Рассмотрено вредное влияние полигонов твердых бытовых отходов на окружающую среду на опыте зарубежных стран выявлен эффективный способ сбора твердых бытовых отходов (ТБО), заключающихся в селективной сборке ТБО и обеспечивающий снижение загрязнения и объемов накопления полигонов твердыми бытовыми отходами. Однако, в настоящее время несмотря на свою эффективность, этот метод сборки ТБО не находит широкого применения в Казахстане и странах СНГ, из-за сложившегося менталита населения по сбору отходов унитарным способом. На этой основе в работе предложен метод изменения менталитета населения к селективной сборке и механизм его достижения.
Переполненные и дымящиеся полигоны ТБО представляют серьезную опасность для здоровья населения и окружающей природной среды. Кроме того, при плюсовой температуре в полигонах ТБО в огромном количестве начинают размножаться переносчики инфекционных заболеваний. Полигоны ТБО не только вызывают эпидемиологическую опасность, но из-за анаэробного разложения органических отходов вызывающих образование взрывоопасного биогаза, они становятся мощным источником биологического загрязнения. При этом, основной компонент биогаза – метан представляет угрозу для человека и отравляет воду и воздух, являющихся одним из виновников возникновения парникового эффекта, разрушения озонового слоя атмосферы и принося прочие беды глобального характера. В связи с этими обстоятельствами создание благоприятной экологической обстановки и увеличение срока эксплуатации полигонов, a также утилизация отходов является актуальной проблемой.
Целью исследования является создание благоприятной экологической обстановки и увеличение срока службы эксплаутации полигонов, a также благоприятных условий для утилизации отходов, за счет разработки новой системы управления твердыми бытовыми отходами.
Материалы и методы исследования
Многие полигоны в настоящее время подвержены к необратимым процессам локального экологического загрязнения. При этом на полигонах ежегодно безвозвратно теряется 9 млн т макулатуры, 1,5 млн т черных и цветных металлов, 2 млн т полимерных материалов, 20 млн т пищевых отходов, 0,5 млн т стекла [1].
Только США, ежегодно производит 250 млн т отходов, a рециклингу подвергается всего лишь около 34 % из них. На этой основе Агентством США по защите окружающей среды была поставлена задача повышения доли переработки отходов на национальном уровне. Многие штаты наметили для себя целевой уровень рециклинга в 50 %, a некоторые – свыше 70 % [4, 2].
В связи с этим многие аналитики уже прогнозируют, что в самом ближайшем будущем мусор станет одним из наиболее ценных ресурсов [5, 3].
В Казахстане общий объем накопленных ТБО составляет около 100 млн т, при этом ежегодное образование ТБО составляет порядка 3,5 и 5–6 млн т к 2015 году [7, 4]. Из-за роста населения и промышленных объектов к 2025 году эта цифра может вырасти до 8 млн т.
Сведения об образовании твердых бытовых отходов в РК приведены в таблице [8, 5].
Образование твердых бытовых отходов в РК, тыс. т/год
Образование твердых бытовых отходов в РК |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
3 928,3 |
3 784,7 |
3 919,3 |
3 588,3 |
3 548,7 |
Многие полигоны ТБО в Казахстане уже переполнены или близки к переполнению [6], из-за того, что практически все собранные отходы вывозятся на полигоны для захоронения. Согласно зарубежного опыта, наиболее приемлемым способом способствующий к снижению накопления отходов в полигоне является селективный способ сбора отходов на месте их накопления. В настоящее время в некоторых регионах страны имеются попытки внедрения селективного сбора ТБО. В частности в Алматы, Шымкент, Уральск, Актау и других городах на месте образования отходов, т.е. во дворах жилого сектора размещены контейнеры для раздельной сборки пластика, бумаги, стекла и других отходов. Однако, населения этих городов не поддержали данного нововведения и продолжают размещать отходы по старинке, т.е. сборка отходов населением осуществляется унитарным способом. Основной причиной не поддержки населения селективной сборки ТБО является сложившийся менталитет. Таким образом первостепенной задачей внедрения селективной сборки ТБО является изменение менталитета населения. Для изменения менталитета населения необходимо применить стимулирование способа селективной сборки, заключающейся в использовании процедуры штрафа и премирования, приема от населения некоторых видов ТБО, a также законодательно закрепить стимулирование сортировки при сборе отходов в повторном их использовании.
Для обеспечения стабильности селективной сборки ТБО, развитые страны в свое время также использовали различные стимулирующие методы. Например более 30 лет назад Америка столкнулась с проблемой пустых металлических банок из-под напитков и с целью переработки организовали их прием, за каждую банку 5 центов [5].
В Японии активные участники селективной сборки получали денежные вознаграждения в зависимости от количества собранного вторсырья (от 3 000 до 7 000 йен при курсе 1 доллара – 140–150 йен) [1].
В марте 2002 г. немецкое правительство одобрило план по сбору и переработке жестяных банок и пластиковых бутылок и с января 2003 г. всех производителей обязали взимать 0,2 евро за жестяные банки и небольшие бутылки и около 0,37 евро за более крупную тару. Немецким покупателям возмещали эти деньги после того, как они вернули использованные посуды. Средства от этой залоговой цены, распределяли следующим образом: 85 % направляли на организацию сбора тары, a 15 % – непосредственно на саму переработку [1].
Муниципальные власти в Германии формировали специальные отряды следящие за чистотой, которые штрафовали нарушителей порядка [1].
В апреле 1997 года Япония для активизации работы по селективной сборке и переработке ТБО ввела «Закон о стимулировании сортировки при сборе отходов в повторном использовании тары и упаковочных материалов» и к началу нового тысячелетия они уже добились 100 %-ной рециклизации алюминиевых банок из-под прохладительных напитков и пива. [1].
На основе опыта зарубежных стран разработан и предложен наиболее эффективный способ селективного сбора.
Для реализации данного способа разрабатывается программа, способствующая изменению менталитета населения к внедрению селективной сборки ТБО и раздаются населениям пакеты разных цветов, предназначенных для размещения соответствующих отходов и нанесенными на них адреса пользователей в виде штрих-кода, a также памятку о порядке сбора и размещения ТБО. Кроме того, фотографии жителей обслуживаемых домов, включая каждого члена семьи вместе с адресными данными вносятся в базу данных программы. Согласно данного способа жители собирают свои отходы в соответствующие пакеты, и размещают их в контейнеры соответствующих цветов и надписи, размещенных во дворовых контейнерных площадках и снабженных фото и видеокамерами связанными с диспечерским пунктом. В случае размещения жителями отходов с пакетами, в несоответствующие по цвету контейнера работающая фото-видеокамера фиксирует их и автоматически отправляет фотографию клиента или членов их семей в центральный компьютер диспетчерской, где считывают эту информацию и направляют в реестр штрафов. В случае размещения клиентами отходов в несоответствующуй пакет, в мусоросортировочных станциях пакет сканируется и с помощью считывающего устройства определяется в адресные данные клиента и также направляется в реестр штрафов. В конце месяца эти штрафные суммы выставляются недобросовестным клиентам. Кроме того, от общей штрафной суммы вычитываются соответствующие организационные расходы и остаток равномерно распределяется между суммой поступления на счет коммунального предприятия, это сумма равномерно распределяется между добросовестными клиентами, выполнивших установленные правила сбора ТБО. По мере поступления штрафных сумм в расчетные счета коммунального предприятия соответствующие суммы денежных средств направляются на лицевые счета добросовестных клиентов, в виде вознаграждения. Эта система сбора ТБО будет работать до тех пор, пока не останутся нарушители порядка. За этот период будет формироваться менталитет населения на селективный сбор ТБО, являющийся неизбежным условием для их глубокой переработки.
Для эффективности работы селективной сборки ТБО необходимо его закрепить в законодательном порядке.
Выводы
1. В настоящее время сбор ТБО в городах нашей страны осуществляется без разделения и вывозятся на полигоны, которые не отвечают санитарным требованиям и существенно ухудшают санитарные состояния.
2. Для улучшения санитарного состояния территорий и экологической обстановки городов, a также создания условия для их глубокой переработки ТБО необходимо внедрить селективную сборку твердых бытовых отходов по предложенному способу.
3. Для стабильной работы селективной сборки твердых бытовых отходов, необходимо создание законодательной базы организации и стимулирования селективной сборки ТБО, на примере зарубежных стран.
Библиографическая ссылка
Мейрбеков А.Т., Еримова А.Ж. МОДЕРНИЗАЦИЯ СБОРКИ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 479-481;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9843 (дата обращения: 21.11.2024).