Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Жандыкеева Г.Е. 1 Егизбаева З.С. 1
1 Казахский государственный женский педагогический университет
1. Воробьёв Н.Е. Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла. – Волгоград: Перемена, 2001. – 184 с.
2. Задорожная Н.В. Повышение качества подготовки студентов в педвузах // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 4 – С. 96.
3. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 2003. – 190 с.

Необходимым условием повышения качества образования является широкое внедрение в процесс обучения творческих заданий, развивающих самостоятельность и креативность мышления, способствующих поддержанию стремления к успеху.

Творческая деятельность активизирует интеллектуальную деятельность и приводит к созданию продуктов творчества, которые отличаются новизною и оригинальностью, раскрывают интеллектуальный потенциал обучающихся.

Применение творческих заданий имеет следующие преимущества:

1. Постоянная мобилизация умственных сил учащихся, не позволяющая им отвлекаться от процессов овладения знаниями, навыками и умениями и все возрастающая заинтересованность учением.

2. Обеспечение необходимых условий деятельности вовлечения учащихся в учебный процесс, что приводит к формированию и развитию не только кратковременной, но и долговременной памяти учащихся как основы «выживаемости» знаний.

3. Приобретение учащимися навыков самостоятельной творческой выработки решений.

4. Наличие постоянного взаимодействия учителя с учащимися и учащихся между собой.

5. Обеспечение направленности на преимущественное развитие интеллектуальных, профессиональных, поведенческих умений и навыков.

6. Повышение степени мотивации и эмоциональности восприятия изучаемого материала, его переработки и усвоения [1; 2; 3].

Один из наиболее распространенных в современном языковом обучении приёмов реализации личностно-деятельного подхода – синквейн.

Техника написания синквейна образна и проста:

первая строка – одно слово, заявляется тема или предмет (одно существительное);

вторая строка – два слова (два прилагательных или причастия), дается описание, в том числе и метафорическое;

третья строка – три слова (глаголы), характеризуются действия предмета; четвертая строка – фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;

пятая строка – повторение первой строки, синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн – форма свободного творчества, требующая от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, например:

Русский язык.

Богатый, удивительный.

Учит, объясняет, творит.

Язык – это путь цивилизации и культуры!

Познание.

Процедура составления синквейна требует реализации всех личностных способностей составителя (интеллектуальных, творческих, образных), позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

В значительной степени осмыслению и систематизации знаний и опыта обучащихся, развитию творческого мышления способствует также эвристическая беседа. Этот метод обучения предполагает частично-поисковую деятельность по поиску ответов на ряд проблемных вопросов, подготовленных педагогом в порядке возрастающей трудности, с целью организации усвоения учебного материала через вопросно-ответную форму.

Эвристическая беседа может строиться на серии вопросов. Основным условием эффективности эвристической беседы является правильное конструирование вопросов.

Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.

Кто, где, когда, что? В чем суть? Какова главная идея?

Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.

Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?

Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.

Что лучше? Перескажите. Сформулируйте. Объясните.

Четвертая серия вопросов приводит к формулировке вывода самими студентами.

Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?

Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.

Как и где использовать? Что еще может интересовать?

Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате приобретаются новые знания.

Так, например, подобным образом, может быть актуализирована одна из сложных грамматических тем «Виды глагола». Преподаватель указывает на таблицу с глаголами совершенного и несовершенного видов:

Наклеивать

Наклеить

Прибегать

Прибежать

Печь

Испечь

и предлагает определить грамматический признак, по которому различаются глаголы обоих столбиков. Если студенты затрудняются, далее начинается поиск с двух незавершенных предложений: Я долго ... марки. Я ... все марки. Студентам предлагается вставить соответствующий глагол. Задание выполнено, но различие все же не определено. Тогда преподавателем описывается ситуация: «Мама звонит с работы домой сыновьям, спрашивая, как дела. Один мальчик отвечает: «Я учил уроки, решал задачу, готовился к диктанту, убирал комнату, подметал пол». Другой ответил: «Я выучил уроки, решил задачу, подготовился к диктанту, потом убрал комнату и подмел пол».

– Как вы думаете, в каком случае мама может быть совершенно спокойной и почему?

Студенты отвечают: во втором случае, так как второй мальчик закончил работу, и легко определяют различие между словами, являющимися глаголами незаконченного и законченного действия. Таким образом, в данной задаче решение находит сами студенты, добыв для себя новые знания.

Следующий метод – «Фруктовый сад». Творческий потенциал данного метода базируется на выявлении собственной позиции в отношении проблемного вопроса или проблемной ситуации.

Для проблемного анализа и оценки нами предлагается проблема современных учебников и учебных пособий по русскому языку для средней школы. После презентации различных средств обучения студенты должны были выразить свое мнение на фруктовом дереве: на шаблонах яблок и лимонов, плюсы – на яблоке, минусы – на лимоне, затем прикрепить свою оценку на соответствующее дерево.

На дубе (третье дерево) можно представить свои пожелания к составителям современных учебных средств обучения.

Весьма продуктивно использование работ частично творческого характера, таких как: восстановление текста, анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов, прием «Закончи рассказ» и др. Так, в частности, прием «Закончи рассказ» направлен как на получение требуемого образовательного продукта (анализ рассказа, текста, творческое определение его идеи), так и на реализацию личностного потенциала студентов. К примеру, при изучении темы «Антонимы» можно использовать рассказ К. Паустовского «Злая радость» (название рассказа не называется).

Для внеаудиторной работы нами предлагаются задания, связанные с литературным творчеством: сочинение с элементами сравнительной характеристики, написание сказки, составление сценария, сочинение-миниатюра, сочинение стихотворения, связанного с определенной орфограммой или термином.

Новые возможности для творчества в обучении предоставляют нестандартные формы занятий, которые могут способствовать повышению эффективности самостоятельной работы обучающихся, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Нестандартное занятие требует от педагога большой подготовительной работы. Сегодняшний преподаватель должен владеть глубокими теоретическими знаниями, различными методами, инструкциями и другими нормами. Преподаватель должен стать квалифицированным консультантом, владеющим современными методами консультирования по разрешению различных вопросов. Обучающиеся являются активными участниками учебного процесса. Они сами должны формировать цели, выявлять проблемы, анализировать информацию, вырабатывать возможные пути решения проблем.

Для развития познавательных и интеллектуальных способностей студентов нами применяются такие формы обучения, как: видео-урок, урок-игра, интегрированный урок, урок-соревнование, урок-конференция, урок-семинар и др. Данные виды занятий способствуют развитию индивидуальных возможностей обучаемого, повышению его информационной и гуманитарной культуры. При проведении таких работ развивается логическое мышление, фантазия, студент самостоятельно ищет ответ на вопрос, приобретает свой взгляд на рассматриваемые явления.

При нетрадиционных формах обучения преподаватель должен учитывать, что степень сложности должно отвечать учебным возможностям обучающихся. Переход с одного уровня на другой должен осуществляться постепенно, что обучаемый справится со следующим уровнем самостоятельности или сложности, иначе в знаниях учащихся могут возникнуть проблемы.

На современном этапе учащийся может развиваться только в процессе многосторонней творческой деятельности. Это прежде всего умение переносить усвоенное на новый материал, обнаружить скрытые зависимости и связи, анализировать, интегрировать и синтезировать информацию, классифицировать и сопоставлять факты, явления, предметы.

Подготовка и проведение нетрадиционных форм занятий стимулируют обучающихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, a также расширяют кругозор, вызывают интерес к профессиональной лексике, профессии, развивает логику, мышление, углубляют знания по русскому языку.

Одна из подобных форм – ролевая игра, в которой одновременно сочетаются речевая, игровая, учебная и научно-исследовательская деятельность.

Ролевая игра – интереснейший творческий процесс. Можно смело утверждать, что из всех возможных игр именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить свой творческий потенциал. Каждый игрок – создатель, автор своего персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих персонажей.

Так, на занятиях по практическому русскому языку мы применяли ролевую игру «Научная конференция». Тема конференции – «Роль русского языка в системе среднего общего образования в РК». Студентами были подготовлены следующие доклады:

1) русский язык как учебный предмет: проблемы и перспективы;

2) цели изучения русского языка в средней школе;

3) языковая ситуация в Республике Казахстан.

С докладами также выступили студенты, исполнившие роли: вице-министра образования и науки РК, профессора КазНУ имени аль-Фараби и профессора КазНПУ имени Абая.

Целесообразно также применение таких нетрадиционных форм, как интеллектуальная игра «Клуб знатоков», ролевая игра «В эфире – новости», языковая игра «На одну букву».

Таким образом, проведение нестардартных форм занятий и применение творческих заданий дает возможность сделать процесс обучения увлекательным, стимулирующим, креативным. У обучащихся появляется желание активно включаться в процесс познания, уменьшается пассивность. Студент становится центральным звеном процесса обучения, что способствует обогащению его эмоциональной, интеллектуальной сферы, его развитию и самореализации и, таким образом, повышению эффективности обучения.


Библиографическая ссылка

Жандыкеева Г.Е., Егизбаева З.С. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 487-489;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9849 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674