Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – ОСНОВА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Тусупбекова К.Т. 1 Бакирова Р.Е. 1 Нурсултанова С.Д. 1 Хохлова Н.Ю. 1 Мадиярова И.А. 1 Айтжанова А.Ж. 1
1 Карагандинский государственный медицинский университет
Проанализированы результаты совместной работы практического здравоохранения с медицинским университетом. Сотрудничество между практическим здравоохранение и медицинским университетом позволяет достичь качества профессиональной подготовки и востребованности врачей на рынке труда. Клинические разборы и обходы, конференции, семинары, проводимые профессорами и доцентами университета, прошедших обучение в лучших медицинских школах ближнего и дальнего зарубежья, способствуют усовершенствованию мастерства практикующих врачей и медицинских сестер. Создание центра практических навыков университете, оснащенного компьютерами последнего поколения, современными виртуальными тренажерами, муляжами, фантомами, медицинской аппаратурой, позволяет освоить алгоритм выполнения и отработать до совершенства навыки практикующим врачам и среднему медицинскому персоналу, что способствует принятию качественных и быстрых решений в различных клинических ситуациях, недопущению профессиональных ошибок. В результате совместной, продуктивной профессиональной деятельности медицинского университета и организаций практического здравоохранения улучшится качество подготовки и конкурентоспособность специалистов здравоохранения, что позволит приблизить их уровень к требованиям мировых стандартов
практическое здравоохранение
пропедевтика внутренних болезней
клиническая компетентность
1. Пальцев М.А. Болонский процесс и высшее медицинское образование России // Вестник Российской академии наук. – 2005. – №12. – С. 1067-1071.
2. Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета специальности «Общая медицина»: Учебно-методическое пособие / под ред. Р.С. Досмагамбетовой, Г.С. Кемеловой, Г.М. Мулдаевой. – Караганда. – 2012. – 115 с.
3. Телеуов М.К., Досмагамбетова Р.С., Тургунова Л.Г., Мациевская Л.Л. Сфера компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентности: Навык работы в команде. Профессионализм.- Методические рекомендации. – Караганда, 2010. – 84 с.
4. Тусупбекова К.Т., Бакирова Р.Е., Нурсултанова С.Д. Инновационные образовательные технологии в преподавании пропедевтики внутренних болезней // Georgian Medical News. – 2015. – №3(240). – С.94-98.
5. Тусупбекова К.Т., Бакирова Р.Е., Нурсултанова С.Д., Мадиева Л.С., Мамашалиева С.Б. Инновационные образовательные технологии в формировании клинической компетентности студентов // Медицина и экология. – 2015. – № 1. – С.280-282.
6. Тусупбекова К.Т., Беков Е.К., Досмагамбетова Н.М., Акимочкина И.В. Особенности течения синдрома Чардж-Стросса // Материалы I Международного форума II Конгресса ревматологов Центральной Азии и Казахстана. – 2011. – С. 58-59.
7. Тусупбекова К.Т., Сулейменова Ш.Б., Табриз Н.С., Турханова Ж.Ж. Практические аспекты диагностики туберкулеза легких при ВИЧ // Фтизиопульмонология. – 2013. – № 2. – С.53-55.

Инновационные технологии – это процесс разработки новых подходов и способов работы для оптимизации деятельности организации, каждого отдельно взятого работника. В этой связи приоритетными задачами внедрения инноваций в области здравоохранения являются вопросы реорганизации деятельности, обобщения опыта и передовых достижений науки и образования, разработки и внедрения новых методов профилактики, диагностики и лечения, усовершенствования медицинской аппаратуры и лекарственных препаратов, повышения качества оказания медицинских услуг, конкурентоспособности медицинских кадров, эффективного использования финансовых и материальных ресурсов. Несмотря на мероприятия по модернизации системы здравоохранения, подготовке и переобучению профессорско-преподавательского состава медицинских ВУЗов и практических врачей остаются нерешенными вопросы подготовки высококомпетентных будущих врачей из-за отсутствия собственных университетских клиник. Актуальность данной проблемы заключается в невозможности глубокой клинической подготовки врачей, ограничении освоения практических навыков в палате, «у постели больного». А в настоящее время степень ответственности учреждений высшего профессионального образования за качество подготовки выпускников-медиков значительно возросла.

Введение государственных образовательных стандартов, государственной междисциплинарной аттестации, сертификации специалистов медицинского профиля определяет не только единое образовательное пространство, но и единый уровень требований, как к выпускнику вуза, так и к слушателю последипломного образовательного курса. В связи с этим в Карагандинском государственном медицинском университете (КГМУ) активно внедряется компетентностно-ориентированный подход и определены основные компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза: биомедицинские знания, клинические навыки, коммуникативные навыки, навык научных исследований, навык работы в команде, профессионализм, навык постоянного самосовершенствования [3]. И наиболее важной компетентностью выпускника медицинского вуза является клиническая компетентность. Европейская ассоциация медицинского образования, к которой присоединился и КГМУ, доминирующим критерием конкурентоспособного врача рассматривает степень овладения им навыков и манипуляций, непосредственно связанных с обследованием и лечением больного [2].

Цель исследования – анализ результатов совместной работы практического здравоохранения и медицинского университета.

Материалы и методы исследования

Методами исследования являлись теоретические; педагогический эксперимент; наблюдение; тестирование; метод научного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения. Поэтому уровень оказания медицинской помощи зависит от качества подготовки специалистов. Основы клинического обследования больных с выявлением симптомов и объединением их в синдромы, начальные навыки лабораторно-инструментальной и дифференциальной диагностики заболеваний студенты получают на кафедре пропедевтики внутренних болезней, являющейся первой клинической дисциплиной, с которой сталкиваются студенты, обучаясь в медицинском университете [4, 5].

Кафедра пропедевтики внутренних болезней основана в Карагандинском медицинском институте в 1951 году на базе областной клинической больницы. Первым руководителем кафедры была доцент Л.С. Зюзина, которая до назначения на эту должность трудилась в Алма-Атинском медицинском институте. С 1954 года по 1970 год возглавляла кафедру профессор А.А. Земец, воспитанница Московской школы терапевтов, врач-пульмонолог, участница Великой отечественной войны. В течение ряда лет кафедрой заведовала доктор медицинских наук, профессор М.И. Даулетбакова, почетный профессор Акмолинской академии, Президент ассоциации терапевтов Казахстана, член Президиума межрегиональной ассоциации гастроэнтерологов (г. Москва), член Президиума ассоциации пульмонологов Центральной Азии (г. Ташкент). В последующие годы заведующими кафедры были доцент А.Ш. Гриншпун, доцент Н.П. Поспелова, профессор Т.З. Сейсембеков, д.м.н. С.К. Туганбекова, д.м.н. Р.А. Омарова, доцент С.Д. Нурсултанова.

Повествуя об истории кафедры, с гордостью и восхищением всплывают в памяти имена доцентов С.А. Лапшиной, Н.А. Маникиной, М.М. Мусатаевой, ассистента Б.Г.Кириллина и др., которые научили своих учеников азам врачебного искусства, медицинской деонтологии и этике, сестринскому делу. Их нет с нами, но их последователи д.м.н., профессор Н.С. Умбеталина, д.м.н., профессор В.Б. Молотов-Лучанский, д.м.н. профессор Р.А. Бакенова и др. успешно трудятся на руководящих должностях в медицинских ВУЗах и организациях Республики Казахстан.

В подготовке высококвалифицированного специалиста здравоохранения, в приобретении им клинической компетентности большое значение имеет обучение в клинических условиях, у постели больного и в этом большую помощь оказывает практическое здравоохранение.

Одной из клинических баз кафедры пропедевтики внутренних болезней Карагандинского государственного медицинского университета, где студенты постигают основы клинического обследования больного, а врачи оттачивают свое мастерство в постановке диагноза и лечении пациентов, являлась медико-санитарная часть «Шахтер Испат Кармет» (г. Караганда, Республика Казахстан). Медсанчасть «Шахтер Испат Кармет» начала свое функционирование с 1964 года. Большую роль в ее становление внесли главные врачи медсанчасти Мациева К.М., Аликов В.Б., Устьянцев А.Е., заместители главного врача Юхно Л.К., Васюкова А.И., Посметухова И.А., Колораджио А.Г., Ильясова Р.Ж., Журавлева И.И. С октября 2013 года Медсанчасть переименована в ТОО «Гиппократ» – госпиталь, генеральным директором которого является Н.Ю.Хохлова, внесшая большой вклад в практическое здравоохранение Карагандинского региона. Ее первыми помощниками являются заместитель генерального директора И.А. Мадиярова, заместитель директора по внутреннему аудиту А.Ж. Айтжанова. И.А. Мадиярова также выполняет обязанности регионального эксперта Республиканского центра развития здравоохранения по оценке навыков и знаний специалистов в области здравоохранения, зам. директора по внутреннему аудиту клиники А.Ж. Айтжанова является членом экзаменационной Комиссии.

Внедрение системы мониторинга, прогнозирования, регулирования, планирования, финансирования и стимулирования деятельности госпиталя в соответствии с его потребностями, оснащенность самой современной медицинской аппаратурой, привлечение высококлассных специалистов и их переподготовка за рубежом позволили добиться значительных результатов, расширить сферу деятельности, рынок труда, совершенствовать управленческий аппарат и т.д.

ТОО МФ «Гиппократ» является центром современных медицинских технологий и предлагает широчайший спектр медицинских услуг: лучевая диагностика (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (0,4 Тесла и 1,5 Тесла), видеоэлектроэнцефалография и др.), лабораторно-инструментальные и клинические исследования. Руководство госпиталя создает все условия преподавателям кафедр и врачам в прохождении специализации, освоении новейшей медицинской аппаратуры, повышении своей квалификации. Работники, добившиеся успехов в профессиональной деятельности, поощряются грамотами, материальным вознаграждением, ценными подарками и т.д.

Укрепление сотрудничества между заинтересованными сторонами, т.е. привлечение профессорско-преподавательского состава ВУЗа к работе клинической базы, в частности госпиталя, а высококвалифицированных специалистов здравоохранения к образовательной деятельности позволяет достичь качества профессиональной подготовки и востребованности врачей на рынке труда.

ТОО МФ «Гиппократ» – госпиталь, являясь клинической базой КГМУ, тесно сотрудничает и с другими кафедрами – кафедрой внутренних болезней №3 (зав. кафедрой, д.м.н., проф. Тургунова Л.Г.), кафедрой хирургических болезней факультета непрерывного профессионального развития (проф. Абатов Н.Т.), кафедрой детской стоматологии (зав. кафедрой, к.м.н., доцент Толеутаева С.Т.). В связи с этим хотелось бы остановиться на статье 69 присяги и этического Кодекса врача Республики Казахстан, которая гласит: «В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его врачебному искусству». И практикующие врачи, кому их Alma Mater – КГМУ дала знания, поделилась опытом и показала дорогу, оказывают теперь помощь клиническим кафедрам и студентам, которые в будущем будут их коллегами и преемниками. Руководство госпиталя предоставляет кафедрам учебные комнаты и помещения, так как заинтересованы в участии сотрудников кафедр в деятельности госпиталя.

В свою очередь кафедральные работники оказывают весомую помощь в лечебно-консультативной и диагностической работе клиники, ведении больных, клинических разборах тяжелобольных, консилиумах, экспертизе историй болезней. Клинические обходы профессорско-преподавательского состава кафедры отличаются высокой профессиональной компетентностью и являются демонстрацией мастерского владения навыками клинического обследования больного. Доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней Тусупбековой К.Т. в течение ряда лет проводятся курсы повышения квалификации и обучающие семинары для средних медицинских работников и врачей по клинической электрокардиографии.

Клинические разборы и обходы, конференции, семинары, проводимые профессорами и доцентами университета, прошедших обучение в лучших медицинских школах ближнего и дальнего зарубежья, способствуют усовершенствованию мастерства практикующих врачей и медицинских сестер. Современная методика изложения лекционного материала, ее техническое оснащение (мультимедийные проекторы, видео-, кинофильмы и др.) позволяет провести лекцию не в форме «монолога», а диалога с аудиторией, что значительно улучшает ее усвоение и вызывает интерес у слушателей. В результате анкетирования, проводимого после циклов профессионального усовершенствования, можно узнать мнения слушателей о качестве обучения, пожелания по совершенствованию образовательной программы, изучению каких-либо дисциплин. Безусловно, велика роль информационной базы КГМУ, оснащенной современной аппаратурой и средствами связи, обеспечивающей широкий доступ обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным учебно-образовательным комплексам, библиотечному фонду.

Создание центра практических навыков (ЦПН) в КГМУ, оснащенного компьютерами последнего поколения, современными виртуальными тренажерами, муляжами, фантомами, медицинской аппаратурой, позволяет освоить алгоритм выполнения и отработать до совершенства навыки практикующим врачам и среднему медицинскому персоналу, что способствует принятию качественных и быстрых решений в различных клинических ситуациях, недопущению профессиональных ошибок. Преподаватели и экзаменаторы методом наблюдения могут оценить выполнение навыков, действия врача в различных клинических ситуациях, их психологическую готовность. ЦПН является не только контрольным пунктом для отработки теоретических и практических навыков, но и методическим центром по внедрению современных методических обучающих программ, принятых международной практикой.

Несмотря на трудоемкость педагогической, лечебно-диагностической и консультативной работы, кафедральные работники проводят семинары, мастер-классы, лекции, внедряют современные лечебно-диагностические методы диагностики и лечения больных, занимаются санитарно-просветительской деятельностью. Совместные с врачами печатные работы опубликованы в Международных и республиканских изданиях, содержат клинические случаи из практики с разбором клинико-диагностических и лечебно-профилактических мероприятий. Актуальность этих работ заключается в демонстрации трудно диагностируемых и редких заболеваний внутренних органов, таких как синдромы Чардж-Стросса и Стивенса-Джонсона, оппортунистические инфекции при иммунодефицитных состояниях и др. [6,7].

На базе ТОО МФ «Гиппократ» сотрудниками кафедры пропедевтики внутренних болезней КГМУ были проведены мастер-класс «Избранные вопросы электрокардиографии», обучающие семинары «Коррекция когнитивных нарушений у больных с кардиоцеребральной патологией» и «Актуальные вопросы клинической пульмонологии в практике врача-фтизиатра», инструктаж по оценке знаний и навыков специалистов здравоохранения и др.

Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения [1]. В современном обществе врач должен быть не только квалифицированным специалистом, но и быть ориентированным в хозяйственно-экономических, научно-технических, гуманитарных вопросах, в совершенстве владеть информационными и медико-функциональными ресурсами и технологиями. Развитие у будущего врача с первых дней обучения в ВУЗе стремления к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации обеспечит формирование высококомпетентного специалиста. Только интеграция практического здравоохранения и высшего медицинского образования обеспечит здоровье населения страны.

Таким образом, только в результате совместной, продуктивной профессиональной деятельности медицинского университета и организаций практического здравоохранения улучшится качество подготовки и конкурентоспособность специалистов здравоохранения, что позволит приблизить их уровень к требованиям мировых стандартов.


Библиографическая ссылка

Тусупбекова К.Т., Бакирова Р.Е., Нурсултанова С.Д., Хохлова Н.Ю., Мадиярова И.А., Айтжанова А.Ж. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – ОСНОВА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 290-293;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9788 (дата обращения: 07.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674