Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Мишурина О.А. 1 Чупрова Л.В. 1 Муллина Э.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций студентов технического университета в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования средствами научно-исследовательской работы. Обоснована актуальность обозначенной проблемы. Показано, что основным принципом организации научно-исследовательской работы студентов является системность, которая подразумевает интеграцию научно-исследовательского, учебного процессов и практики, a также использование различных форм организации НИРС. Раскрываются основные направлений организации научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе и вне его. Показана необходимость непрерывного участия студентов в научной работе в течение всего периода обучения с учётом реализации принципа преемственности ее методов и форм. Дана характеристика различных форм исследовательской работы на различных этапах обучения.
компетенции
профессиональные компетенции
образовательный процесс
научно-исследовательская работа
учебная работа
интеграция
системный подход
1. Ансимова Н.П., Ракитина О.В. Модель поэтапного и последовательного формирования научно-исследователських компетенций педагогических кадров в системе вузовского и послевузовского образования // Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций: монография / под науч. ред. д-ра истор. наук М.В. Новикова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. – С. 129–130.
2. Балашов В.В., Лагунов Г.В., Малюгина И.В., Масленников В.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в России: монография: В 3 ч. – М., 2007. – С. 42.
3. Гаврилов А.С. Организация и финансирование научно-исследовательских работ. – М., 2011. – С. 5.
4. Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической подготовки студентов технического университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. м Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 24 с.
5. Ершова О.В., Мишурина О.А. Качество образования в техническом университете как педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 4 (19). – С. 49–52.
6. Завражин А.В., Шубина И.В. Научно-исследовательская компетентность студента как основа профессиональной деятельности специалиста // Экономика, статистика и информатика // Вестник УМО. – 2011. – № 5. – С. 14–20.
7. Ломакина, Л.И. Научно-практическая деятельность студента как форма интеграции образовательной и научно-исследовательской работы // Научные труды КубГТУ. – 2015. – № 5.
8. Милёхина, Н.В. Научно-исследовательская работа студентов специальности «Лабораторная диагностика» / Н.В. Милёхина, Р.С. Нуралиева, А.О. Аверкина // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 11.
9. Ольховая Т.А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности / А.Т. Ольховая // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. –С. 122.
10. Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций: монография / под науч. ред. до-ра историч. наук М.В. Новикова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.
11. Ракитина О.В. Научно-исследовательские компетенции магистров по направлению «Педагогика» //Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 4. – С. 76–81.
12. Селеменев В.Ф. Научно-исследовательская работа студентов: доступность, качество, востребованность / В.Ф. Селеменев, Ю.П. Афиногенов // Вестник Воронежского государственного университета. – 2008. – № 1.
13. Торгашина Т.И. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Волгоград, 1998. – 207 с.
14. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.
15. Чупрова Л.В. Развитие креативности студентов в условиях современного образовательного процесса // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 41. – С. 103–106.
16. Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5–2. – С. 167–170.
17. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Инновационный образовательный процесс как основа подготовки современного специалиста // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 864.
18. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Теоретико-методологические основания профессиональной подготовки студентов технического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 4. – С. 153–156.

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, возлагают на профессиональное образование функции подготовки компетентных специалистов, обладающих такими личностными качествами, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность, предприимчивость, активность, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда [5, 18]. В этих условиях необходимо не только научить студентов тем или иным знаниям, но и сформировать определённые компетенции, которые позволили бы им учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни, т.е. выпускник должен владеть всеми видами компетенций, характеризующими его, в первую очередь, как специалиста определенной сферы деятельности [14]. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед высшей школой, является перестройка сознания обучающихся – от установки «образование на всю жизнь» к пониманию необходимости образования в течение всей жизни.

Формирование у выпускников профессиональных компетенций, адекватных требованиям рынка труда, является одной из основных задач современной системы высшего образования [9].

Основные положения компетентностного подхода представлены в трудах В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.В. Серикова, А. В. Хуторского и др. По мнению исследователей (Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматов и др.), профессиональные компетенции – это совокупность профессиональных знаний и умений, a также способы выполнения профессиональной деятельности, т.е. компетенция – это знания, a компетентность – умения (действия) [11, 14].

Считаем, что одним из важнейших условий формирования профессиональных компетенций является интеграция в процессе обучения двух видов деятельности – научной и образовательной.

Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью подготовки студентов в техническом университете, что отражено в нормативных документах, регламентирующих подготовку студентов в вузе.

Основным принципом организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) является системность, которая подразумевает интеграцию научно-исследовательского, учебного процессов и практики, a также использование различных форм организации НИРС [2, 3, 7].

Все составляющие звенья учебной и научно-исследовательской деятельности студентов представляют собой сложный и взаимосвязанный процесс, результативность которого определяется системным подходом к его организации [17].

Применение системного подхода к исследованию состоит в реализации следующих требований:

– рассмотрение организации научно-исследовательской деятельности как системы;

– выявление системных и целостных свойств объекта;

– изучение структуры системы в аспекте взаимодействия всех её компонентов и в движении системы от одного уровня к другому [4].

В контексте нашего исследования организацию научно-исследовательской деятельности мы видим как системное образование, способствующее овладению студентами нового содержания образования, способов действий нацеленных на формирование и развитие профессиональных компетенций.

Системный подход предусматривает определение целей и задач научной работы, создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики) подготовки будущих бакалавров к научно-исследовательской деятельности; определение структурных компонентов этой системы; установление характера взаимосвязи между ними; выявление уровней и критериев оценки результативности научной работы; выбор форм, методов, средств реализации намеченной программы; приемов рефлексирующей, диагностирующей и корректирующей деятельности студентов в области научного поиска [12, 13].

Считаем, что научно-исследовательская работа студентов должна логично дополнять учебный процесс, выходя за пределы учебных программ и планов. Она предполагает самостоятельную работу в контексте программы обучения и включает выполнение индивидуальных научных исследований под руководством преподавателя. Студенты могут быть задействованы в выполнении госбюджетных и хоздоговорных работ. Это может быть работа по подбору и анализу литературных источников по проблеме, которая разрабатывается творческим коллективом кафедры; участие в постановке эксперимента или решении задач исследовательского характера, по результатам которых можно подготовить публикации в журналы, выступления на конференциях, участие в конкурсах научных работ, олимпиадах и др. [6, 8]

В целом, в системе высшего образования можно выделить несколько направлений организации и реализации в образовательном процессе элементов научно-исследовательской деятельности студентов, способствующих формированию профессиональных компетенций:

– использование задач исследовательского типа на аудиторных занятиях разного типа (семинарах, практических и лабораторных занятиях);

– вовлечение студентов в различные формы внеаудиторной научно – исследовательской работы (написание рефератов по проблеме, подготовка и написание научного доклада по теме или сообщения, написание научных статей, участие в олимпиадах, конкурсах, разработка проектов для получения ГРАНТов, участие в работе по заказу предприятия и др.);

– использование коллективных форм научно-практической деятельности студентов (научные общества студентов, творческие исследовательские объёдинения и др.) [16].

Рассматривая научно-исследовательскую деятельность как систему, считаем, что необходимо обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом системы является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно.

Например, для студентов младших курсов основными формами НИРС в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках, т.е происходит постепенное обучение студентов элементам исследовательского труда. Для того чтобы подготовка доклада или реферата не сводилась к переписыванию материала из учебника или журнала, обязательным требованием является включение в реферат практической или экспериментальной части. Это способствует формированию следующих исследовательских навыков: работа с литературой; сравнительный анализа материала; формулирование выводов и обобщений.

Основными формами представления исследовательской работы на этом этапе являются: курсовая работа, учебно-исследовательский проект, доклад, сообщение по теме, аннотированный библиографический список, аннотация; план решения проблемы (простой или сложный) и др.

На старших курсах студентам предлагаются следующие формы НИРС: подготовка курсовых работ и курсовых проектов, дипломных работ; выполнение научного эксперимента в рамках лабораторно-исследовательских практикумов; участие в конкурсах и олимпиадах; участие в выполнении хоздоговорной или госбюджетной работы совместно с преподавателями кафедры.

Основными формами представления исследовательской работы на данном уровне являются: исследовательский проект, доклад, статья, выступление на конференции, выпускная квалификационная работа или участие в конкурсе научных работ.

Выполнение курсового проекта имеет целью развитие познавательной способности студента и направлено на закрепление и расширение творческих знаний, углубленное изучение выбранной темы. Курсовые проекты исследовательского характера ставят своей целью закрепление студентами умения применять теоретические знания, проводить анализ, выделять научную новизну и практическую значимость, выбирать оптимальный вариант решения поставленной проблемы. Тематика и содержание проектов не устанавливаются и не ограничиваются учебными программами.

.Методика организации и управления курсовым проектом включает несколько этапов: изучение проблемы исследования и научное обоснование актуальности; информационный поиск путей решения проблемы и разработка этапов исследования; самостоятельная работа студента по выполнению задания курсового проекта; формирование выводов на основе обобщения результатов исследования по проблеме; оформление результатов исследования.

В процессе работы над проектом обучающиеся овладнвают научно-исследовательскими компетенциями:

– производить подбор необходимой специальной, научной, учебной литературы;

– собирать фактический материал;

– проводить обработку, анализ и использование информации;

– применять свои знания при решении конкретных задач;

– оформлять результаты своего исследования в форме доклада, реферата, научно-исследовательской работы, компьютерной презентации с соблюдением определенной структуры и требований к оформлению [1, 10].

Научно-исследовательская работа направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе, содействие связи учебного исследования с практикой [15]. Такой специалист всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. В этой связи научная работа как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста должна занимать ведущее место в структуре образовательного процесса. Исследовательские способности выпускника, приобретенные им в ходе профессиональной подготовки, дают возможность опережать предъявляемые ему работодателем требования и быть востребованным на рынке труда

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в образовательном процессе вуза необходима интеграция учебной, научно-исследовательской деятельности и практики. Вся деятельность по организации научной работы студентов должна носить системный характер и решаться на основе системного подхода. Конечным результатом учебной и научно-исследовательской деятельности студентов является комплексное формирование у выпускников осознанных мотиваций и потребностей, так и профессиональных компетенций.


Библиографическая ссылка

Мишурина О.А., Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 412-415;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9812 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674