Согласно Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов.
Несмотря на прилагаемые усилия медиков, ученых и педагогов ряд детей 6-7 лет, приступающих к обучению в школе имеют не только функциональные, но и стойкие дефекты ОДА: сколиозы и плоскостопие 2-3 степени [1,3,4,5,6,7].
В сравнении с их здоровыми сверстниками, эти дети сталкиваются с особенностями более сложной психофизической адаптации к новым условиям, возрастающей интеллектуальной и статической нагрузкой на опорно-двигательный аппарат (ОДА), одновременно уменьшающейся двигательной активностью (ДА) в сравнении с пребыванием их ранее в условиях ДОО и особенно, недостатком специальной ДА [2]. Физическую реабилитацию стойких дефектов ОДА возможно осуществлять в условиях начальной школы, но для этого необходима подготовка компетентных специалистов в области адаптивной физической культуры для работы в спецмегруппах из контингента педагогов по физической культуре.
Название адаптивная физическая культура подчеркивает ее предназначение применения для лиц с отклонениями в состоянии (ОВЗ).
Это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из специфических сфер деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации, интеграции в обществе РФ.
У ребенка с ОВЗ она должна формировать:
- осознанное отношение к реабилитации своего частично утраченного здоровья;
- способность к преодолению психофизических барьеров, препятствующих полноценной жизни в социуме;
- потребность быть здоровым (культуру здоровья) и вести здоровый образ жизни;
- осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества РФ.
Сколиоз – тяжелое, прогрессирующее, деформирующее заболевание позвоночника, характеризующееся не только наклоном тела в сторону, но и поворотом отдельных позвонков в градусах вокруг вертикальной оси. По тяжести ученые выделяют 4 степени данного заболевания. Наиболее «злокачественными» является грудной и комбинированный сколиоз (кифосколиоз).
Остеохондроз – это стойкое дегенеративно-дистрофическое поражение межпозвонковых дисков. В случае разрыва фиброзного кольца при резкой нагрузке происходит выпячивание фиброзного кольца – спинномозговая грыжа.
Искривления голеней «О» – образные и «Х» – образные ноги – это остаточные явления перенесенного ранее детского рахита.
Стойкие дефекты стопы – плоскостопие в виде деформаций по типу плоско-вальгусная стопа, за ней следует варусная установка стоп. Различают 3 степени деформации стоп.
Сколиозы, ранние остеохондрозы, искривления ног, деформации стоп влекут за собой общее утомление нервной системы, снижая качество произвольного внимания, нарушения вегетативных функций организма, дальнейшее ухудшение психофизического здоровья у детей с ОВЗ, приступивших к обучению в школе.
Целью реализации данной программы явилось: сформировать у слушателей ФПК и ПП систему профессионально-педагогических компетенций в области АФК, обучить технологиям проведения занятий АФК в специальных медицинских группах. с учащимися начальной школы, имеющими стойкие дефекты ОДА.
Вариативный модуль рассчитан на 72 часа.
Задачи программы:
– подробно изучить составляющие здоровья учащихся начальной школы и методики его определения;
– усвоить понятия норма, болезнь, нозология, дефекты, коррекция, физическая реабилитация;
– привить младшим школьникам культуру здоровья в условиях школы и дома, основы ведения ЗОЖ, используя доступные для данного возраста игровые технологии;
– изучить возрастные анатомо-физиологические особенности ОДА учащихся начальных классов;
– рассмотреть вопросы этиологии и патогенеза клиник стойких отклонений ОДА у младших школьников;
– подобрать формы проведения физической реабилитации здоровья ОДА у первоклассников;
– дать знания, умения и навыки традиционных и инновационных технологий АФК у учащихся начальной школы, имеющих стойкие нарушения ОДА (сколиозы и дефекты стоп);
– сформировать практические навыки и умения построения схем, комплексов, проведения технологий медико-педагогического контроля нагрузки и занятий АФК с учащимися начальной школы;
– ознакомить с технологиями использования специальных физкультминут, специальных подвижных игр для коррекции и реабилитации здоровья ОДА в малых формах целенаправленного физического воспитания;
– разработать комплекс просветительных мероприятий для тесного сотрудничества школы и родителей детей с дефектами ОДА.
Требования к уровню усвоения содержания программы
В результате изучения курса слушатель ФПК и ПП должен:
Знать:
– составляющие целостного здоровья ребенка и доступные методики его определения;
– клинику и причины стойких дефектов ОДА и формирующиеся при них сопутствующие заболевания;
– возрастные анатомо-физиологических особенности ОДА современных школьников начальных классов;
– основные понятия, актуальность, цели, задачи и требования, показания и противопоказания к занятиям АФК.
– организацию и построение занятий АФК в спецмедгруппах с учащимися первого класса в различных нозологических группах;
– способы физической помощи и страховки, обеспечения безопасности, профилактики травматизма, создания положительного психологического комфорта на занятиях АФК;
– теоретические, методические и организационные аспекты осуществления научно-исследовательской деятельности в сфере адаптивной физической культуры данной возрастной группы.
Уметь:
– самостоятельно приобретать, новые знания в области адаптивной физической культуры;
– расширять и углублять свой опыт и научное мировоззрение;
– пользоваться технологиями адаптивной физической культуры с целью психофизической реабилитации;
– формулировать задачи АФК, подбирать формы и средства, составлять комплексы адаптивной физической культуры для групповых и индивидуальных занятий;
– давать научно обоснованные методические рекомендации родителям по вопросам доступного использования комплексов АФК и ведения ЗОЖ с детьми в условиях дома.
Владеть навыками:
– современными технологиями поиска в интернете, обработки и представления инновационной научной информации по АФК в виде презентаций;
– навыками распространения методического опыта (отечественного и зарубежного) в области адаптивной физической культуры и спорта;
– современными научными технологиями и методами исследования в сфере профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры;
– методами и технологиями АФК у младших школьников со стойкими формами ОДА;
– технологий подбирать оптимальную нагрузку на занятиях АФК с учетом возраста, дефекта и физической подготовленности первоклассников;
– вести медико-педагогический контроль нагрузки на занятиях АФК (визуальный контроль и с помощью графика физиологической кривой по показателям ЧСС);
– креативного подхода в работе специалиста по АФК учащимися начальной школы, имеющими сколиозы и дефекты стопы.
Таблица 1
Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
Виды деятельности |
Профессиональные компетенции |
Результаты обучения |
Формы и методы контроля/оценки |
|
освоенные умения |
усвоенные знания |
|||
Педагогическая |
Готовности разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12). |
Применять освоенные методики и технологии при изучении предмета «АФК с первоклассниками, имеющими стойкие дефекты ОДА: сколиозы и плоскостопие» |
Позволяют осуществлять технологии проведения и оценивание качественного образовательного процесса проведения занятий «АФК с первоклассниками, имеющими стойкие дефекты ОДА. |
Проверка конспектов бесед и презентаций, тестов /оценка практико-значимой работы. |
Методическая |
Способности разрабатывать методические комплексы по учебной дисциплине (ПК-2). |
Разрабатывать и применять освоенные методики (технологии) на занятиях «АФК с первоклассниками, имеющими стойкие дефекты ОДА: сколиозы и плоскостопие» |
Использовать знания инновационных метод «АФК с первоклассниками, имеющими стойкие дефекты ОДА: сколиозы и плоскостопие» |
Проверка планов-конспектов АФК, оценка работы. Контроль проведения занятий АФК учащимися младших классов в спецмедгруппе. Контроль в процессе подготовки практико-значимой работы ее оценка. |
Культурно-просветительская |
Готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья детей в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7). |
Разрабатывать и реализовывать просветительные программы с целью популяризации среди родителей культуры коррекции и восстановления здоровья их детей. |
Актуальность просветительской направленности бесед для родителей у детей со сколиозами и плоскостопием |
Проверка плана бесед для родителей детей, оценка сообщения. |
Таблица 2
Учебный план программы
№ п/п |
Наименование компонентов в вариативных программах |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
||
Лекции |
Практические занятия |
Самостоятельная внеаудиторная работа |
||||
в т.ч. выездные занятия, учебные экскурсии, стажировки |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
«Физическая культура с учащимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья» (стойкие нарушения опорно-двигательного аппарата) |
72 |
24 |
24 |
24 |
Тестовая контрольная работа |
1.1. |
«Здоровье как свойство организма и его составляющие. Понятия норма, болезнь, дефекты, коррекция, физическая реабилитация» |
6 |
4 |
2 |
||
1.2. |
Состояние опорно-двигательного аппарата у учащихся начальной школы |
6 |
6 |
Устный опрос. Проверка конспектов бесед для родителей |
||
1.3. |
Анатомо-физиологические и биомеханические особенности функционирования бедер, голеней, тазобедренного и коленного суставов, стоп, физиологических изгибов позвоночника и грудной клетки у учащихся младших классов. |
6 |
2 |
4 |
||
1.4. |
Адаптивная физическая культура (АФК), ее цели и задачи реабилитации стойких форм ОДА младших школьников |
6 |
4 |
2 |
||
1.5. |
Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей адаптивной физической культуры для занятий в спецмедгруппах. |
6 |
4 |
2 |
6 |
|
1.6. |
Особенности диагностики состояния опорно-двигательного аппарата (ОДА) у младших школьников (состояние физиологических изгибов позвоночника, сводов стопы, формы ног). |
2 |
4 |
|||
1.7. |
Влияние гигиенических факторов воздушной среды, освещения, ионизации, инвентаря, спортсооружений, спортивной одежды и обуви на эффективность занятий АФК. |
6 |
Устный опрос. |
|||
1.8. |
Урочная форма АФК как основная форма восстановления стойких форм нарушения здоровья ОДА у младших школьников. |
6 |
4 |
2 |
Устный опрос. |
|
1.9. |
Стойкие дефекты опорно-двигательного аппарата у учащихся начальной школы. Физическая культура с учащимися начальной школы с ОВЗ в спецмедгруппах при стойких нарушениях опорно-двигательного аппарата (сколиозах 1-2-3 степени, ранних формах остеохондроза, деформациях голени и дефектах стопы). Контроль нагрузки на занятиях АФК (визуальный и по ЧСС). |
6 |
4 |
2 |
Окончание табл. 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.10 |
Авторская презентация на тему: Специальные физические упражнения – основное средство физической реабилитации осанки, голеней и стопы у учащихся начальной школы. |
6 |
6 |
|||
1.11 |
Методики АФК с учащимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья» (стойкие нарушения опорно-двигательного аппарата) в условиях дома. |
6 |
6 |
Тестовая контрольная работа |
||
Итого: |
72 |
24 |
24 |
24 |
||
Итоговая аттестация |
6 |
Защита итоговой практико-значимой работы |
Содержание программы реализуется в процессе фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. В реализации образовательной программы оптимизируются, взаимодополняются аудиторные занятия и самостоятельная внеаудиторная работа слушателей. В аудиторных формах организуется дискуссионное обсуждение «круглые столы» результатов, достигнутых слушателями в ходе самостоятельной образовательной деятельности с опорой на дополнительно привлекаемые ресурсы. Самостоятельная внеаудиторная работа слушателей предполагает работу с рекомендованными источниками, подготовку к тестовой работе, создание практических материалов и предоставление их в виде комплексов АФК и других коррекционно-реабилитационных форм адаптивной физической культуры, разработку итоговой практико-значимой работы по АФК с одной нозологической формой (дефектом).
Условия реализации программы: аудитория для проведения лекционных занятий оснащенная мультимедийным техническим оборудованием, спортивный зал с инвентарем для практических занятий АФК, средняя школа №12.
Текущий контроль – тестовые работы, устный опрос слушателей.
Промежуточный контроль. Слушатели выполняют контрольную работу в виде учебно-методического комплекса (оценивается оформление, постановка задач, содержание, методические рекомендации работы с комплексом), а также осуществляют показательное проведение практического занятия АФК по составленным ими конспектам.
Предоставляют конспекты бесед по ЗОЖ для родителей и реализуют задания самостоятельной внеаудиторной работы.
По итогам освоения программы слушатели выполняют итоговый тест по изученному материалу.
К итоговому контролю допускаются слушатели, прошедшие промежуточный контроль.
Итоговая аттестация – защита практико-значимой работы в виде презентации, ее текстового варианта, предполагающей разработку программы дифференцированной АФК при различных видах стойких нарушений у детей начальной школы с ОДА, выполненной слушателем с опорой на свою практическую деятельность, представленная на бумажном и электронном носителях, успешно защищенная в виде презентации на 35-40 слайдов.
Результаты исследования и их обсуждение. Прослушав курс лекций программы (включающей подробное изучение составляющих здоровья, усвоив методики определения состояния здоровья ОДА, ознакомившись с технологиями привития ЗОЖ и культуры здоровья младшим школьникам, углубив знаний в области возрастных анатомо-физиологических особенностей ОДА учащихся 7 лет, расширив знания, умения и навыки о традиционных и инновационных особенностях технологии АФК и контроль нагрузки с первоклассниками, имеющими стойкие дефекты ОДА: сколиозы и плоскостопие, выполнив практические задания по составлению схем, комплексов и проведению показательных занятий АФК, контрольную работу по итогам самостоятельной внеаудиторной работы, тестовую работу, подготовив и защитив практико-значимую работу по инновационным методикам АФК с первоклассниками, имеющими стойкие дефекты ОДА: сколиозы, дефекты голеней и плоскостопие) слушатель курсов получает достаточный объем знаний и умений специалиста, готового успешно заниматься формированием здоровья и коррекцией отклонений ОДА в спецмедгруппах с учащимися начальной школы.
Заключение
Предложенная программа прошла апробацию в начальной школе. В ходе мониторинга здоровья технологии позволили получить улучшение ОДА у 87 % первоклассников, обучить слушателей курсов ФПКи ПП инновационным подходам методик АФК с первоклассниками, имеющими стойкие дефекты ОДА: сколиозы, ранние остеохондрозы, дефекты голеней и плоскостопие».
Библиографическая ссылка
Бурмистрова Н.И. ИННОВАЦИОННАЯ АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СТОЙКИЕ ДЕФЕКТЫ ОПРОНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: СКОЛИОЗЫ, ИСКРИВЛЕНИЯ ГОЛЕНИ И ПЛОСКОСТОПИЕ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 33-38;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9734 (дата обращения: 21.12.2024).