Сегодня стремительное развитие жизни заставляет перейти образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам и, главным образом, требует ориентации на развитие таких жизненных навыков у обучающихся, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия. То есть сегодня на первый план выходит идея «развивающейся личности в развивающемся мире».
Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения. При компетентностном подходе на первое место выдвигается не информативность студента, а умение справляться с многочисленными профессиональными проблемами. В компетентностном подходе становление проходят такие умения, способности, личностные характеристики обучающихся, которые должны непосредственно использоваться в практической деятельности и формироваться через их личностный опыт, то есть в основе компетентностного похода лежит деятельность, а под компетенцией (в рамках преподавания русского языка) понимается совокупность тех знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения (русскому) языку и способствуют овладению им [1, с. 66]. Соответственно в современном языковом обучении приоритетной является ориентация на практической овладение языком, предусматривающее переход от сознательного усвоения учащимися единиц языка к употреблению их в речевых ситуациях, приближающихся к ситуациям естественного речевого общения в обществе. В данном случае практическое владение языком понимается как владение личностью всеми видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом – в наиболее важных сферах общения [2]. И, если иметь в виду, что формирование коммуникативной компетенции является основной целью преподавания русского языка как неродного в неязыковом и гуманитарном вузе, то именно лингводидактические возможности коммуникативной методики становятся сегодня выраженно актуальными. Понятие «коммуникативная компетенция», вбирающая в себя компоненты: 1) осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи; 2) знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности; 3) владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т. п.) и речевыми (выбирать, актуализировать и т. п.) умениями; 4) способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную и невербальную) речевого поведения, определяется как «знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения» [2].
Таким образом, в рамках актуализации в современном образовании компетентностного подхода использование коммуникативной методики, направленной на формирование коммуникативной компетенции, приобретает новое звучание.
Формирование коммуникативной компетенции связано с использованием технологий коммуникативного обучения, то есть обучения, основанного на общении. Такие технологии направлены на развитие и совершенствование способности обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации; то есть феномен коммуникативной методики заключается в том, что он позволяет, наряду с узко предметными вопросами одновременно решать надпредметные, ключевые образовательные задачи; неслучайно сегодня обучение на основе общения многими педагогами-исследователями определяется сущностной основой инновационных технологий, и оно предполагает личностную ориентацию общения.
В целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся на вузовских занятиях русского языка как общеобразовательной дисциплины нами на системно-регулярной основе используется учебный текст, поскольку тексту присущи коммуникативная, смыслообразующая и творческая функции, и с его помощью возможно создание развивающей речевой среды. Высоко оценивает обучающую роль учебных текстов Т.М. Дридзе (на наш взгляд, с учетом особенностей и требований компетентностного подхода): «Через тексты обучаемый приобщается к знаниям, социальным ценностям и нормам, к разнообразным сведениям, накопленным людьми в ходе практической и теоретической деятельности, что важно ему для участия в социальной жизни, для совместной с другими людьми социальной деятельности; поэтому столь значимым является то, войдут ли полученные знания в картину мира, сформированную в сознании индивида, и какое место отвел человек каждому конкретному тексту в общей системе своих знаний и представлений об окружающем мире» [3, с. 240]. В определении же учебного текста мы солидаризируемся с трактовкой А.Э. Бабайловой: «Учебный текст – это единица обучения текстовой деятельности, учебной текстовой коммуникации. Это текст, организованный в дидактических целях в смысло-содержательном, языковом и композиционном отношениях в единую систему, часть совокупной информации учебника, предназначенной для управляемого становления текстовой деятельности, на основе которой дается система знаний по определенной дисциплине, прививаются умения и навыки людям определенной группы (возрастной, национальной и т.д.) на определенном этапе обучения» [4,с. 130]. Особой ценностью учебного текста является то, что он представляет собой основу всех учебных дисциплин, вне зависимости от того, какая это дисциплина – гуманитарная или техническая. Поэтому знакомство студентов неязыковых и гуманитарных факультетов педагогического вуза на занятиях русского языка с особенностями научного стиля русской речи, с терминологической системой будущей специальности, овладение навыками прогрессии и компрессии текста, умением отличать основное от несущественного в содержании текста и др. способствует овладению ими профессионально ориентированным учебным материалом, запоминанию содержания учебно-научного текста, что важно для каждой дисциплины, в том числе для дисциплин профессионально-специального блока. К тому же текст выступает и как образец культуры речевого, мыслительного национального поведения. Однако в этом случае критерии отбора учебного текста должны предполагать выбор логически выстроенных, обеспечивающих совершенствование произносительных, мыслительных речевых навыков и умений, методически целесообразных, лингвокультурологически актуальных, познавательно интересных, профессионально ориентированных, обладающих воспитательным потенциалом учебных текстов.
Так, в своей преподавательской практике мы, как правило, используем следующий план работы с учебным текстом: 1) выразительное чтение текста; 2) словарная работа; 3) определение темы, основной идеи текста; 4) определение типа и стиля речи; 5) характеристика абзацев и микротем, способа и средств связи; 6) характеристика выразительных средств речи и их роли в тексте; 7) выполнение послетекстовых заданий.
В рамках данной статьи нами акцентируется внимание на послетекстовых видах работы, в которых используются различные технологические методы и приемы: интеллектуально-лингвистические упражнения, составление синквейнов, кластеров к тексту, редактирование текста, коммуникативные тренинги, дидактические и ролевые игры и др.
Интеллектуально-лингвистические упражнения примечательны тем, что при их выполнении студенту приходится совершать несколько умственных операций, к примеру, сравнение, группировку, обобщение и включать различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Успешны в своем использовании такие интеллектуально-лингвистические упражнения за счет широкого использования исследовательско-поисковых методов и приемов.
Составление обучающимися синквейнов, кластеров, инсерта к тексту способствует осмыслению ими всей полученной информации, освоению нового знания, формированию у каждого студента собственного отношения к изучаемому материалу. Приводим пример синквейна, созданного студентами на заключительном занятии по теме «Компрессия как основной вид переработки научного текста»:
1. Компрессия.
2. Главное, второстепенное.
3. Исключить, обобщить, упростить.
Коммуникативный тренинг представляет собой систему специфических (в том числе ситуативных) упражнений, направленных на развитие у обучающихся навыков общения. К ним, в частности, относятся различные виды интерактивной / групповой работы. Так, в работе обучающихся с учебно-научным текстом нами, в частности, продуктивно используется интерактивный метод работы в паре: двое студентов получают задание под одним и тем же номером: один из них становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проверить правильность выполненного задания. При этом контролер обеспечен подробной инструкцией выполнения задания. При выполнении другого вида работы студенты меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.
Успешной формой коммуникативных тренингов являются также различные виды дискуссий, в ходе которых формируются у обучающихся универсальные учебные действия.
Эффективны в использовании коммуникативные тренинги-ситуативные упражнения. Приведу пример такого задания, примененного нами в свое практике преподавания: «Вы – экскурсоводы по своему университету, ведете экскурсию для будущих абитуриентов, выпускников школ. Стараетесь описать картину выразительно, образно и доступно. Объясните, что и почему вы хотите представить ярко, для того чтобы вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст. Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, учитывать ее особенности, соотносить свое высказывание с адресатом, быть готовым к эффективному речевому общению.
Эффективным коммуникативно-речевым упражнением может быть и то, к примеру, (исходим из собственного опыта преподавания), что на занятии новый материал не предлагается в готовом виде: студентам предлагается понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Далее студентам можно предложить подумать, чье рассуждение является правильным, либо задать им вопрос «А как вы думаете?».
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры, к примеру: 1) «Диктор»: прочитайте текст орфоэпически правильно; 2) «Редактор»: исправьте речевые ошибки в тексте и др.
Или ролевые игры: к примеру, «Вхожу в роль», использованная нами на занятиях русского языка. Четыре студента выбирают себе социальную роль (директор школы, ученый-специалист в конкретной сфере, домохозяйка, бомж) и садятся в центр круга. Остальные участники игры задают им всем один и тот же вопрос. Каждый из сидящих в центре должен ответить на этот вопрос в соответствии со своей социальной ролью (через 5-10 секунд после конца вопроса). Причем каждый из отвечающих предварительно определяет объем своего высказывания (2, 3, 10 предложений). За точностью выполнения задания следит студент, «хранитель времени».
Таким образом, текстоцентрический подход в рамках коммуникативной методики, направленной на формирование коммуникативно-компетентностной личности, – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся высшей школы ключевых компетенций, что в свою очередь обусловлено актуализацией в современном образовании компетентностного подхода.
Библиографическая ссылка
Тажибаева Р.Д., Абжанова А.Х. О КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 95-97;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9662 (дата обращения: 23.11.2024).