Cоциокультурное и политико-экономическое состояние современного российского общества характеризуется проводимыми социально-экономическими реформами, поиском новой государственной стратегии развития и оснований для формирования национального менталитета. Перечисленные процессы для своей эффективной и своевременной реализации требуют, в первую очередь, человека, обладающего личностными, профессиональными и гражданскими качествами, успешность которого зависит от его социальной активности и ответственности, то есть, от того, насколько он является субъектом своей жизнедеятельности. Увеличение количества и взаимодействия таких субъектов определяют генезис и актуализацию потенциала развития всего общества. Однако, как показывают отечественные исследователи [6] в российском обществе в течении последних десяти лет отмечается наличие системных социально-экономических и ценностных изменений, препятствующих активному проявлению субъективности россиян, и, как следствие, их самореализации. К ним относятся: ситуация неопределённости, детерминирующая неспособность человека контролировать социальные процессы и социальные изменения; неспособность человека к планированию и достижению долговременных целей и жизненных стратегий; аномия норм и ценностей; экономоцентризм, превращающий любую деятельность в бизнес и редуцирующий самореализацию человека к потребительскому отношению к миру; пассивность и апатия большинства социальных групп при одновременной потере доверия друг к другу; перманентный социальный конфликт, исключающий большие слои населения из социальной и экономической жизни.
Цель исследования. Процесс становления человека в качестве субъекта своей жизнедеятельности связан с понятием самореализации, поэтому перечисленные проблемы оказывают на неё ингибирующее воздействие. Являясь атрибутом самого существования человека, самореализация, по сути, определяет жизненный путь человека, направляя его по пути удовлетворения различных потребностей, которые А. Маслоу разделил на две категории: низшие (дефициентные), направленные на восполнение чего-либо и насыщаемые, и высшие (бытийные), продиктованные желанием самореализоваться, соответственно – ненасыщаемые [7]. Первые направлены на удовлетворение дефициентных сиюминутных состояний: голода, жажды, холода, опасности. Бытийные мотивы (или метапотребности) имеют отдаленные цели. Как показывает практика, до 70 процентов от общего числа населения любого общества удовлетворяют Д-потребности, и только 10 из оставшихся 30 процентов Б-потребности.
Исходя из этого, можно предположить, что среди россиян доминируют следующие жизненные стратегии. Первая связана с самореализацией в каком-нибудь деле, призвание и способности к которому привели к такому виду жизненной стратегии. Таких людей, как предполагал А. Маслоу, не больше 5 % – 7 %. Вторая направлена на достижение социального и осмысленного успеха, показателями которого являются высокое социальное положение, материальное благополучие, социальный престиж. Данная стратегия реализуется в рамках формирующегося среднего класса, который по самым оптимистичным прогнозам не превышает 15 % – 20 % от всего населения, хотя целевые установки сами по себе могут быть в качестве ориентиров для гораздо большего количества людей, однако их возможности реального достижения целей ограничивают позитивность потенциала данной стратегии. Третья жизненная стратегия опирается на реализацию потребностей в удовлетворении материальным положением и имеет большинство адептов среди россиян, составляющих около 60 % [5].
Таким образом, массовый характер реализации потребностей низшего порядка показывает наличие в России фундированных проблем, имеющих социально-экономическую основу, препятствующих реализации россиянами потребностей высшего уровня. Среди таких проблем, особо выделяются нами следующие.
Во-первых, на сегодняшний день в России отсутствует основа для самоидентификации россиян, что отражается в потере человеком смысла своей деятельности. Происходит потеря личностной, социальной, гражданской и профессиональной идентичности при отсутствии или размывании сохранившихся идеологий. На протяжении ста лет идеология развития страны и самореализации граждан коренным образом изменялась, была чуждой большинству россиян и имела насильственную практику внедрения при совершенном несоответствии их социально-экономическому положению. Результатом этого становится перевод идентичности в игровую самореализацию. Человек играет, скользит по поверхности социальных связей, удовлетворяется сиюминутными достижениями и совершенно не чувствует свою ответственность за результаты своей деятельности. А там, где отсутствует ответственность, нет места самореализации. Возрастающее многообразие форм и способов самореализации человека с одной стороны и сохраняющиеся тенденции потребительского общества, характеризующегося агрессивностью и распространением ложных ценностей с другой, приводят к стиранию границ между должным и желаемым, между истинными стратегиями самореализации и девиантными их формами. В этих условиях такие формы деятельности человека, как конформизм и экстремизм воспринимаются как форма адаптации к быстро изменяющимся социальным структурам. В силу этих причин социальный контроль в прежних формах не эффективен, так как процессы децентрации и размывания основных дуальных общечеловеческих критериев лишают общество возможности чётко и централизованно контролировать протекающие в нём процессы. На первый план должен выйти принцип индивидуальной ответственности человека за результаты, как своей деятельности, так и других людей [1]. Однако характер национальной самоидентификации в советский период и процесс её поиска в переходный период нашего общества привели к массовому увеличению социальных аутсайдеров среди населения. Причины такого явления кроются в негативном отношении россиян к собственности на фоне гипертрофированности значения коллективизма в советский период, что привело к их несамостоятельности и низкой самооценке своего социального вклада в современное общественное развитие. Таким образом, игнорируются социальные институты лидерства и конкуренции, количество реализовавшихся и потенциальных лидеров основного массива населения не увеличивается, социальная мобильность при наличии широких возможностей не возрастает.
Во-вторых, указанные выше социальная пассивность, отсутствие самоидентификации и экономическая зависимость тормозят формирование и развитие в России гражданского общества. А это значит, что отсутствуют социальные условия развития и самореализации человека. В обществе сложилась ситуация, когда место гражданского общества занимает его симулякр, подобие. Вместо формирования гражданского сознания в обществе и гражданина, готового взять на себя ответственность за свою жизнь и жизнь своей страны, человеку предлагается со стороны политико-административного корпуса набор различных структур, которые за него решают его задачи. Однако гражданским можно назвать общество, в котором конкретный гражданин интериоризирует набор обязательных для него ценностей, имманентно присущих его жизнедеятельности и которым он не может изменить. Эти ценности и должны определять место и статус человека на рынке общественных отношений. Таким образом, функционирование гражданского общества определяется интеграцией двух процессов: генезисом индивидуальности и социализацией её личности. И эффективность гражданского общества будет зависеть от осознания гражданином, что самореализация и социальность есть две стороны стратегии его жизнедеятельности. Здесь коренится проблема настоящих взаимоотношений общества и отдельного россиянина с властью – ведь она до сих пор является основным распределителем социальных благ для всех социальных слоёв. Социальный порядок, как один из главных показателей социального государства, способствующего самореализации человека, можно охарактеризовать катастрофическим, так как в период 1917-1991 и после 1991 привёл к масштабной депопуляции населения, утечки интеллектуальной элиты за рубеж, обнищанию основной массы населения. Согласно сводному аналитическому отчёту аналитического центра Юрия Левады за 2014 год «Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем»: «Крайне слабы на сегодняшний день институты общественного саморегулирования... Среди населения распространено ощущение беспомощности, одиночества, неспособности управлять собственной жизнью. Даже среди людей, участвующих в общественной активности и защищающих свои права, распространено мнение о невозможности кардинально изменить ситуацию к лучшему» [3].
В-третьих, самореализации россиян мешает тотальное озлобление на представителей других социальных и этнических групп. В стране практически не осталось ни одной этнической или социальной группы людей, по отношению к которой у других групп людей не было бы жёсткого негативного отношения. Причиной такого явления служат представления того большинства людей, жизненная стратегия которых опирается на реализацию потребностей физиологического и безопасного характера о том, что этот мир не для них и возможности самореализации отсутствуют. Отсюда начинается поиск «внешнего врага», причём поиск пассивный, и в этих условиях полагаться на политическую и социальную активность россиян нельзя. Соответственно при такой интенсивной социальной дифференциации общества взаимоотношение большинства социальных групп характеризуется отсутствием консолидации и атмосферы солидарности. До сих пор главными ценностями для населения выступают не права, обеспечивающие личную свободу и независимость, а социальная защита. Население ожидает поддержку со стороны государства.
В-четвёртых, наше общество создаёт условия, которые во многом противоречат тем идеалам и знаниям, которые закладываются в процессе социализации и образования в целом, что закономерно приводит к аномии и девиантным формам самореализации. Усугубляет данное положение острая социальная проблема, когда экономическое благополучие начинает формировать образовательное отставание одних социальных слоёв от других. С другой стороны, происходит перепроизводство людей с высшим образованием при одновременной нехватке квалифицированных трудовых ресурсов. Таким образом, образование для некоторых социальных слоёв перестаёт быть решающим, как в информационном обществе, фактором жизненного успеха и самореализации, а на первый план выходят социальные связи, принадлежность к группе, финансовые возможности семьи – это приводит к тому, что должности занимаются не в соответствии с уровнем образования и деловыми качествами, а «по протекции», что ведёт к хроническому непрофессионализму специалистов и общей утрате гуманитарного потенциала развития общества.
Данный ряд социально-экономических, а также культурно-административных проблем можно продолжать, однако уже выделенные нами выше проблемные блоки позволяет сделать вывод о том, что предпочтение россиянами экономической стороны жизни и определённая традиционность мировоззрения обусловлены страхом изменить своё налаженное существование и взять на себя ответственность за его результат. Появившиеся в новейшей России относительная политическая и экономическая свобода, новые каналы социальной мобильности не принесли новые способы самореализации населения, а наоборот превратились в источник девиантных форм деятельности, основной целью которой является нажива и коммерческий успех. Согласно данным ежегодника «Общественное мнение-2014» Аналитического центра Юрия Левады, напряжение и страх сейчас испытывают около трети опрошенных россиян [2]. Этот страх является самым серьезным препятствием для самоактуализации, так как она предполагает выбор деятельности в пользу роста. Указанная традиционность отражается на ментальности россиян, болезненно относящихся к любой корректировке своего образа жизни. А так как смысл жизни зависит от мировоззренческих установок, его поиск осложняет как исторически непреходящая противоречивость и неясность целей человечества вообще [4], так и простое нежелание что-либо менять. Готовность к участию в общественно-политических мероприятиях ограничивается голосованием на выборах, а другие виды общественно-политической активности привлекают не более 4-5 % респондентов[2]. К тому же, как было показано выше, высокий уровень образования россиян часто не реализуется на практике, что приводит к массовому отчуждению от осуществляемой деятельности. Неудовлетворённость образовательной системой в России высказывают около половины респондентов [2]. Высшее образование само по себе не даёт привилегированного положения, ибо важно позиционироваться на рынке и владеть рычагами влияния на него. К примеру, существует в нашем обществе и на мировой арене такая тенденция, при которой резко увеличилось количество людей, получивших высшее образование, и одновременно обнаружился спад социокультурной и экономической отдачи от него. То есть постулируется тот факт, что решающим фактором является наличие места на рынке, а не интеллектуальная одарённость работника. Здесь следует задаться вопросами о том, насколько полученное образование соответствует дальнейшей работе и о том, насколько раздут спрос на высшее образование и соответствующую квалификацию со стороны бизнеса и государства.
Заключение
Решение указанных проблем имеет те же корни, что и причины, их вызывающие. Это социально-экономическая ситуация, которая вместо пассивного принятия должна заставлять людей принимать решения на основе ответственности и самореализации. Только так может быть актуализирован общественный потенциал самореализации. Ведь на сегодня большинство россиян являются наёмными работниками, которые ориентированы на выполнение приказов и ни за что не отвечают, отсюда проблемы с формированием среднего социального слоя и гражданского общества. В то же время известно, что пока человек не будет принимать решений, он не будет интересоваться ничем, в том числе и собой. Если же интерес формируется, то он основывается не на рациональном восприятии информации, а на игровых, развлекательных формах её проявления. Поэтому необходимо развивать малые формы бизнеса, в котором человек принимает решения, учится самозащите и отстаиванию своих интересов. Таким образом, человек вовлекается в процесс поиска жизненных стратегий и самореализации в индивидуальной деятельности через активную социальную жизнь и разнообразие социальных связей.
Итак, при наличии общей проблемы интенциональной редукции процесса самореализации в следствии этого затруднении выбора траектории будущего развития общества нельзя не отметить и некоторые положительные стороны. Сложившаяся сегодня социально-экономическая ситуация необходимо актуализирует внутренний потенциал общества и выявляет личности, обладающие адаптивными качествами, внутренней устойчивостью и интеллектуальной гибкостью. Адаптируясь к нестабильным условиям и хаотическим воздействиям внешней среды, эти пассионарии поднимают процесс самореализации на новый уровень, сохраняя свою внутреннюю динамику за счёт приобретения новых качеств и реализации старых. В результате такой деятельности личность развивается сама и помогает актуализировать потенциал других, вовлекая в свою деятельность, общение и самореализацию широкий круг людей, формируя сетевой характер пространства самореализации, совершенствуя и развивая тем самым общество в целом.
Библиографическая ссылка
Мартынов Б.В. ИНТЕНЦИОНАЛЬНАЯ РЕДУКЦИЯ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 333-336;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9727 (дата обращения: 27.12.2024).