Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

«ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ» НОВЫЙ ВЕКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА

Серикбаев С.К. 1
1 ---
В данной статье рассматривавется программа «зеленый мост» в РК. Описаны сложности в осуществлении мер по переходу к экологически чистому производству. Предложены возможные решения и перспективы внедрения «зеленого моста».
зеленый мост
ресурсы
экология
1. О зеленом мосте. – Сайт Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА): carecnet.org.
2. Программа партнерства «Зеленый мост». – Июль 2013. – Астана.
3. Информационно-аналитический обзор по экологическим вопросам Казахстана // http:// carecnet.org/assets/files/MayKazakhstany.pdf.
4. Зеленые инициативы Казахстана получили поддержку РИО+20. – Казахстанский информационный портал: Kz Inform 2015: http://kzinform.com/ru/news/20120622/13707.html.
5. За здоровую окружающую среду. 2015. – URL: UNESCAP: unescap.org/mced/documents/SOMCED(05)_3R.pdf.
6. Стратегический План развития Республики Казахстан до 2020 г.// Официальный сайт Президента Республики Казахстан: – URL: http://www.akorda. kz/ru/category/gos_programmi_razvitiya.

В настоящее время мир столкнулся с нехваткой энергии и угрозой экологического кризиса, который ставит реальные задачи сохранения традиционных источников энергии и поиска альтернативных. EXPO-2017 станет платформой для обмена опытом между странами, а инициатива Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Зеленый мост» проложит путь для новых возможностей экономии энергии и сохранении экологии.

Выставка «EXPO-2017» и программа партнерства «Зеленый мост» объединены общими целями обеспечения доступа к экологически чистому и эффективному энергоснабжению. Некоторые инициативы, предложенные EXPO-2017, могут быть реализованы в рамках программы «Зеленый мост».

Инициатива программы «Зеленый мост» является одним из практических решений проблемы развития и распространения экологически чистой экономики по всему миру. Предложенная Президентом Казахстана программа уже поддержана многими странами мира.

Программа «Зеленый мост» одобрена Европейской экономической комиссией ООН и Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана. Эта программа имеет стратегические ориентиры и направлена на сохранение природы и защиту окружающей среды, обеспечение экономического роста и технологического развития. Однако, соединять трудносочетаемые условия – поддержание экологических стандартов и одновременно выход на новые точки роста для национальных экономик – пока ни одной стране не удалось в полной мере.

Сложно претворить на практике и в широких масштабах столь привлекательные четыре принципа:

– принцип экоэффективности предполагает максимально возможное использование полезных свойств товаров и услуг при одновременной минимизации воздействия на окружающую среду в течение всего жизненного цикла продукции;

– принцип ресурсосбережения предполагает принятие управленческих решений с учетом необходимости сохранения природных ресурсов;

– принцип единства означает согласованность действий всех субъектов национальной экономики, участвующих в процессе развития;

– принцип межсекторальности, т.е. участие и вовлеченность представителей различных секторов общества в процесс принятия решений [1].

Суть инициативы «зеленый мост» заключается в том, что передовые страны на безвозмездной основе «под ключ» должны представлять свои новейшие «зеленые» технологии. В свою очередь, развивающиеся государства обязуются создавать благоприятные условия для привлечения этих технологий и инвестиций. Реализация инициативы не только даст толчок для развития «зеленых» технологий, но и предоставит развитым странам возможность выйти из затянувшегося кризиса.

Следует учитывать, что экологическая проблематика современности имеет сложную, многоуровневую структуру и глобальное распространение. «Зеленый мост» – это мост между Азиатско-Тихоокеанским и Европейским регионами, нацелена на переход к зеленой экономике на огромном пространстве и в разных регионах Европы, Азии и Тихого океана. Она содержит призыв к интеграции экологической и экономической политик по устойчивому и эффективному развитию. Важны совместные усилия и государств, и международных организаций, общественных и бизнес секторов, могущих найти общее решение.

Как известно, большинство земельных угодий Казахстана располагается в зоне рискованного сельского хозяйства, имеет множество проблем – высокая уязвимость пастбищ, лесных и горных массивов, водных экосистем, что дополнительно усугубляется высокой антропогенной нагрузкой. Кроме того, индустриальное развитие на протяжении XX века велось без каких-либо экологических норм и эко-восстановления. Химические и металлургические заводы Казахстана вырабатывают миллиарды тонн промышленных отходов, включая выбросы в атмосферу, и крупные электростанции, и транснациональные добывающие компании, прежде всего, нефтяные и газовые, не соблюдающие экологические нормы, ежегодно усугубляют эко-ситуацию в республике.

В настоящее время экономический рост Казахстана происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов без учета необходимости внедрять требования низко-углеродного развития. Огромные потери и деградация природного капитала имеют прогрессирующий характер. Прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. Все указывает на то, что прежние методы хозяйственной деятельности в аграрном и индустриальном секторах устарели, не отвечают духу времени, нужна их модернизация. Современное экологическое мышление остро ставит вопрос об исчерпаемых природных ресурсах, о том, чтобы повернуть экономическое развитие в сторону альтернативных экологических проектов [2].

Казахстан находится в особенно неблагоприятной ситуации при крупномасштабных трансграничных экологических проблемах. Усиливает негативное развитие ситуации отсутствие в Казахстане эффективности в реализации многих существующих программ

Подчеркивая необходимость совместного решения экологических проблем, министры по окружающей среде и развитию Азиатско-Тихоокеанского региона поддержали идею проводить совместные исследования по разработке экологически чистых технологий. Более того, была подчеркнута важность практического содействия в передаче таких технологий или же разработать пути доступа к ним, важность организации информационных сетей и тем самым, ослабления отрицательных последствий процесса глобализации. Отметим, распространение таковых технологий имеет региональный и субрегиональный охват сотрудничества.

Программные направления Партнерства «Зеленый Мост» обозначены в плане перехода от обычных неустойчивых моделей развития к зеленому росту путем принятия рамок региональной и национальной инновационной «зеленой» политики. Суть политики заключается в ускоренном продвижении стратегических инвестиционных проектов. Осуществление ее предполагает использование различных форм многостороннего сотрудничества и партнерства, как в государственной сфере, так и в сфере частного бизнеса, важным компонентом которых являются общественные инициативы [3].

Программа партнерства «Зеленый мост» предполагает тесное взаимодействие Казахстана и стран Центральной Азии в обеспечении устойчивого развития при поддержке ключевых международных институтов и частного сектора.

В долгосрочной перспективе 2015 – 2020 годы в рамках программы партнерства «Зеленый мост» будут реализованы масштабные проекты по снижению темпов деградации и восстановлению окружающей среды; оптимальному использованию природных ресурсов за счет «зеленых» политик и новых подходов; привлечению инвестиций для развития «зеленой» экономики в странах Европы, Азии и Тихого океана. За 5 лет намечено подготовить и опубликовать обзоры международного опыта по внедрению лучших практик, использованию методологий, законодательных и экономических инструментов «зеленого роста»; разработке стратегий, планов действий по инновационным механизмам «зеленого роста»; формированию благоприятных условий для «зеленой» экономики и взаимодействия заинтересованных партнеров стран Европы, Азии и Тихого океана.

Выполнение этапов Программы партнерства «Зеленая мост» позволит применить взаимовыгодные механизмы регионального сотрудничества для более эффективного использования водных и энергетических ресурсов; передачи чистых технологий и инвестирования; сведения к минимуму воздействия на окружающую среду; существенного усиления экологической, национальной и региональной безопасности стран Европы, Азии и Тихого океана [4].

Программа предусматривает последовательную реализацию логически взаимосвязанных мер для «озеленения» политик: региональной, национальной и в ключевых секторах экономики. Соответственно намечены пять приоритетных тематических направлений развития сотрудничества в сфере торговли, транспорта, водных и энергетических ресурсов. Эти направления крайне важны для реализации Казахстаном и на территории Казахстана.

Первое направление утверждает необходимость эко-эффективного использования природных ресурсов и вложение инвестиций в экосистемные услуги. Они охватывают основные сферы стратегической программы – развитие опыта бассейнового управления и интегрированного управления водными ресурсами, водоохранные технологии, охрана водного биоразнообразия, в частности, устойчивое рыболовство, что особенно важно для прибрежных и островных государств.

Второе направление рассматривает углеродное развитие и адаптация к изменению климата, что связано с ориентированностью на технологии и методы снижения эмиссий парниковых газов, низко углеродное «зеленое» развитие экономики, а также меры по адаптации и устойчивости к изменениям климата.

Третье направление – это содействие устойчивому развитию городских поселений. Развитие данного направления будет способствовать популяризации лучших практик планирования устойчивого развития городов, очистке сточных вод, организации транспортных потоков, управлению коммунальными отходами.

Четвертое направление: «Зеленый» бизнес и инвестиции – ключевые инструменты осуществления концепции Зеленого роста, предназначенные для стимулирования экологически эффективных инноваций и внедрения экологически чистых технологий. Одним из важных инструментов определено реформирование налогов: замена налогов на труд налогами на загрязнения и истощение ресурсов. Это означает необходимость нахождения взаимовыгодного сотрудничества между правительствами и бизнесом.

В пятом направлении продвижение устойчивого стиля жизни и улучшение ее качества – это программные области, способствующие обмену опытом и технологиями устойчивого производства и потребления между странами Европы, Азии и Тихого океана.

Партнерство и многосекторальный подход позволяют повысить осведомленность и демонстрацию лучших практик и взаимосвязей в области регулирования, инноваций и «зелёного спроса». Задачи по устранению технических и юридических барьеров для стимулирования регионального, субрегионального и межрегионального взаимодействия остаются актуальными для стран АТР. Свою координационную помощь в подготовке и осуществлении региональных и национальных проектов в поддержку «зеленой» экономики предлагают агентства ООН [5].

Предполагается, что повысится ответственность природопользователей. Тем самым будет снижено негативное воздействие антропогенной нагрузки за счет снижения эмиссий в окружающую среду и комплексной переработки отходов. Низкоэмиссионный «зеленый рост» может создать стратегические возможности для экономического роста Казахстана, который уже предпринял ряд мер для выполнения своих обязательств.

Решение проблем выбросов парниковых газов путем «ускорения технологической модернизации энергетики и развитие энергоресурсосбережения», а именно, путем внедрения современных технологий на основе возобновляемых ресурсов и источников энергии также определено в «Стратегическом Плане – 2020». Планируется создание стимулирующих условий для развития ветроэнергетики, солнечной и геотермальной энергетики, для внедрения технологии эффективного использования водных ресурсов страны с учетом принципов интегрированного управления водными ресурсами

Развитие в регионе трансграничного сотрудничества в сфере управления и охраны водных ресурсов окажет опосредованное и позитивное воздействие на прогресс в Соглашении по рекам Или и Иртыш. Сегодня требуется решить ряд сложных процедур, требующих пошагового согласия многих сторон по многим вопросам. Прежде всего, нужна техническая, информационная и экспертная поддержка процессов многосторонних политических консультаций по развитию трансграничного сотрудничества, распространение опыта стран Центральной Азии в развитии сотрудничества в Аральском и Каспийском бассейнах, также трансграничных бассейнах России и Казахстана [6].

Международная выставка «EXPO–2017» и Программа партнерства «Зеленый мост» позволит Казахстану заявить о себе как о движущей силе зеленой экономики, которая предполагает путем реализации инвестиционных проектов, реформирования политик, применения экономических и рыночных инструментов совместное сотрудничество государств, международных, неправительственных, научных организаций и бизнеса по созданию и развитию новых отраслей «зеленого» бизнеса.

Реализация программы «Зеленый мост» обеспечит финансы, знания и партнерскую поддержку для разработки экологически чистых технологий по трем темам ЕХРО-2017: «Экологически чистые источники энергии», «Энергоэффективность» и «Доступ к энергии».


Библиографическая ссылка

Серикбаев С.К. «ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ» НОВЫЙ ВЕКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 275-278;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9717 (дата обращения: 27.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674