Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАГЕРЯ: СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ

Некипелова О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
В статье рассматривается значение профильных лагерей экологической направленности для развития детского экологического движения и формирования экологических активистов среди учащейся молодежи. При финансовой поддержки Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ежегодно организуется несколько десятков экологических лагерей и смен, что позволяет совмещать вовлечение детей в экологические программы и проекты и организацию летнего отдыха. Спектр форм работы, состоящий из теоретических и практических занятий, обеспечивает широкие возможности для участия в исследовательской и природоохранной деятельности и формирования лидерских качеств. В статье рассматривается работа некоторых летних экологических лагерей за последние годы реализованных на территории Нижегородской области.
природоохранная деятельность школьников
экологический лагерь
экологический лидер
1. Баринова М.Г. Формирование гуманистических ценностей у подростков лидеров в условиях учреждения дополнительного образования детей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2011. – 25 с.
2. Байбородова Л.В. Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003. – 256 с.
3. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Экологическое образование: проблемы и перспективы: межвузовский сборник научных трудов, 1998. – С. 8-17.
4. Исследовательская деятельность школьников в экологическом лагере. Методическое пособие (Авторы-составители – О.А. Некипелова, Н.Ю. Киселева). – Н.Новгород: Поволжье, 2015. – 44 с.
5. Киселева, Н.Ю. Роль культурно-экологической среды в дополнительном экологическом образовании // Нижегородское образование. – 2013. – № 4. – С. 13-18.
6. Некипелова О.А. Проблемы и перспективы организации исследовательской работы школьников в летних экологических лагерях //Формирование и реализация экологической политики на региональном уровне. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 24-25 октября 2013 г. / под науч. ред. Г.А. Фоменко. – Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2013. – С. 540-544.
7. Огромный мир – лето. Система отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области в 2008 году. ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2008. – 156 с.
8. Состояние окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области: доклад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mineco-nn.ru (дата обращения 7.02.2016).
9. Ушакова М.М., Ушаков В.А., Ушаков А.В. Экологический лагерь школьников. Методическое пособие для педагогов. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2011. – 40 с.

Летние каникулы – это особенный период в жизни каждого ребенка. Смена обстановки, общение в новом коллективе, отдых от традиционной системы занятий стимулируют интенсивное развитие ребенка в летний период времени. Отдых, развитие и восстановление здоровья составляют единый комплекс при организации летнего отдыха детей и молодежи – одного из приоритетных направлений социальной политики правительства Нижегородской области. Сложились в области и определенные подходы к организации отдыха в летний период [6]. Загородные оздоровительные лагеря давно перестали быть единственной формой летнего отдыха. Совершенствуется система профильных лагерей, набирают популярность лагеря палаточного типа как одна из малозатратных форм летного отдыха, организуется отдых детей по месту жительства.

Деятельность профильных лагерей экологической направленности имеет неоценимое значение для повышения экологической культуры, развития детского экологического движения, формирования экологических активистов среди учащейся молодежи. Непосредственное общение с природой является мощным средством повышения экологической культуры, формирования здорового образа жизни учащихся, а тесное сотрудничество с учреждениями высшего профессионального образования, общественными экологическими организациями, экологическими фондами позволяет им проводить востребованные научные исследования, приобщает к науке [4-6].

Цель исследования – рассмотреть условия профильных лагерей экологической направленности как образовательной среды для формирования лидерских качеств учащейся молодежи.

Материалы и методы исследования

Теоретические: работа с информационными источниками по проблеме исследования, анализ и обобщение научно-экологической, психолого-педагогической и методической литературы; изучение нормативной базы организации экологических лагерей и дополнительного экологического образования в целом.

Эмпирические: проведение педагогических наблюдений.

Статистические: обработка полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Летняя оздоровительная кампания осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального и местного уровней. Ежегодно Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области проводит конкурс по организации детских экологических лагерей и экспедиций Нижегородской области. По результатам конкурса финансовую поддержку получают несколько десятков экологических лагерей и смен, что позволяет совмещать вовлечение детей в экологические программы и проекты, а также организацию летнего отдыха.

Образование в свете ФГОС представлено с одной стороны как процесс усвоения компетенций, а с другой как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. По своей личностной направленности, лидер – это вожак, активный член коллектива, за которым идет большинство, на интересы и взгляды которого ориентируются практически все. Если ребенок, занимающий лидирующие позиции в детском коллективе, способен оказать влияние на сверстников, то формирование гуманистических ценностных ориентаций именно у него является важной задачей. Летние экологические лагеря, как составная часть системы дополнительного образования, с ее вариативностью и дифференцированностью обучения, представляет собой хорошую основу для формирования гуманистических ценностей [1].

Учебный процесс в летних экологических лагерях складывается из теоретических, научно-практических и самостоятельных занятий участников смен. Детям дается возможность получить практические знания об окружающем мире и применить эти знания и умения при проведении природоохранных акций [5, 7]. Динамика числа экологических лагерей, организованных при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в 2005-2015 гг. представлена в таблице.

Количество экологических лагерей реализованных в Нижегородской области за период 2005-2015 гг. [4,7-8]

Год реализации

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Количество

экол. лагерей

22

17

18

30

38

21

31

26

24

23

20

Число детей, получивших возможность отдохнуть и пройти обучение в рамках этих лагерей, колебалось от 1000 до 1700 человек [4, 7-8].

В 2009 году Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области разработана Концепция областной целевой программы «Обеспечение экологической безопасности Нижегородской области на 2011-2015 годы», включающая подпрограмму «Формирование экологической культуры населения Нижегородской области».

Экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. В нашей стране десятки школ работают с позиции развития ноосферного сознания, космопланетарного единства. В этом аспекте приобретают новое звучание положения классической педагогики, некогда утвердившей принцип природосообразности, рассматривающей человека как органическую часть природы, живущего по ее законам. Классики педагогики высоко ценили сильные живые впечатления природы, воспитывающие ум и чувства ребенка; подчеркивали ее роль в развитии духовного и телесного здоровья; требовали жизни в гармонии с природой, природосозвучного уклада всей жизни в школьной среде. Летние экологические лагеря в наибольшей степени соответствуют условиям повышения экологической культуры молодежи.

В настоящий период, когда идет активный творческий поиск в создании учебных программ экологического содержания следует опираться на эти ориентиры:

Знание экологических законов, правил, теорий, понятий, научных фактов;

Деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем;

Эмоционально-эстетическое восприятие природы, художественных образов ее выражения и отношения человека к ней [3].

Спектр форм работы, обеспечивающих широкие возможности для исследовательской и природоохранной деятельности учащейся молодежи, очень широк. Участниками лагерей был прослушан лекционный курс по экологии, для них проводились экскурсии, знакомящие с биологическим разнообразием различных экосистем, позволяющие выяснить причины экологического неблагополучия и разработать рекомендации по рациональному использованию ресурсов региона [6].

Особенностью экологических лагерей является практическая работа, во время которой дети получают знания о биоте Нижегородской области, знакомятся с природными объектами региона. Дети активно участвуют в практической природоохранной работе (очистке берегов водоемов, благоустройстве родников и т.д.), одновременно ведется и учебно-исследовательская работа. Обязательным компонентом, программ каждого лагеря являются спортивно оздоровительные и культурно-массовые мероприятия – конкурсы, спортивные соревнования, концерты, викторины, игры [4, 7, 9].

Для летних экологических лагерей, создающих временные детские коллективы, большую роль играет самоуправление. Подобная форма организации жизнедеятельности коллектива обеспечивает включенность ребенка в решение значимых для него проблем, что формирует социальную активность и способствует развитию лидерства. О детском самоуправлении можно говорить, когда сами дети определяют проблему, ищут пути ее решения, принимают решение, организуются для его реализации. Проблемы могут носить различный характер: социальный, экологический, исследовательский. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей. В то же время, как показывает изучение этого процесса, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности. В каждом виде деятельности есть особенности развития детского самоуправления, связанные с характером отношений, специфичными для этого вида, отсюда различны и формы взаимоотношений педагогов и детей. Одним из условий развития лидерских качеств является создание в коллективе конкурентных отношений между различными группами, которые не только активизируют детей, но и обогащают их взаимоотношения, вносят в них здоровый дух соперничества. Этапы развития детского самоуправления соответствуют основным периодам смены и логично согласуются с этапам проведения исследовательских работ [2].

Первый этап, организационно-диагностический обычно совпадает с организационным периодом. На этом этапе предполагается диагностика мотивов приезда детей в лагерь, определение их общих интересов, общих целей деятельности. На этом же этапе происходит выбор темы или направления исследования проводимого в рамках лагерной смены.

На этапе становления в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самим коллективом, и отношением детей к ее содержанию. Разрешается это противоречие на основе широкого вовлечения детей в преодоление трудностей при выборе решений, позволяющих достигнуть цели. При выполнении исследовательской работы происходит анализ возможных методик.

На завершающем этапе очень важна продуктивная рефлексия, то есть глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, который позволяет определить степень достижения ими личных целей. Оформление и презентация проведенной работы – важные критерии при самооценке деятельности в условиях экологического лагеря.

На развитие лидерских качеств в условиях детского самоуправления в эколагере влияют три важных условия. Первое – поиск деятельности любого характера: социальной, исследовательской, природоохранной, творческие задания поискового характера. Второе условие связано с планированием коллективной деятельности. Использование таких методов как «мозговой штурм» или «аукцион идей» позволяет создать такие планы, который предоставляют детям возможность планировать и решать задачи самостоятельно, без вмешательства со стороны взрослых, способствуя формированию у них гибкого мышления, понимания отношений в коллективе, формируя социальный опыт. Третье условие связано с формой организации коллективной деятельности, такой как создание творческих лабораторий, групп по интересам, направленных на решение значимой для них задачи.

Рассмотрим несколько наиболее интересных примеров работы экологических лагерей последних лет.

В 2010 г. в пос. Рустай на территории Керженского заповедника в течение трех смен дети получали не только полевые, биологические, но и системные экологические знания о мире. Вожатыми в лагере детско-юношеской организации «Зеленый парус» были волонтеры из Германии, Польши и Голландии, а также студенты вузов Нижнего Новгорода и Саратова. Этот лагерь стал механизмом развития международного сотрудничества – в августе 2010 года 16 юных нижегородцев стали участниками экологического лагеря в Берлине. Участники лагеря изучали немецкий опыт внедрения технологий энергоэффективности и альтернативных источников энергии в служебных и жилых помещениях. Полученные знания члены организации активно внедряют в «Центре образования для устойчивого развития» в поселке Рустай. «Зеленый парус» и «Компьютерный экологический центр» – постоянные и активные участники городских, областных и международных экологических акций. Они шефствуют над нижегородскими парками «Дубки», «Александровский сад», речкой Ковой. Такая успешная работа является ярким примером для других экологических организаций области. Благодаря международному партнерству, эти организации стали проводниками и распространителями удачных и ярких международных «находок» в деле экологического воспитания среди нижегородских педагогов и школьников [8].

Летом 2011 года был реализован самым масштабный проект по организации экологического палаточного лагеря-экспедиции «Уста-2011». Участниками стали дети из Тонкинского, Шарангского, Уренского, Тоншаевского районов Нижегородской области, а также из Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. Работу в лагере осуществляли 20 высококвалифицированных педагогов, а также студенты Арзамасского государственного педагогического института и Волжской государственной академии водного транспорта. Условия, созданные в лагере, помогают включать детей в социально значимую творческую деятельность, формировать у них ответственное отношение к окружающему миру, готовность к практической деятельности, участию в пропаганде экологических идей, охране природы [7].

В трехнедельном экологическом походе-экспедиции «Пустынь-2012: Хвойные богатства» 50 школьников в полевых условиях изучали природу Нижегородской области. Для детей проводились учебные занятия с целью углубления знаний по экологии и биологии. Выполняя проект «Биологическое разнообразие Пустынского заказника: голосеменные растения», участники похода-экспедиции провели индивидуальные работы, связанные с хвойными растениями Пустынского заказника. Важной частью программы культурно-массовых мероприятий были экологические викторины и конкурсы. Школьники активно участвовали в их подготовке и проведении. Условия жизни в походе-экспедиции способствовали совершенствованию у учащихся навыков физической подготовки (в лёгкой атлетике, акробатике, плавании). Все участники этого необычного экологического лагеря проводили экологические десанты – убирали территорию Пустынского заказника от мусора, оставляемого туристами [8].

Выводы

Не случайно, что школьники – участники экологических лагерей ежегодно становятся призерами и лауреатами конкурсов исследовательских работ различного масштаба – от районного до международного. Знания и навыки, полученные в экологических лагерях, развивают лидерские качества детей, позволяют им консолидировать членов местных сообществ для решения социально-экологических проблем, содействуя становлению гражданственности молодежи.


Библиографическая ссылка

Некипелова О.А. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАГЕРЯ: СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 266-269;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9782 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674