На сегодняшний день проводится достаточно работ по изучению влияния синдрома эмоционального выгорания на работу преподавателей, связи между самооценкой и трудоспособностью учителей, но крайне мало уделяется внимания совместной роли данных факторов в формировании соматических заболеваний преподавателей школ и вузов [7].
Соматические заболевания, вызванные внешними воздействиями или внутренними нарушениями внутренних органов или систем, по данным ВОЗ, в 38-42 % случаях связаны с психологическими факторами, с психосоматикой [6]. К таким заболеваниям относятся артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, желчнокаменная болезнь, гастрит, хронический пиелонефрит и многие другие [3].
Снизить процент заболеваемости соматическими расстройствами среди преподавателей способно ранее выявление причинных психологических факторов. Среди самых часто встречающихся причин деформации профессиональной деятельности педагогов выявляют синдром эмоционального выгорания и низкую самооценку.[2] Это связано, как правило, с большим эмоциональным напряжением, коммуникативными перегрузками, социальной незащищенностью и низким статусом профессии в массовом восприятии. Профессиональное выгорание ─ это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них [1].
Таким образом, для своевременной профилактики соматических заболеваний у преподавателей школ и вузов очень важно выявить роль эмоционального выгорания и уровня самооценки в развитии данной группы заболеваний.
Задачи:
1. Провести литературный обзор отечественных и зарубежных авторов по данной теме.
2. Осуществить подбор методик по определению эмоционального выгорания, уровня самооценки и наличия соматических расстройств.
3. Анкетирование преподавателей школ и вузов.
4. Интерпретация и анализ полученных данных.
5. Выявление группы преподавателей, наиболее подверженных эмоциональному выгоранию, низкой самооценке и соматическим заболеваниям.
Объект исследования: преподаватели школы и вуза ( 15 преподавателей начальной школы, 15 преподавателей среднего звена, 15 преподавателей старшего звена, 15 преподавателей медицинского вуза –итого 60 человек)
Предмет исследования: уровень эмоционального выгорания, самооценки и соматических заболеваний.
Материалы и методы исследования
1. Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание», разработанный на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Согласно этому опроснику синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
1. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.
2. Деперсонализация (цинизм)проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.
3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим [4].
2. Опросник «Самооценка» Г.В. и З.В. Резапкина.
Самооценка, или самовосприятие – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой. Методика позволяет выявить позитивную, неустойчивую и негативную самооценку [5].
3. Устное анкетирование преподавателей на предмет наличия соматических заболеваний.
Результаты исследования и их обсуждение
1) Профессиональное (эмоциональное) выгорание среди учителей начальной школы, среднего, старшего звена и преподавателей вуза (рис. 1).
Рис. 1
Среди преподавателей школ и вузов самые высокие показатели эмоционального выгорания оказались у учителей начальной школы: среди 15 учителей начальной школы у 13 человек присутствовал синдром эмоционального выгорания, что составляет 86,6 %, в том числе высокий уровень и очень высокий уровень эмоционального выгорания показали 7 человек (46,6 %). У преподаватели среднего и старшего звена выявлены средние показатели –синдром эмоционального выгорания выявлен у 10 и у 9 человек соответственно (66,6 % и 60 %). Самый низкий уровень эмоционального выгорания показали преподаватели вуза –из 15 учителей только у 5 человек выявлено эмоциональное выгорание (33,3 %), при том только с низким или средним уровнем эмоционального выгорания.
Это объясняется различиями в работе с определенной возрастной категорией, эмоционально-мотивационной сфере и условиями профессионального труда. Преподаватели начальных классов более уязвимы в эмоциональном плане, так как они работают с самым ответственным и трудным контингентом – детьми только что вышедшими из под круглосуточной опеки родителей и начинающими строить отношения с социумом.
2) Уровни самооценки среди учителей начальной школы, среднего, старшего звена и преподавателей вуза (рис. 2).
Среди преподавателей школ и вузов высокий показатель негативной самооценки был выявлен у преподавателей начальной школы: 7 человек из 15 (46,6 %) и самый низкий показатель позитивной самооценки – 3 человека (20 %). В сравнении с преподавателями вуза, которые показали высокий уровень позитивной самооценки -9 человек (60 %), средний уровень неустойчивой самооценки – 6 человек (40 %) и отсутствие негативной самооценки.
Это объясняется тем, что социальный престиж преподавателя вуза выше чем учителя начальной школы, и более высокой обратной связью у студентов вуза, нацеленных на получение желаемой профессии в сравнении со слабо мотивированными к учебе учениками младших классов.
3) Соматические заболевания среди учителей начальной школы, среднего, старшего звена и преподавателей вуза (рис. 3).
Рис. 2
Рис. 3
Среди преподавателей школ и вузов самый высокий показатель заболеваемости был выявлен у учителей начальных классов – 11 человек (73,3 %), среди которых 7 человек имеют одно соматическое заболевание (46,6 %), а 4 – несколько (26,6 %). По сравнению с учителями школы показатель заболеваемости преподавателей вузов ниже – 7 человек (46,6 %), хотя сам по себе уровень заболеваемости преподавателей вуза достаточно высок.
4) Структура соматических заболеваний среди учителей начальной школы, среднего, старшего звена и преподавателей вуза (рис. 4).
Рис. 4
Среди преподавателей школ и вузов самыми распространенными заболеваниями оказались такие заболевания, как артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца и желчнокаменная болезнь. При том, чаще АГ, ИБС и Ж-К Б проявляется у учителей начальной школы – АГ у 7 человек (46,6 %), ИБС у 5 человек (33,3 %), Ж-К Б у 4 человек (26,6 %) по сравнению с показателями преподавателей вузов – АГ – 20 %, ИБС – 13,3 %, Ж-К Б-6,6 %.
5) Зависимость эмоционального выгорания, негативной самооценки и развития соматических заболеваний.
Рис. 5
Данная диаграмма на примере учителей начального звена показывает прямую связь между высоким уровнем негативной самооценки, высоким уровнем эмоционального выгорания и высоким уровнем заболеваемости.
Заключение
Каждый врач знает, что предупредить соматическую болезнь легче, чем ее лечить. Для этого необходимо ранее выявление «группы риска» – людей с высокой негативной самооценкой и высоким уровнем эмоционального выгорания, наиболее подверженных развитию соматических заболеваний. Такой группой риска являются учителя младшего звена. Это связано в первую очередь с меньшей устойчивостью учителей начальной школы к стрессогенным факторам, как например эмоциональное выгорание и негативная самооценка, более низкой заработной платой, вынуждающей брать работу на целый день, заниматься репетиторством или совмещать с другой работой, меньше уделяя времени предупреждению заболеваний и введению здорового образа жизни.
Результаты данного исследования должны послужить основой скрининговой программы, включающей ранее выявление признаков эмоционального выгорания и негативной самооценки, направленной на предупреждение соматических заболеваний и увеличению мероприятий, связанных со снижение эмоционального выгоранием и негативной самооценки у учителей младших классов.
Библиографическая ссылка
Мадалиева С.Х., Ерназарова С.Т., Кудайбергенова А.Ж., Белявская В.И. РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УРОВНЯ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ШКОЛ И ВУЗОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 318-322;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9795 (дата обращения: 22.12.2024).