Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК

Жунусова Л.Х. 1 Буканова А.К. 1
1 Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Основной проблемой обрзования становится не усвоение огромного и постоянно увеличивающегося объема знаний или хотя бы ориентация в мощном потоке все возрастающей информации, a проблема прямо противоположная – получение, создание, производство знания в соответствии все возникающими потребностями. Для реализации таких действий необходимо преподавателю совершенствования методики преподавания, пересмотр используемых средств преподавания своей дисциплины. В данной работе рассмотрены интерактивные методы организаций учебно-педагогической деятельности на занятиях компьютерных наук. Автор рассматривает некоторые методы способствующие развитию критического мышления и приводит конкретные примеры их использования.Актуальность статьи связано ссовременными изменениями в области методики преподавания, с использованием интерактивных метидов преподавания.
методика преподвания
критическое мышление
интерактивные методы
педагогоческая деятельность
приемы и средства преподавания
1. Ахмадуллаева Б.Х. Внедрение новых подходов в школьную практику преподавания информатики. – Алматы, 2015. – 230 с.
2. Найденыш В.М. Концепция современного образования. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 35.
3. Телицина Г.В. Фундаментализация знаний – важнейшее направление развития высшего образования В ХХІ веке:проблемы и перспективы // Сб. статей ІІІ Всерос.науч.-практ.конф. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2007. – С. 8–11.
4. Хуторский А.В. // Народное образоаввание. – 2003. – № 5. – С. 55–61.

Критическое мышление одно из ключевый понятии в современной педагогической деятельностти, и им должны овладевать не обучающихся , но и преподаватели. Критическое мышление означает оценочное мышление, рефлесивное.

Критический мыслящий человек способен ставить конкретные вопросы, выделить главное, определить нужную информацию, распознать необъективные суждения, ставить проблему, делать сравнения выявлять связи, выдвигать варианты решении, находить и приводить аргументы, делать выводы.

Использование на занятиях приемов развития критического мышления позволяет проводить интерсные и разнобразные занятия, что влечет за собой повышения мотивации к знаниям.Здесь надо заинтересовать информацией обучающиейся должны осознать, что в изучении компьютерных наук многое нужно брать трудом.Для развития критического мышления обучающиейся в необходимо содействовать активному вовлечению обучающиейся в учебный процесс.

Приемов формирования критического мышления давольно много. Все они разнобразны по форме и содержанию.

Технология развития критического мышления четко раставляет акценты. Каждый обучающиейся запоминает именно ту информацию оказалось актуальной для него и пригодится ему в дальнейшим. В ходе работы в данной модели обучающихся овладевают различными способами интерирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлении, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свой мысли ясно, умеренно и корректно по отношению к окружающим.Это технология приближает обучающиейся к процессу познания, дает ему возможность работать с удовлетворением и создать условия для работы.Использование приемов технологии критического мышления может служить средством формирования ключевых компетенностей обучающиейся .

Разнообразие стратегии критического мышления позволяет преподаваетлю разнобразить занятия. Когда преподаватель преподносит обучающиемуся новые темы с использованием различных приемов, обучающиемуся легче запоминать учебный материал.

При введении новых терминов, оприраясь на предыдущий опыт студентов, с использованием «Мозговой штрум» студентам самими сформулировать определение к новым терминам.

Прием «составление глоссария». Проводится игра с интригующим названием «Тинственные значки». Из списка слов каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов-глоссов. При этом никто не знает о выборе другого игрока.Создается выставка и все отгадыавют рисунки друг друга.После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его.

Можно составить словарь-глоссарии. Например, «Виды симметрических критпосистем».

Прием «написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы пнять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, оригинальность решения проблемы, аргументация. Обычно эссе пишется после обсуждения проблемы и по времни занимает в зависимости от раздела изучаемой дисциплины. Например, «Достоиства и недостаткуи методов программировангия», «История программирования»

Прием Диамит. Правила написания. На первой и последнй строках пишутся имена или понятия, противоположное к значению. На 2-й строке 2 прилагательных к первому слову;

На 3-й строке – 3 глагола к первому слову;

На 4-й – 2 словосочетания;

На 5-й – 3 глагола ко второму существительному;

На 6-й строке – 2 прилагательных ко втому существительному.

Прием «Диамит»

1. Шифр.

2. Словесный, графический.

3. Шифрует, кодирует, заменяет.

4. Шифр – это код сообщения.Дешифр – это раскрытие закодированного сообщения.

5. Расшифрует, декодиорует, воостановливает.

6. Цифровой, алфавитный.

7. Дешифр.

Прием синквейн – пятистрочная стихотворная форма. Составление синквейна полезно, в первую очередь, для выработки у обучающихся спобоности к анализу;

Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово, которое обознаечает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка – два слова, они дают описание признаков и свойства выбраннного в синквейне предмета или обекта.

Третья строка – образована темя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырех слов6выражающая личное отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка – одно слово – резюме характеризующая суть предмета или объекта.

Синквейн – тренинг по основным понятиям темы, учит анализировать. Синквейн можно рассматривать как форму контроля. Синквейны полезны студенту в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Использование синквейнов возможно на каждом занятии.

Прием «синквейн»

1. Теоретические основы защиты информации.

2. Шифрование, контроль, аутентификация.

3. Создает, шифрует, дешифрует.

4. Шифр, ЭЦП, пароль.

5. Защита информации.

Стратегия записная книжка Хеффеле. За определенное время до то коллективного обсуждения обучающимся выдаются записные книжки, и сообщается тема по которой они должны в течение недели делать в ней записки. Записи делаются по датам и должно быть не менее 7.

Преподаватель может выбрать тему и придумать задание, чтобы обучающиеся собирали материал, проводили интервью, анкетирование, записывая все это в записную книжку.На занятии работают с найденной информацией и составляют диаграммы.

Данный прием целесообразно применят на занятиях «Алгоритмизация и программирования»

Метод синетики основан на превращении непривычного в привычное. Этот прием имеет успех на занятиях по дисциплинам «Компьютерная графика и анимация» и «Мультимедийные технологии»

Прием пчелиный улей. Обучающихся разгадывают крассорды и ребусы парами, группами. Это прием применяют в групповых занятиях.

Использую в своей педагогической деятельности технологию развития критического мышления можно сделать преподавания более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления обучающиейся получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.


Библиографическая ссылка

Жунусова Л.Х., Буканова А.К. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 406-407;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9810 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674