Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ»

Спирина Г.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет»
В статье рассматриваются понятия компетенции и компетентности. Отобраны компетенции, формирование которых невозможно без усвоения анатомии. При разработке рабочей программы сформулированы задачи изучения анатомии как фундаментальной медицинской дисциплины. Проводится описание путей формирования общекультурных и профессиональных компетенций в процессе обучения анатомии человека. Актуальность статьи связана с внедрением Федеральных образовательных стандартов нового поколения.
компетенции
формирование
обучение
анатомия
1. Коновалов И.Е., Теплых А.М., Морозов А.И. Рефлексивные умения как важный компонент профессиональной компетентности преподавателя физического воспитания музыкальных средних специальных учебных заведений // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – №6. – С. 68-70.
2. Марченко И.С. Формирование компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 6. – С. 38-42.
3. Николаева М.А. Качество обучения: учебная лекция. – М.: ОЦПКРТ, 2009. – С.4.
4. Спирина Г.А. Роль преподавателей кафедры анатомии в нравственном воспитании студентов // Сборник материалов учебно-методической конференции, посвященной 70-летию КГМУ «Проблемное обучение в условиях современных образовательных и информационных технологий». – Курск, 2005. – С. 313-314.
5. Спирина Г.А. Формирование компетенций в процессе преподавания дисциплины – анатомия // Материалы III межрегиональной конференции с международным участием «Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС». – Екатеринбург. – 2013. – С. 277-280.

Федеральные государственные образовательные стандарты основаны на компетентностном подходе, планировании конечного результата, индивидуализации обучения. Анатомия является фундаментальной дисциплиной, закладывающей основы знаний о строении тела человека, создающей базу для освоения клинических дисциплин. Качества, присущие врачу – чувство ответственности, долга, трудолюбие, выдержанность, доброжелательность, чуткость и внимание к людям должны воспитываться с преподаванием первого предмета медицинского профиля, каким является анатомия человека. Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, способности человека действовать в различных ситуациях с использованием полученных знаний [1]. Компетенция – это способность применять знания, умения, навыки. личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенции подразделяются на общекультурные и профессиональные [2,3]. Под общекультурной компетентностью понимают совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих выпускнику свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении, быстрее адаптироваться к условиям рынка труда [2]. Профессиональные компетенции дадут возможность организовывать и осуществлять деятельность по направлению подготовки во взаимодействии с персоналом. Компетенции включают знания, умения, навыки, как составляющие элементы, полученные при изучении анатомии. Определяя цели и задачи, содержание дисциплины, мы ориентировались, прежде всего, на ожидаемые результаты освоения всей общеобразовательной программы высшего профессионального образования «Лечебное дело» и отобрали те компетенции, формирование которых невозможно без усвоения анатомии, как федерального компонента учебного плана. Формирование матрицы проводится в соответствии с целями программы учебной дисциплины «анатомия». Цель – это широкая общая формулировка учебных намерений преподавателя. Она указывает то, что преподаватель планирует охватить в блоке обучения. Цель дисциплины «анатомия» – развитие профессиональной компетенции на основе формирования у студентов на базе системного и функционального подхода, топографо-анатомических принципов знаний и умений по анатомии и топографии органов и тканей человеческого тела, систем и аппаратов органов с учетом направленности подготовки специалиста «лечебное дело» на объект, вид и область профессиональной деятельности. После определения цели проведена разработка задач программы учебной дисциплины «анатомия». Задача программы – это конкретная формулировка учебных намерений. Она относится к одной из областей, которую преподаватель намерен охватить в блоке обучения. При разработке рабочей программы сформулированы задачи изучения анатомии как фундаментальной медицинской дисциплины. Они включают в себя:

– ознакомление студентов в процессе практических занятий и лекций со строением, топографией и функцией органов, с индивидуальными, половыми и возрастными особенностями строения организма, включая пренатальный период развития;

– формирование у студентов представления об анатомо-топографических взаимоотношениях органов, их рентгеновском изображении;

– ознакомление студентов с вариантами изменчивости отдельных органов и пороками их развития;

– формирование у студентов комплексного подхода при изучении строения и топографии органов и их систем, синтетического понимания строения тела человека в целом как взаимосвязи отдельных частей организма; умений ориентироваться в сложном строении тела человека для понимания патологии, диагностики и лечения;

– формирования у студентов представления о лечебно-диагностическом и реабилитационно-профилактическом направлении медицины; о значении фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины;

– ознакомление студентов с закономерностями строения тела человека в целом, анатомическими и функциональными взаимосвязями отдельных частей организма друг с другом;

– формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом;

– воспитание у студентов, руководствуясь традиционными принципами гуманизма и милосердия, уважительного и бережного отношения к изучаемому объекту – органам человеческого тела, к трупу; привитие высоконравственных норм поведения в секционных залах университета.

Процесс изучения дисциплины «анатомия» должен быть направлен на формирование общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций [5]. Общекультурных – способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1). На лекциях и практических занятиях студенты изучают методы анатомических исследований, их значение для выявления особенностей строения органов и систем тела человека. На кафедре имеются наборы рентгенограмм и рентгеновские стенды с демонстрацией современных методов исследования – УЗИ, магнитно-резонансной томографии, рентгеновской компьютерной томографии. Студенты должны уметь находить и показывать на изображениях, полученных различными методами визуализации, кости, их части, соединения костей, внутренние органы, сосуды, пользоваться учебной, научной литературой, сетью Интернет. Морфологические методы исследования студенты осваивают в процессе выполнения учебно-исследовательской работы, участия в работе студенческого научного кружка, на учебных занятиях во время препарирования. Будущий врач должен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и традициям, знать историко-медицинскую терминологию, понятийный аппарат (ОК-3). Актуальной задачей воспитательной работы является формирование у студентов гражданской позиции, патриотического сознания, воспитания чувства ответственности и дисциплины [4]. Богатая история анатомии дает многочисленные примеры упорного и бескорыстного труда, выполнения врачебного долга. Во вступительной лекции к предмету и лекции по истории анатомии раскрываются личностные качества выдающихся врачей – анатомов. На первом заседании кружка студентов знакомят с историей Уральского государственного медицинского университета и кафедры анатомии человека. При подготовке презентаций студент изучает историко-медицинскую терминологию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, проводит поиск в Интернете. Выпускник должен обладать способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики (ОК-5), способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения (ОК-6). Занимаясь учебно-исследовательской и научной работой на кафедре анатомии, студент приобретает опыт публичных выступлений, ведения дискуссий и полемики. На кафедре анатомии человека проводятся совместные заседания студенческого научного кружка с кафедрой иностранных языков. Студенты делают свои сообщения по актуальным проблемам морфологии на английском языке. Одним из важных требований к будущему врачу является соблюдение правил врачебной этики, умения сохранять врачебную тайну. На практических занятиях и лекциях студентам прививается чувство уважения к мертвому телу, которое в секционном зале служит для познания строения тела живого человека. Чувство уважения к мертвому телу воспитывает и обстановка в помещениях кафедры, чистота и порядок в учебных комнатах, соответствующее эстетическое оформление анатомических препаратов. На практических занятиях и лекциях дается представление об индивидуальной изменчивости структур человеческого тела для создания у студентов представления, что каждый будущий пациент – индивидуальность, к которому необходим индивидуальный подход. В порядке проведения учебно-исследовательской работы студентам предлагают доклады о вариантах строения различных органов и систем. При изучении дисциплины постоянно подчеркивается, что незнание анатомических деталей может служить причиной врачебных ошибок, приводятся практические примеры. Одно из заседаний кружка посвящено анатомическим ошибкам в практике врача. Формирование общекультурных компетенций должно начинаться с первых лет обучения будущего врача, с преподавания первого предмета медицинского профиля, каким является анатомия человека. Представления о профессиональной компетенции должны формироваться у студентов, начиная с младших курсов, в частности, в преподавании анатомии. В основе формирования профессиональных компетенций лежат требования к знаниям, умениям, навыкам. Студент должен, используя приобретенные знания о строении, топографии органов, их систем и аппаратов, организма в целом, четко ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов, их частей, сосудов и нервов на поверхности тела, то есть, «владеть» анатомическим материалом для понимания патологии, диагностики и лечения. В результате изучения дисциплины «Анатомия» студент должен уметь пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет; пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов; правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем); находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, правильно называть их по-русски и по-латыни; находить мышцы и фасции, крупные сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы; находить и показывать на изображениях, полученных различными методами визуализации, органы, их части, детали их строения. Студент должен владеть базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет; медико-анатомическим понятийным аппаратом; простейшими медицинскими инструментами (пинцет, скальпель).

Рабочая программа дисциплины «анатомия» включает в себя 9 дисциплинарных модулей и 17 дидактических единиц. К каждой дидактической единице (ДЕ) прилагаются контролируемые учебные элементы (знания, умения, навыки). Например, ДЕ-2 – учение о костях. Студенты должны знать анатомию, топографию костей, детали их строения, развитие скелета, возрастные, половые особенности, варианты развития и аномалии костей. Уметь пальпировать на человеке основные костные ориентиры, находить и показывать на анатомических препаратах кости, их части, правильно называть их по-русски и по-латыни. Находить и показывать на изображениях, полученных различными методами визуализации, кости, их части. Владеть базовыми технологиями преобразования информации, медико-анатомическим понятийным аппаратом. При разработке рабочей программы дисциплины «анатомия» выделены компетенции ПК-5, ПК-16, ПК-27, ПК-31 [5]. Определены знания, умения, навыки, как составляющие, в формировании которых дисциплина имеет принципиальное значение. Изучение внутреннего и внешнего строения органов здорового человека поможет студентам в последующем интерпретировать результаты морфологического анализа операционного и секционного материала (ПК-5), использовать полученные знания о строении органов и систем взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16). ПК-27 предусматривает «способность и готовность использовать нормативную документацию, терминологию для оценки качества и эффективности работы». Преподавание анатомии проводится с учетом международной анатомической терминологии (М., 2003). Студент должен знать анатомические термины (русские и латинские) при изучении всех дидактических единиц. Одним из важных условий формирования компетенций является четкое определение конкретных задач каждого практического занятия, его обязательная мотивация. Полезны демонстрации анатомо-рентгенологических параллелей, томограмм, индивидуальных и возрастных различий строения областей и внутренних органов. Методической основой преподавания является самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя на трупах и влажных препаратах. Работа на реальных биологических объектах позволяет овладевать практическими навыками, правильно владеть простейшими медицинскими инструментами (скальпелем и пинцетом), способствует воспитанию уважительного отношения к учебному материалу. Значительное внимание в рабочей программе уделено учебно-исследовательской работе студентов. Разработаны темы предлагаемых рефератов, имеется стенд по УИРС, на кафедральных совещаниях затрагиваются вопросы УИРС, имеется журнальная публикация по УИРС. Занимаясь учебно-исследовательской и научной работой по предложенной преподавателем теме, при подготовке презентаций студент изучает научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31), проводит поиск в Интернете. Презентации, подготовленные студентами, представляются на практических занятиях и заседаниях студенческого научного кружка. Выполнение УИРС является стимулом для дальнейшего углубленного изучения предмета, развития творческих способностей студентов. Компетентная модель обучения предполагает внедрение инновационных форм контроля на всех этапах обучения: входной контроль, текущий контроль, промежуточные контроли по дидактическим единицам, итоговые контроли, решение ситуационных задач, тестовые контроли, экзамен, БРС. Одним из важных условий успешного обучения является соответствие материальной базы кафедры требованиям учебного процесса. Для обучения студентов наряду с традиционными видами аудиторной учебной работы используются мультимедийные образовательные ресурсы. В каждой учебной комнате кафедры имеются Flip Box, дающие возможность полностью заменить бумажные таблицы и плакаты. Составлены мультимедийные презентации к каждому практическому занятию, которые используются для опроса студентов и объяснения нового материала. Проводится дистанционное тестирование, имеются электронные журналы для учета посещения лекций и практических занятий. На кафедре организована и постоянно пополняется муляжная комната. Преподавание анатомии соответственно Федеральным образовательным стандартам предъявляет высокие требования к профессионализму преподавателей. Компетентность – это категория, характеризующая готовность индивида выполнять деятельность в конкретных профессиональных ситуациях [1]. Понятие «компетентность» шире понятия «компетенция». Оно усилено деятельной основой, представляя личностное качество преподавателя. Профессиональная компетентность – это характеристика личности преподавателя, выраженная в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, опыта, способности осуществлять все виды деятельности, решать профессиональные задачи. Профессиональная компетентность формируется в течение всей профессиональной жизни преподавателя. На кафедре анатомии человека с целью повышения профессионального уровня молодых преподавателей проводятся открытые занятия и лекции с последующим их обсуждением на кафедральных совещаниях, постоянно обсуждается методика проведения практических занятий. В современных информационных технологиях используются мультимедийные электронные образовательные ресурсы, поэтому все преподаватели кафедры прошли повышение квалификации по инновационным технологиям и педагогике. Молодые преподаватели совершенствуют технику препарирования, обучают студентов умению пользоваться простейшими медицинскими инструментами – скальпелем и пинцетом, знакомятся с новейшими достижениями в морфологии. Каждый преподаватель кафедры является воспитателем будущих врачей. Все преподаватели – кураторы студенческих групп, проводят большую воспитательную работу, отчеты кураторов о проделанной работе заслушиваются на кафедральных совещаниях.


Библиографическая ссылка

Спирина Г.А. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 122-125;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9753 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674