Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Цквитария Т.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье раскрывается идея формирования социальных и общекультурных компетенций обучающихся вузов средствами социально-воспитательного компонента учебного процесса. Автор анализирует Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям лечебное дело и медико-профилактическое дело в части формируемых общекультурных компетенций у выпускников. Воспитание рассматривается не отдельным элементом внеучебной деятельности, а в качестве необходимой составляющей педагогического процесса, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В статье анализируются наиболее интересные варианты технологии обучения в сотрудничестве: обучение в команде и «пила». Потенциал технологии обучения в сотрудничестве предлагается использовать в качестве одного из средств создания условий для развития социально-воспитательного компонента учебного процесса в вузе и формирования способности и готовности к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов.
воспитание
сотрудничество
обучение в сотрудничестве
технология обучения
1. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002. – 272с.
3. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 медико-профилактическое дело (квалификация (степень) «специалист»). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 847. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/59/20110322131920.pdf (дата обращения: 18.02.2016).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1118. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/59/20110322141817.pdf (дата обращения: 18.02.2016).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (дата обращения: 18.02.2016).

Тема сотрудничества в образовательном процессе в настоящее время является актуальной для всех ступеней образования. Способность к сотрудничеству в профессиональной деятельности, социальной жизни необходима и востребована в обществе. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям лечебное дело и медико-профилактическое дело ориентируют на формирование общекультурных компетенций выпускника медицинского вуза: способность и готовность к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к социальной мобильности (ОК-3) [4]; способность и готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5) [5]. Там же подчеркивается, что условия реализации основных образовательных программ подготовки специалиста должны обеспечивать воспитание и качество подготовки обучающихся, формировать общекультурные компетенции выпускников (компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). В связи с этим вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности и способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса [5]. Очевидно, что формирование социальных и общекультурных компетенций обучающихся осуществляется в воспитательной деятельности.

В современной науке под «воспитанием», «воспитательной деятельностью» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом «воспитатель»: – передает опыт, накопленный человечеством; – вводит в мир культуры; – стимулирует к самовоспитанию; – помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения. В свою очередь «воспитанник»: – овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; – работает над собой; – обучается способам общения и манерам поведения. В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе [1].

В современных условиях проявляется тенденция изменения смысла воспитания с ориентацией на создание условий для целенаправленного систематического развития обучающегося как субъекта деятельности. Документами в области образования декларируются следующие важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Определяется воспитание как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [6]. Акцентируется необходимость создания условий в образовательных учреждениях для саморазвития и самосовершенствования, самоопределения и самоутверждения личности в социуме, самосознания своих возможностей и самореализации в разных сферах жизнедеятельности; развития свободной личности, готовой к творческому и нестандартному решению возникающих в жизни и профессии проблем, ответственной за свои слова, дела, поступки; готовой жить в поликультурном обществе и быть толерантным в социальном взаимодействии. Актуальной является идея о том, что воспитание должно стать не отдельным элементом внеаудиторного педагогического действия, a необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Реализовать обозначенные подходы к пониманию процесса воспитания в медицинском вузе и создать условия для развития социально-воспитательного компонента учебного процесса позволяет технология обучения в сотрудничестве. В основу этой технологии положены педагогические идеи П.П. Блонского, С.Т. Шацкого и других отечественных новаторов, также американских ученых Д. Дьюи, Р. Джонсона, Д. Джонсона. Цель обучения в сотрудничестве состоит в формировании у субъектов образовательного процесса умений эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов, в создании условий для саморазвития и самовоспитания. Технология обучения в сотрудничестве используется в образовательной практике для преодоления последствий индивидуального характера учебной деятельности и стремлений исключительно к индивидуальным образовательным достижениям обучающихся. Она способствует социализации, позволяет приобрести через учебный труд навыки совместной деятельности, развить коммуникативные умения, которые затем могут стать необходимыми в будущей профессиональной социально-медицинской деятельности врача.

Сотрудничество – такой тип взаимодействия, в процессе которого его субъекты стремятся понять и поддержать друг друга, чтобы достичь совместного результата, учитывать интересы друг друга и добровольно проявлять активность и помощь [3]. Опираясь на эмоции или сознание участников, условно выделяют следующие типы сотрудничества:

– эмоциональный (создание атмосферы эмоционального настроя, созвучия переживаний от процесса и результатов совместного дела, акценты на ярких моментах, яркое выражение эмоций и проявление чувств, эмоционально окрашенные оценки и выражения своего мнения);

– когнитивный (создание атмосферы творческого поиска и логического анализа, проявления кругозора и интеллекта, профессионализма, нестандартности, емкости и оригинальности мысли).

В отличие от традиционного обучения данная технология способна вызвать у студентов эмоциональные переживания, связанные со стремлением к общему успеху и коллективным достижениям. Технология обучения в сотрудничестве основана на использовании метода групповой работы. Групповое обучение строится по принципам: социального взаимодействия, позитивной взаимозависимости, личной ответственности, равной доли участия каждого. В целях выработки социальных и общекультурных компетенций групповая работа организовывается согласно основным положениям сотрудничества и подразумевает:

– наличие взаимозависимости членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи товарищей;

– специальное внимание, уделяемое социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы;

– наличие общей оценки работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), складывающейся из оценки академических результатов работы и оценки формы общения студентов в учебной группе.

Условием для возникновения такого типа взаимодействия, как сотрудничество, является наличие между студентами, объединенными в малую группу, общих целей и взаимодополняющих для их выполнения способностей. Основной метод взаимодействия в процессе сотрудничества – добровольный обмен мыслями, усилиями, информацией. Это поддерживающие, a не разобщающие, как в соперничестве, или не подавляющие, как при доминировании, отношения. Такой тип взаимодействия и отношений возникает при наличии трех типов зависимостей участников совместного обучения: – от единой цели, которую участники могут достичь только в совместных усилиях; – источников информации: каждый участник владеет только частью информации, необходимой для успешного решения задачи; – формы поощрения.

Рассмотрим наиболее интересные варианты технологии сотрудничества.

1. Student Team Learning или обучение в команде. Метод обучения в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого участника команды в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемой, подлежащей изучению. В этом случае, задача каждого обучающегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать вместе. Важно, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, a также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Обучение в команде сводится к трем основным принципам:

а) награды – команда получает одну на всех оценку совместной деятельности в виде бальной оценки, сертификата, похвалы и т.д. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание;

б) индивидуальной (персональной) ответственности каждого участника – успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены преподавателем любому студенту отдельно, вне группы;

в) равных возможностей каждого студента в достижении успеха – каждый участник приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Поощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным, оказывается значительнее эффективнее, чем поощрение каждого в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае студенты понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.

2. Jigsaw (пила) – второй вариант организации обучения в сотрудничестве. Студенты организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем студенты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу («встреча экспертов»). Затем они возвращаются в свои группы, и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания. Единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю информацию по заданной теме – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи. Студенты заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый индивидуально и вся команда в целом. На заключительном этапе преподаватель может попросить любого участника команды ответить на любой вопрос по заданной теме [2].

Основные идеи, присущие описанным выше вариантам реализации технологии обучения в сотрудничестве – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, a не соревнование лежит в основе обучения в группе. Обучение в сотрудничестве позволяет реализовать современный подход к использованию учебной, научной информации как средства организации деятельности и стимулировать освоение обучающимся субъектно-деятельностной позиции в учебном процессе через собственную активность. Педагог, применяя данную технологию на практике, приобретает новую, важную роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности студентов. Он помогает студентам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. От индивидуальной самостоятельной работы к совместной работе в группах – такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.

Несомненно, технология обучения в сотрудничестве обладает воспитывающим потенциалом и способствует формированию способности и готовности к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к взаимодействию с коллективом, партнерами. Обучаясь с использованием этой технологии, студенты учатся организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества, и участвовать в ней, понимать свою роль в качестве партнера. При этом у них развиваются такие личностные качества, как терпимость к различным точкам зрения и другому поведению, ответственность за результаты совместной работы, формируется умение уважать чужую точку зрения, слушать партнера, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах.


Библиографическая ссылка

Цквитария Т.А. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 420-423;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9814 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674