Анализ инновационного и адаптивного аспектов профессионального образования как семантической основы его производственно-технологической модели
Общепризнанной является актуальность анализа инновационной деятельности (ИД) образовательных учреждений, построения моделей инноваций, способствующих развитию и распространению нововведений в системе профессионального образования (ПО) [5, 20]. С этой целью представляется целесообразным на примере технического университета построить логическую связь ПО с природой и видами ИД в общественном производстве, что необходимо для совершенствования учебного процесса и повышения качества образовательных программ. Подготовка специалистов в техническом вузе выполняется для удовлетворения потребностей в кадрах промышленности. Развитие последней происходит циклично в соответствии со сменой технологических порядков (технологических эпох) в общественном производстве, происходящей с «длинными», «средними» и «короткими» циклами. Каждый цикл, начинаясь с зарождения, включает стадии роста, насыщения, доминирования и, наконец, спада (рис. 1).
Рис. 1
Задачей руководителей и специалистов промышленных предприятий является своевременный перевод производства на новый технологический порядок, поскольку задержка на прежнем уровне развития вызывает неизбежное падение конкурентоспособности. Инновационная деятельность, призванная обеспечить этот перевод, опирается на НИР и ОКР, в ходе которых выполняется поиск, оптимизация и отображение в конструкторско-технологической документации технических решений новой продукции, что требует, в свою очередь, соответствующего этим задачам кадрового обеспечения [2,4,6,14-16].
Технический университет при подготовке разработчиков, конструкторов, технологов промышленных изделий и систем должен учитывать фазы развития современных отраслей экономики и, опираясь на результаты прикладных НИР и ОКР, прогнозировать развитие инновационных процессов в технике и технологиях. Таким образом, совершенствование ИД в техническом университете должно начинаться в научном секторе и базироваться на поиске и освоении нововведений-продуктов, нововведений-технологий, модернизации продуктов в соответствующих профилю подготовки отраслях промышленности. Эти нововведения предметной области, должны своевременно отражаться в учебных программах, периодически перерабатываемых и заменяемых в соответствии со стадиями жизненного цикла (ЖЦ) товаров и промышленных технологий. Следовательно, образовательные программы в техническом университете также как и промышленные технологии должны иметь циклический характер, и правомерно ввести понятие их жизненного цикла, фазы которого должны соответствовать фазам ЖЦ товаров [12]. Влияние (взаимосвязь) указанных выше элементов (категорий) инновационной модели показана на рис. 2. Таким представляется адаптивный аспект организации учебного процесса технического вуза.
Рис. 2
Степень соответствия фаз ЖЦ образовательных программ фазам ЖЦ товаров и технологий общественного производства должна зависеть от уровня промышленных нововведений (пионерское, опережающее, новаторское или усовершенствование). Для первых смена продукта (технологии) должна привести к смене образовательной программы, для последних – лишь изменения в ее элементах (рабочих программах дисциплин). Например, интенсивное развитие таких отраслей промышленности, как телекоммуникации, разработка и внедрение компьютерных технологий закономерно привело к появлению новых специальностей, а эволюционные изменения в схемотехническом и конструкторском проектировании электронной аппаратуры – к изменению содержания дисциплин.
По аналогии с видами ИД в промышленности инновации в техническом университете представляются следующими видами:
- нововведению-продукту соответствует новое качество выпускника;
- нововведению-технологии – прогрессивные методы и средства подготовки специалиста;
- модернизации продукта – два связанных вида деятельности:
– совершенствование подготовки выпускников на основе постоянно обновляемых образовательных программ;
– повышение квалификации, профессиональная переподготовка или получение дополнительной квалификации специалистов предприятий.
В этом проявляется инновационный аспект образовательных программ.
Инновационная деятельность и в промышленности, и в образовании характеризуется уникальностью, ограниченностью во времени, большой вероятностью внесения изменений на любых стадиях работ, наличием жестких требований к качеству и срокам выполнения, необходимостью координации работ многих исполнителей. С учетом указанных особенностей ИД подпадает под категорию «проекты». Следовательно, для планирования, организации, проведения и внедрения инноваций в техническом университете представляется целесообразным применение методологии управления проектами, которая изложена и развита в работах [3,9,11,13,18]. В настоящее время эта методология поддержана системами автоматизации, что позволяет повысить производительность и качество управления образовательными инновациями [10].
Гибрид серийного и единичного производства как производственно-технологическая модель адаптивной системы профессионального образования
Результативность ПО предлагается повысить на основе сочетания технологий промышленного производства различных типов, их трансформации в предметную область и применения системного подхода. Промышленные технологии, соответствующие разным типам производства, их экономические возможности и преимущества их интеграции целесообразно развить на область ПО на базе введенной выше аналогии промышленных и образовательных инноваций.
Как известно, в зависимости от количества N технологических операций, выполняемых на одном рабочем месте, различают «спектр» типов промышленного производства. Его границами являются массовое (N=1) и единичное (N>40) производство. Рассмотрим их возможности по реализации инновационной деятельности.
Особенности массового производства (МП). Используя специализированное оборудование и персонал с узкопрофильной компетенцией, МП обеспечивает прибыль, пропорциональную объему выпуска унифицированной продукции. Ее качество формируется на этапе проектирования путем ограничения номенклатуры изделий и их составных частей на основе отбора лучших образцов, зарекомендовавших себя на практике (в эксплуатации). Такая технология производства характерна для сложившихся предприятий – крупных корпораций, выпускающих отработанные в течение длительного времени изделия. Для них свойственны низкая норма прибыли, технологичное производство, интенсивное использование оборудования, материальной базы и персонала, низкая степень риска.
Стратегия развития предприятия основана, в первую очередь, на ценовой конкуренции: МП, снижая затраты на единицу продукции, позволяет при низкой стоимости и приемлемом качестве товара получать прибыль на массовых стабильных рынках. Вторая составляющая стратегии состоит в постоянных незначительных усовершенствованиях, направленных на непрерывное снижение затрат (повышение эффективности производства). Экономическая выгода предприятия все больше зависит от «мелких» инноваций и продолжительности выпуска стандартизованного товара, и все меньше – от качества изделия – совокупности его потребительских свойств, определенных (заданных) на стадии маркетинговых исследований. Перспективой развития такого предприятия становится узкоспециализированное производство. Предприятие, работая в стабильной внешней среде, имеет возможность накапливать материальные и нематериальные ресурсы, в частности, финансовые средства.
Платой за это является потеря гибкости реагирования на изменение запросов рынка, многоуровневая иерархическая система подчиненности и ответственности (обусловленная характером человеческих ресурсов и требований к ним) и растущая доля постоянных затрат в структуре стоимости продута. Разработка и подготовка производства нового вида изделий, не говоря о новом направления деятельности, становятся неразрешимыми проблемами и откладываются на неопределенное время.
Рост доли и особенности единичного производства (ЕП). Современные предприятия с целью снижения риска неудач в условиях конкуренции должны предлагать потребителю новые товары на основе инноваций в своей отрасли и сегменте рынка, ориентироваться на высококвалифицированные человеческие ресурсы. Необходимыми качествами последних становятся, в первую очередь, творческий и интеллектуальный потенциал, универсальные знания и умения их успешного практического применения, стремление и способность к непрерывному совершенствованию, поиску новых перспективных технологических и организационных решений. Перечисленные качества, характерные для единичного производства, существенно отличаются от главных достоинств персонала, работающего в условиях МП, к которым относятся исполнительность и дисциплинированность, стремление работать по инструкции и исключить ошибки. Это обстоятельство приводит к существенному изменению механизма отношений работника и работодателя, появлению наряду с моделью «корпоративная семья» его современного альтернативного варианта – «набора для одного специалиста нескольких работ в разных организациях».
Все сказанное означает, что технология ЕП требует, по сравнению со сложившимися в условиях МП подходами, новых методов управления, включающих механизмы планирования, мотивации персонала, совершенствования механизмов внутренних и внешних взаимодействий, формирование адекватной организационной структуры и ее наполнения – корпоративной культуры.
Интеграция технологий массового и единичного производства. Культура инновационного управления развивающейся за счет собственных средств организации (в том числе – образовательных структур) должна сочетать рассмотренные технологии промышленного производства с тем, чтобы организованная таким образом предпринимательская система обеспечивала новое (конкурентоспособное) качество, за счет синергетического эффекта. Главной особенностью такой системы является наличие в одной и той же организации и в одно и то же время противоречивых (на взгляд со стороны) методов управления и различных стандартов оценки нескольких форм деятельности. Это отличие обусловливает применение новой – интегративной культуры управления. Ее признаками являются сочетание адаптивных и иерархических организационных структур в одном предприятии, использование стилей традиционного (основанного на жестких рамках должностных инструкций, постоянном контроле деятельности) и демократического (основанного на широком делегировании полномочий, на поощрении стремления к новым технологиям, методам работы, поискам лучших решений даже с риском ошибок) стилей руководства. Приведем ее примеры из практики образовательного учреждения.
Аналогом МП в вузе является реализация программ «традиционного» высшего профессионального образования. Конечно, правилом отнесения видов образовательной деятельности к категориям ЕП или МП служит различие не величин коэффициента закрепления технологических операций N, а указанных выше особенностей производственных технологий, а также учет аналогии промышленных и образовательных инноваций. В первую очередь следует оценить требуемую и достигнутую степень оперативности реакции образовательной системы на изменение потребностей предприятий и граждан, возможность гибкой «настройки» параметров образовательных программ (ОП) на динамичные запросы субъектов экономики. Необходимо идентифицировать ключевые факторы обеспечения конкурентоспособности, требования к компетенции преподавателей, к содержанию и формам ОП, технологиям их реализации. Следует иметь в виду, что однозначного разделения видов образовательной деятельности по критериям ЕП и МП выполнить невозможно. Одной и той же программе обучения в сравнении с другими вариантами ОП могут быть поставлены в соответствие разные типы промышленного производства.
На основе сформулированных критериев дадим классификацию и приведем примеры «типов производства», сформированных и реализованных в деятельности межфакультетского проектного структурного подразделения – специального факультета (СФ) Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева, одной из задач которого ставилось «конструирование» и экспериментальное исследование новых форм и методов подготовки и развития кадров для высокотехнологичных предприятий Нижегородского региона.
- Модель ЕП реализована в программах повышения квалификации специалистов, проводимых по инициативе заказчиков («уникальные», неповторяющиеся программы) объемом, как правило, от 72 до 120 часов. Такие учебные программы реализуются в рамках решения комплексной задачи развития конкретного предприятия, например, при осуществлении проекта модернизации (замене) технологии и (или) оборудования.
- Целевая подготовка специалистов (продолжительность 3–6 лет) и повторяющиеся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (100-1200 часов) соответствуют технологии, сочетающей элементы всех типов производства. Формы и содержание перечисленных видов образовательной деятельности характеризуются привлекательностью для ряда предприятий и категорий индивидуальных заказчиков, что обеспечивает успешное тиражирование ОП. Их разработка выполняется на основе отбора и развития лучших программ первой группы. При этом в процессе тиражирования программ «гибридный» тип производства образовательных услуг изменяется в направлении от единичного к массовому производству.
- По отношению к традиционным образовательным программам вуза рассмотренные выше виды внебюджетной деятельности СФ следует отнести к примерам технологий единичного и мелкосерийного производства.
Заключение
Практика работы СФ в условиях жесткой конкуренции показала, что именно гибкое применение технологий МП и ЕП в деятельности самоокупаемого структурного подразделения вуза обеспечивает как его долговременную финансовую устойчивость [3], так и высокую конкурентоспособность на рынке образовательных услуг [1,17,19]. В сочетании и взаимном дополнении указанные выше образовательные программы классифицируются как дифференцированные продукты [2, 7, 8, 15], определяющие необходимое разнообразие образовательных услуг и возможность адаптации их производителей к изменяющимся запросам заказчиков.
Реализация предложенной производственно-технологической модели адаптивной системы профессионального образования требует соответствующей организационной структуры. В качестве таковой апробировано межфакультетское подразделение технического университета [18], осуществляющее научно-педагогические разработки и функционирующее в соответствии с проектно-технологическим типом организации деятельности [11].
Библиографическая ссылка
Ивлев М.А. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 57-61;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9739 (дата обращения: 30.12.2024).