Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, возлагают на профессиональное образование функции подготовки компетентных специалистов, обладающих такими личностными качествами, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность, предприимчивость, активность, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда [5, 18]. В этих условиях необходимо не только научить студентов тем или иным знаниям, но и сформировать определённые компетенции, которые позволили бы им учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни, т.е. выпускник должен владеть всеми видами компетенций, характеризующими его, в первую очередь, как специалиста определенной сферы деятельности [14]. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед высшей школой, является перестройка сознания обучающихся – от установки «образование на всю жизнь» к пониманию необходимости образования в течение всей жизни.
Формирование у выпускников профессиональных компетенций, адекватных требованиям рынка труда, является одной из основных задач современной системы высшего образования [9].
Основные положения компетентностного подхода представлены в трудах В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.В. Серикова, А. В. Хуторского и др. По мнению исследователей (Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматов и др.), профессиональные компетенции – это совокупность профессиональных знаний и умений, a также способы выполнения профессиональной деятельности, т.е. компетенция – это знания, a компетентность – умения (действия) [11, 14].
Считаем, что одним из важнейших условий формирования профессиональных компетенций является интеграция в процессе обучения двух видов деятельности – научной и образовательной.
Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью подготовки студентов в техническом университете, что отражено в нормативных документах, регламентирующих подготовку студентов в вузе.
Основным принципом организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) является системность, которая подразумевает интеграцию научно-исследовательского, учебного процессов и практики, a также использование различных форм организации НИРС [2, 3, 7].
Все составляющие звенья учебной и научно-исследовательской деятельности студентов представляют собой сложный и взаимосвязанный процесс, результативность которого определяется системным подходом к его организации [17].
Применение системного подхода к исследованию состоит в реализации следующих требований:
– рассмотрение организации научно-исследовательской деятельности как системы;
– выявление системных и целостных свойств объекта;
– изучение структуры системы в аспекте взаимодействия всех её компонентов и в движении системы от одного уровня к другому [4].
В контексте нашего исследования организацию научно-исследовательской деятельности мы видим как системное образование, способствующее овладению студентами нового содержания образования, способов действий нацеленных на формирование и развитие профессиональных компетенций.
Системный подход предусматривает определение целей и задач научной работы, создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики) подготовки будущих бакалавров к научно-исследовательской деятельности; определение структурных компонентов этой системы; установление характера взаимосвязи между ними; выявление уровней и критериев оценки результативности научной работы; выбор форм, методов, средств реализации намеченной программы; приемов рефлексирующей, диагностирующей и корректирующей деятельности студентов в области научного поиска [12, 13].
Считаем, что научно-исследовательская работа студентов должна логично дополнять учебный процесс, выходя за пределы учебных программ и планов. Она предполагает самостоятельную работу в контексте программы обучения и включает выполнение индивидуальных научных исследований под руководством преподавателя. Студенты могут быть задействованы в выполнении госбюджетных и хоздоговорных работ. Это может быть работа по подбору и анализу литературных источников по проблеме, которая разрабатывается творческим коллективом кафедры; участие в постановке эксперимента или решении задач исследовательского характера, по результатам которых можно подготовить публикации в журналы, выступления на конференциях, участие в конкурсах научных работ, олимпиадах и др. [6, 8]
В целом, в системе высшего образования можно выделить несколько направлений организации и реализации в образовательном процессе элементов научно-исследовательской деятельности студентов, способствующих формированию профессиональных компетенций:
– использование задач исследовательского типа на аудиторных занятиях разного типа (семинарах, практических и лабораторных занятиях);
– вовлечение студентов в различные формы внеаудиторной научно – исследовательской работы (написание рефератов по проблеме, подготовка и написание научного доклада по теме или сообщения, написание научных статей, участие в олимпиадах, конкурсах, разработка проектов для получения ГРАНТов, участие в работе по заказу предприятия и др.);
– использование коллективных форм научно-практической деятельности студентов (научные общества студентов, творческие исследовательские объёдинения и др.) [16].
Рассматривая научно-исследовательскую деятельность как систему, считаем, что необходимо обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом системы является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно.
Например, для студентов младших курсов основными формами НИРС в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках, т.е происходит постепенное обучение студентов элементам исследовательского труда. Для того чтобы подготовка доклада или реферата не сводилась к переписыванию материала из учебника или журнала, обязательным требованием является включение в реферат практической или экспериментальной части. Это способствует формированию следующих исследовательских навыков: работа с литературой; сравнительный анализа материала; формулирование выводов и обобщений.
Основными формами представления исследовательской работы на этом этапе являются: курсовая работа, учебно-исследовательский проект, доклад, сообщение по теме, аннотированный библиографический список, аннотация; план решения проблемы (простой или сложный) и др.
На старших курсах студентам предлагаются следующие формы НИРС: подготовка курсовых работ и курсовых проектов, дипломных работ; выполнение научного эксперимента в рамках лабораторно-исследовательских практикумов; участие в конкурсах и олимпиадах; участие в выполнении хоздоговорной или госбюджетной работы совместно с преподавателями кафедры.
Основными формами представления исследовательской работы на данном уровне являются: исследовательский проект, доклад, статья, выступление на конференции, выпускная квалификационная работа или участие в конкурсе научных работ.
Выполнение курсового проекта имеет целью развитие познавательной способности студента и направлено на закрепление и расширение творческих знаний, углубленное изучение выбранной темы. Курсовые проекты исследовательского характера ставят своей целью закрепление студентами умения применять теоретические знания, проводить анализ, выделять научную новизну и практическую значимость, выбирать оптимальный вариант решения поставленной проблемы. Тематика и содержание проектов не устанавливаются и не ограничиваются учебными программами.
.Методика организации и управления курсовым проектом включает несколько этапов: изучение проблемы исследования и научное обоснование актуальности; информационный поиск путей решения проблемы и разработка этапов исследования; самостоятельная работа студента по выполнению задания курсового проекта; формирование выводов на основе обобщения результатов исследования по проблеме; оформление результатов исследования.
В процессе работы над проектом обучающиеся овладнвают научно-исследовательскими компетенциями:
– производить подбор необходимой специальной, научной, учебной литературы;
– собирать фактический материал;
– проводить обработку, анализ и использование информации;
– применять свои знания при решении конкретных задач;
– оформлять результаты своего исследования в форме доклада, реферата, научно-исследовательской работы, компьютерной презентации с соблюдением определенной структуры и требований к оформлению [1, 10].
Научно-исследовательская работа направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе, содействие связи учебного исследования с практикой [15]. Такой специалист всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. В этой связи научная работа как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста должна занимать ведущее место в структуре образовательного процесса. Исследовательские способности выпускника, приобретенные им в ходе профессиональной подготовки, дают возможность опережать предъявляемые ему работодателем требования и быть востребованным на рынке труда
Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в образовательном процессе вуза необходима интеграция учебной, научно-исследовательской деятельности и практики. Вся деятельность по организации научной работы студентов должна носить системный характер и решаться на основе системного подхода. Конечным результатом учебной и научно-исследовательской деятельности студентов является комплексное формирование у выпускников осознанных мотиваций и потребностей, так и профессиональных компетенций.
Библиографическая ссылка
Мишурина О.А., Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 412-415;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9812 (дата обращения: 21.11.2024).