В условиях современных преобразований вопросы новых концепций вузовского образования в области изобразительного искусства и дизайна являются весьма актуальной и животрепещущей темой. В силу того, что, согласно Закону РФ «Об образовании», образовательная программа разрабатывается, принимается и реализуется конкретными образовательными учреждениями самостоятельно на основе того минимума ее содержания, которое определил ГОС, следует сказать, что согласно ГОС, около 30% содержания образовательной программы определяется вузом совместно со студентом. Вуз предлагает ее возможные варианты, студент из них выбирает наиболее приемлемый для себя (дисциплины по выбору студента и дисциплины специализаций) [7]. Таким образом, появляются новые модели подготовки бакалавров и магистров, в основу которых закладывается принцип формирования специалистов, как профессионалов, обладающих необходимыми качественными характеристиками.
Цель данной статьи – рассмотреть основные связующие компоненты образовательной модели в области средового дизайна у студентов – и бакалавров, и магистрантов, необходимые для формирования всего комплекса умений работы с цветом при проектировании средовых объектов и систем, а также – приобретения необходимых навыков исследовательской работы в данной области.
Дизайнер – профессия неординарная, умеющая предвидеть не просто целостную стилистическую основу будущего, но и рассматривать пространство в деталях, формирующих окружающую среду, которая создает определенный эмоциональный фон. Немаловажное значение имеет умение владеть цветовой палитрой. Научить этому помогает совокупность специальных дисциплин, составляющих основной образовательный курс художественного проектирования в дизайне среды, обеспечивая комплексное формирование объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех компонентов.
В идеале процесс обучения цветоведению и колористике в вузе должен представлять собой этап формирования творческой индивидуальности, в которой гармонично соотнесены социальные и уникальные черты личности и на котором происходит активное знакомство с современными формами культуры и искусства, с социокультурной картиной мира; подготовка к самореализации личности в продуктивной творческой профессиональной и научной деятельности [6, с. 173].
Для реализации программы обучения цветовой грамоте в Омском государственном институте сервиса, учебным планом подготовки «Дизайн», профиля подготовки «Дизайн среды» в двухуровневой системе высшего образования предусмотрены такие дисциплины как «Цветоведение и колористика», «Колористика в дизайне среды» и «Цветодидактика». Как будущие дизайнеры – создатели пространств жизнедеятельности человека, студенты, обучающиеся данной специальности должны обладать тонким эстетическим чувством цвета, понимать все тонкости цветовой гармонии – естественной потребности человека.
Дисциплина «Цветоведение и колористика», изучаемая на первом курсе бакалавриата входит в основной блок дисциплин и рассматривается как начальный курс специальной предметной подготовки в дизайне среды. Рассматриваемые в учебном процессе темы и задания по предмету способствуют формированию цветового мышления, совершенствуют пространственное восприятие цвета, дают понятия о принципах гармоничного сочетания цветов. «Цветоведение и колористика» – предмет, позволяющий глубже понять существующие методы работы с цветом, проанализировать классические формы цветовых сочетаний и таким образом развить свое «цветовое видение» (утончённое восприятие цветовых нюансов) и улучшить собственный художественный вкус. В процессе обучения перед студентами стоят задачи изучения цвета, наряду с формой и пространством, как важной части проектного языка дизайнера. Студенты постигают основные закономерности цветовых гармоний, приобретают знания в области физиологии и психологии цвета, с целью дальнейшего применения полученных теоретических знаний на практике.
«Колористика в дизайне среды» – дисциплина по выбору второго года обучения системы бакалавриата, в задачи которой входит дальнейшее освоение цветовых гармоний при условии постановки более сложных цветографических задач, сопряженных с отдельными объемными формами и пространством. Рассматриваемые в учебном процессе темы и задания по предмету способствуют формированию цветового мышления и целостного колористического видения объемно-пространственной структуры. В ходе работы с цветом студенты должны уметь применять в проектировании универсальные композиционные законы и факторы, а также развивать профессиональное ориентирование на целостное восприятие всех предметов и комплексный системный подход к решению поставленных задач.
В программу полного курса по изучению цвета в системе бакалавриата включены разделы, представляющие собой ряд практических заданий с постепенным развитием в более сложные объемные композиции, предопределяющие проектные задачи, предусмотренные учебным планом и программой дисциплины «Проектирование в дизайне среды». В современном развитии общества средовой дизайн становится сферой не только функционального проектирования, но и способом смыслового конструирования, игрой со смыслами – моделированием и развитием авторской концепции. Объектом проектирования всегда выступает определенная предметная среда. Опираясь на современные достижения науки о цвете и развитое эстетическое чувство, последовательный курс дисциплин «Цветоведение и колористика» и «Колористика в дизайне среды» содействует осуществлению всесторонне обоснованных решений на основе цветовой палитры, предусмотренной характером психофизиологического и эстетического воздействия на человека в той или иной ситуации. Студенты получают необходимые сведения о цвете, его зрительном восприятии, систематизации цветов, системах анализа цвета и цветовых сочетаний, знакомятся с понятием цветодинамики, взаимосвязи цвета и формы. Использование цвета на практике становится осмысленным, с учетом его систематики. Цветовое решение учитывает связи со средой, собственную значимость цвета и цветосочетания. Практические работы помогают развить не только утонченное восприятие цвета, но также способствуют приобретению навыков проектирования пространственной среды, умению обеспечить цветопредметную целостность интерьера или экстерьера, гармонизировать по этому критерию проектируемый объект.
На основе базовой программы обучения бакалавров складывается возможность формировать модули элитарной подготовки одаренных молодых людей, желающих и способных освоить более сложные и напряженные программы подготовки магистров [4].
Дисциплина «Цветодидактика» является дисциплиной по выбору квалификации выпускника «магистр» и завершает основной блок дисциплин профиля подготовки «Дизайн среды» по вопросам изучения влияния цвета на окружающую среду. В задачи дисциплины «Цветодидактика» входит обобщение знаний и навыков, полученных в процессе изучения предшествующих дисциплин, предусмотренных учебным планом на уровне бакалавриата – «Цветоведение и колористика» и «Колористика в дизайне среды».
«Цветодидактика» – это предмет, позволяющий глубже понять существующие методы работы с цветом. Программа дисциплины «Цветодидактика» состоит из разделов, которые освящают вопросы в аспекте проблем решения цветовых приоритетов в развитии колористики городского пространства, рассматривают национальные и региональные особенности восприятия цвета. Теоретические и практические занятия ориентированы на научно-исследовательскую деятельность магистров с целью применения полученных знаний в области проектирования в дизайне среды.
В рамках изучения дисциплины «Цветодидактика» рассматриваются вопросы систематизации цветовых приоритетов различных эпох и культур, а также системы анализа цвета и цветовых сочетаний объектов архитектуры. Немаловажное значение имеет изучение региональных факторов формирования колористики окружающей среды. Результатом постижения курса цветодидактики является профессиональное использование цвета как социокультурной основы приоритетов его восприятия.
Предлагаемый на уровне магистратуры курс состоит из теоретических и практических занятий, проводимых аудиторно, с преподавателем. Также в обязательную программу курса входит и самостоятельная работа магистрантов. Такого рода комплексный подход помогает студентам не только получить необходимую информацию, но и научиться разбираться в теоретическом и исходном материале, применяя полученные знания в собственных проектах и будущей профессиональной деятельности.
Научному руководителю в свою очередь необходимо обращать особое внимание магистрантов на актуальность в выборе темы, что является главной задачей и определяет необходимость аналитического исследования цветовых проблем в аспекте формирования городской среды. В процессе проведения практических занятий следует обращать внимание студентов на психоэмоциональное и физиологическое восприятие цвета, как индивидуума, так и различных социокультурных групп.
Темы аналитических исследований в области цветовосприятия объектов пространственной среды надо рассматривать с учетом актуальных тенденций в развитии средового дизайна современности. Приоритетными направлениями в выборе тем являются социальные проблемы, культурные традиции города, региона и страны в целом. Колористика городского пространства должна рассматриваться как основа формообразования в дизайне и архитектуре. Принципы формирования системы цветовых сочетаний в архитектуре и искусстве, особенности цветовых приоритетов в исторически сложившихся архитектурных стилях, характер развития цветовой культуры, взаимодействие цвета и архитектурных элементов – все эти аспекты должны формировать профессионально-аргументированное обоснование современных тенденций применения цвета в городской среде.
Изучение природы цвета, его влияния на человека и способы его использования, является исключительно важным аспектом в подготовке специалистов с квалификацией «магистр дизайна среды». Эффекты разнообразного воздействия цвета на окружающую среду и возможность управлять ими должны стать основой эстетического учения о цвете. При этом проблемы субъективного восприятия цвета оказываются особенно важными в художественном воспитании и подготовке грамотных специалистов.
При реализации программы дисциплины «Цветодидактика» используется следующие образовательные технологии:
– изучение и разбор конкретных ситуаций, связанных с психологическим воздействием цвета в пространстве на различные группы людей;
– психологические и аналитические тренинги в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов;
– изучение и анализ цветового воздействия экологической и урбанистической среды на человека, проведение круглых столов с использованием видеоматериала.
Овладевая профессиональной цветовой грамотой, можно научиться влиять на восприятие объемно-пространственных форм. Реакции на цвет и на форму очень трудно расчленить и рассматривать порознь, хотя цвет воспринимается почти мгновенно, а остальные элементы формы несколько позже. Закономерности абстрактных цветосочетаний должны быть осмысленны и соотнесены с конкретными объемами – пространственными формами и с их особенностями. Будущие дизайнеры-средовики, весьма тесно соприкасаясь с архитектурой при проектировании средовых объектов, должны иметь полное представление об эстетических возможностях, которые заключают в себе не только конструкции и строительные приемы, но и эмоциональное восприятие – аспект, который в архитектурно-художественной композиции поддерживает колористическая составляющая [1, с. 262–265].
Колористика городского пространства включает в себя и разнообразие форм, и масштабов освоения, и различное функционально-эмоциональное значение. Цвет стремительно завоевывает важные позиции в архитектурном пространстве малых и больших городов. Устойчивая тенденция проявления данного процесса в архитектурной практике, продиктована временем. Архитектурный замысел должен воплощаться одновременно в материальной форме и цвете. В ХХI веке приобретает все большую актуальность проблема формирования системы цветовых отношений, чему способствуют такие тенденции развития современного социума, как развитие в архитектурной практике новых стилевых направлений и применение новых конструкций, строительных и отделочных материалов [2].
Понятие «Архитектурная колористика» в современной искусствоведческой проблематике в области искусства архитектуры трактуется как наука о цвете городского пространства. Колористические разработки включаются специалистами в общую систему художественного и архитектурно-градостроительного проектирования и рассматриваются с точки зрения этой системы не только как создание отдельного архитектурно-художественного произведения, но и как целостное объемно-пространственное и цветовое проектирование «лица города» [5].
Таким образом, при моделировании процесса обучения «культуре цвета» в совокупности специальных дисциплин, следует учитывать не только уровень владения практическими навыками и умениями, но и важность развития интегративных умений в процессе обучения [6]. В этой связи необходимо отметить, что архитектурно-художественная и градостроительная деятельность проектировщика нуждается во всестороннем аналитическом изучении использования цвета как носителя семантической информации, многоаспектности цветового понятия колористики в архитектуре и дизайне среды. Разве можно представить, что мир вдруг лишился красок? Цвет окружает нас повсюду, наше психологическое состояние – эмоции, настроение, эстетические ощущения зависят от окружающей цветовой среды. Через восприятие цвета происходит общение с окружающим миром. [3, С. 6]. Изучение влияния цвета – неотъемлемая часть профессии дизайнера-средовика. Понимание природы цвета и способов его использования, является исключительно важным. Многообразие цветовых сочетаний безгранично. Роль дизайнера и заключается в том, что своим творчеством он каждый раз создает для людей настроение в определенной ситуации, которую он моделирует. Эффекты разнообразного воздействия цвета и возможность управлять ими должны стать основой эстетического учения о цвете. Управление цветом – одна из важнейших возможностей, обретаемых дизайнером по мере освоения профессиональных навыков в умении моделировать поистине уникальные средовые объекты. Понимать смысл цвета – значит иметь возможность осознанно ограничивать или, напротив, усиливать его влияние там, где это необходимо.
Библиографическая ссылка
Алгазина Н.В. СПЕЦИФИКА ОСВОЕНИЯ «ЦВЕТОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ» В СТРУКТУРЕ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 157-160;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9690 (дата обращения: 27.12.2024).