В новых условиях общественно-исторического развития России особо актуализируется проблема повышения качества образования абсолютно на всех ступенях его организации, начиная с системы дошкольного и завершая высшим образованием. Социальный заказ диктует современной школе необходимость формирования человека нового склада – высококомпетентного, широкообразованного, социально и нравственно активного, способного к плодотворному сотрудничеству и кооперации с окружающими людьми, отличающегося креативностью, мобильностью и динамизмом мышления.
Одним из факторов повышения качества образования и реализации вышеназванной социальной цели является, на наш взгляд, гуманизация образовательной среды, что предполагает ее гомоцентрическую направленность: в центр педагогического процесса следует поставить обучающегося, a учебно-воспитательная система должна содействовать максимальному развитию его познавательного кругозора, профессиональной самореализации и духовно-нравственному самосовершенствованию. Только в такой среде можно сформировать специалиста, успешно сочетающего в себе высокую профессионально-производственную культуру, чувство социальной солидарности, национального и человеческого достоинства. Гуманизация здесь выступает как «осознание пространственной и временной целостности человечества через соотнесенность с абсолютными характеристиками человеческого бытия» [1, с. 156].
Именно гуманизация является ведущим структурообразующим элементом нового педагогического мышления, признающего уважение к самоценности личности. Усиление гомоцентрической составляющей образовательного процесса не только повысит качество образования, но и обеспечит максимально полную реализацию социального заказа школе.
Библиографическая ссылка
Гадельшина А.Т. ГУМАНИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 475-476;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9836 (дата обращения: 21.11.2024).