В условиях усиления конкуренции между вузами происходит проникновение рыночных отношений в сферу высшего образования. Рыночные отношения складываются между производителями образовательных услуг, к которым относятся образовательные учреждения, и потребителями этих услуг, т.е. физическими и юридическими лицами. Изучение взаимодействия спроса на образовательные услуги и предложения обусловили проведение исследования деятельности вузов в классе развивающихся экономических систем, которые формируют национальный интеллектуальный капитал и функционируют в условиях растущей неопределённости влияния внешних воздействий [1, 2, 3, 4]. В связи с этим в системе Российского высшего образования возникла острая потребность в использовании механизмов адаптации к переменам во внешней среде, вызванных, с одной стороны, снижением уровня материально-технического обеспечения вузов, и, с другой стороны, демографическим спадом рождаемости и связанным с этим избыточным количеством мест в высших учебных заведениях. В этих условиях повышается ответственность руководителей вузов за принятия неверных решений в процессе управления контингентом обучающихся, т.к. сохранность контингента – это проблема не только обеспечения конкурентного преимущества любого образовательного учреждения, но и его выживаемости. Проведённые исследования процессов управления движением контингента образовательного учреждения наряду со сравнительным анализом функционирующих информационных систем имплицировали вывод о необходимости постановки и решения задачи создания инструментария поддержки принятия решений, способного реагировать на воздействия внешней среды и включённого в состав информационной системы. Формальное описание требований к информационной системе управления движением контингента обучающихся высшего образовательного учреждения осуществлено посредством набора UNL-моделей, позволяющих визуально представить структуру информационной системы.
Авторами сформулирована концепция управления движением контингента студентов ВУЗа. При этом установлено, что обобщённое понятие управления подразумевает совокупность процессов, осуществляющих или поддержание объекта управления в заданном состоянии, или его перевод в состояние, необходимое для достижения поставленной цели под действием управляющих решений. При этом выявлено, что в научной литературе существует два толкования понятия «управление». Первое относится к теории автоматического управления и трактуется как генерация некоторого управляющего решения, т.е. воздействия, которое направлено на объект управления в виде сигнала и целенаправленно изменяет его состояние. Второе толкование относится к теории систем и подразумевает не только выработку управляющего решения, оказывающего влияние на объект управления путём изменения величины некоторого параметра в нужных пределах, но и имеет в виду реализацию этого решения посредством выполнения совокупности целенаправленных, логически связанных актов, регламентированных информационно-распорядительными воздействиями (приказами, распоряжениями, указаниями, инструкциями и т.д.), которые проходят определённую траекторию в структуре организации.
В связи с этим, под управлением движением контингента студентов ВУЗа понимается целенаправленный, системно организованный процесс информационного поведения вузовских структур в аспекте формирования контингента, осуществляющийся под действием информационно-распорядительных актов, включающих соответствующие управленческие решения, принимаемые в условиях неопределённости влияний факторов внешней и внутренней среды и направленные на достижение целей образовательного учреждения.
Информационное поведение рассматривается с точки зрения цепочки действий по принятию решений с последующим составлением, утверждением и исполнением распорядительной информации о формировании контингента, а также с позиций порядка обработки оперативных данных о его движении. Принятая концепция направила вектор исследований на разработку нового подхода к созданию модельного инструментария поддержки принятия решений, заключающегося в постановке и решении двух задач. Первая задача заключается в разработке инструментария многокритериального выбора программных продуктов из множества имеющихся на рынке программных средств с целью комплексной автоматизации процессов обработки информации о движении контингента. Вторая задача состоит в применении экономико-математических методов для создания модельного инструментария, поддерживающего процесс принятия решений о движении контингента студентов в условиях неопределённости влияний внешней среды. Для осуществления устойчивости развития образовательного учреждения в условиях растущей конкуренции, такой инструментарий должен обладать свойством своевременного реагирования на изменение процессов, происходящих во внешней и внутренней среде, реализуемым за счёт моделирования динамики контингента обучающихся. При решении этой задачи ключевым вопросом является создание модели, позволяющей в заданных условиях воздействий внешней и внутренней среды решать задачу прогнозирования степени сохранности и потери контингента студентов, относящуюся к числу стратегических задач управления вузом. Для поставленных задач приведено формальное описание [5,6,7]. Так, постановка первой и задачи описываются высказывательной формой
.
Модельный инструментарий для решения первой задачи, касающейся многокритериального выбора программных продуктов автоматизированной обработки информации о движении контингента, основан на применении критерия функциональной полноты, что позволило дать количественную оценку степени соответствия программного продукта решению проблемы обработки информации о движении контингента образовательного учреждения.
Концептуальная модель постановки второй задачи представлена взаимодействием динамических систем , которые меняют свои состояния под влиянием внешней и внутренней среды. Состояния Wi динамических систем Ii, , характеризуются количеством студентов, успешно закончивших курс с номером i и переведённых на курс i+1 и определяется выражением
.
Воспроизведение динамики контингента разработано в классе имитационных моделей, позволяющих в условиях стохастической неопределённости влияний внешней среды осуществлять прогнозирование степени сохранности и потери контингента посредством вычисления оценки вероятности потери и сохранности контингента:
; .
Построенные имитационные модели составили основу программного продукта CONTINGENT, позволяющего варьировать принятием решений относительно количества отчисляемых и переводимых на следующий курс студентов и прогнозировать при этом состояние образовательного процесса в будущем.
Библиографическая ссылка
Стрельцова Е.Д., Матвеева Л.Г., Петросян Л.Э УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 93-95;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9661 (дата обращения: 23.11.2024).