и семейные связи социально обусловлены. Частота браков и дружеских контактов между представителями разных профессий разнится в зависимости от социального статуса последних. Профессии, которые располагаются близко друг к другу на статусной шкале, будут обладать схожей структурой дружеских и брачных связей. В ходе российской части международного сравнительного опроса ISSP, который проводится в России ежегодно с 1992 г. по национальной репрезентативной выборке, было показано, что профессии умственного труда располагаются выше, чем профессии физического труда. Первые 2 позиции занимают врачи и юристы, преподаватели вузов и учителя средних школ. При этом исследователи обращают внимание, что речь идет о групповом, а не о личном статусе конкретного индивида, на который влияют и другие факторы, кроме принадлежности к профессиональной группе, например, личные качества, этническая принадлежность, статус родителей.
Важными характеристиками социального статуса являются доход и образование. Однако, полученные результаты показали, что коэффициент корреляции между статусом профессиональных групп и доходом составляет всего 0,49. В России ряд высокостатусных профессий (преподаватели вузов, врачи и юристы) обладают относительно низким доходом.. В других странах статус связан с образованием сильнее, чем с доходом. По шкале образования три верхние позиции занимают «интеллигентные» профессии: учителя и преподаватели вузов, врачи и инженеры. При этом самооценка по 10-балльной шкале по сравнению с субъективным классом лучше коррелирует с доходом, чем с образованием. На групповом уровне образование определялось как доля индивидов с образованием выше полного среднего, а на индивидуальном – как количество лет, проведенных в учебных учреждениях. Вероятно, что отвечая на вопрос о социальном слое, респонденты в большей степени учитывали именно те характеристики, которые теоретически более связаны с социальным слоем (характер труда, стиль жизни, образование). В то же время, большую роль играет текущий доход. Проведенные исследования показали, что если в целом статусный порядок в России мало отличается от европейского, то социально-профессиональный статус в России в большей степени связан с образованием, чем с доходом. Самые высокоплачиваемые за рубежом медицинские специальности а России находят достойную оплату только в отдельных высокотехнологичных отраслях. Это в свою очередь приводит к уходу специалистов из профессионального поля (до 32 % в медицине) и обуславливает низкий финальный результат реализации национальных образовательных стандартов [2, 4, 7].
Библиографическая ссылка
Карпович А.В. ВЕКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: РЕЛЯЦИОННЫЕ ШКАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРЕСТИЖА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 91-92;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9658 (дата обращения: 21.11.2024).