Уровень ортопедической стоматологической помощи населению на современном этапе в значительной степени зависит не только от квалификации и качества подготовки врача-стоматолога, но и от профессиональных компетенций зубного техника. Современный зубной техник – это специалист, знающий процесс изготовления зубных протезов, умеющий адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, способный к саморазвитию и самообразованию.
В своей профессиональной деятельности зубному технику приходится работать с различными материалами: металлы, керамика, пластмасса, нейлон. Наука не стоит на месте, и с каждым днем в арсенал этих специалистов поступают новые современные материалы и технологии.
Необходимость изучения основ научного материаловедения при подготовке зубных техников не вызывает сомнений. Одним из основных критериев, определяющих компетентность будущего зубного техника, является формирование у студентов базовых знаний строения, состава, химических свойств и физико-механических характеристик зуботехнических материалов, физической сущности явлений, связанных с технологическими приемами на этапах изготовления конструкций зубных протезов.
Учебная дисциплина «Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда» входит в блок общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла, программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая.
Основной задачей преподавания данной дисциплины является формирование у студентов умения использовать основные представления о свойствах материалов зуботехнического назначения в своей практической деятельности, обеспечивающей, в конечном итоге, получение студентами необходимых профессиональных компетенций (ПК. 1.1 – 5.2).
Изучение любой дисциплины становится более эффективным, если студент видит и понимает ее значение в своей будущей профессиональной деятельности. В связи с этим особенность преподавания зуботехнического материаловедения в колледже направлена на формирование мотивационной основы деятельности студентов и осуществляется по следующим направлениям:
• профессионализация процесса обучения – адаптация содержания материала к профессиональным задачам будущих специалистов;
• поиск и внедрение новых эффективных методов обучения;
• активизация личного потенциала студента в сочетании с групповыми (командными) формами организации учебного процесса.
Специфика преподавания так же определяется особенностями организации учебного процесса, основанной на сочетании лекционных занятий с профессионально-практическими.
Теоретическая подготовка студентов направлена на изучение вопросов строения, состава, химических свойств и физико-механических характеристик основных и вспомогательных зуботехнических материалов, что является основой для дальнейшего обучения студентов профессиональным модулям специальности.
При изучении дисциплины особое внимание уделяется сравнительной оценке материалов, изменениям и превращениям, происходящим в них на технологических этапах при изготовлении протезов, закономерностям изменения свойств материалов под влиянием физических, механических, биологических и химических факторов, действующих в специфических условиях полости рта в процессе функционирования зубочелюстной системы, влиянию материалов, входящих в состав протезов, на ткани полости рта и организм человека в целом.
Содержание практических занятий направлено на формирование навыков профессионально грамотного выбора материала, при изготовлении зубных протезов, ортодонтических и челюстно-лицевых аппаратов с учетом соблюдения правил техники безопасности и требований охраны труд.
Для повышения качества обучения и, соответственно, качества знаний необходимо повысить уровень восприятия информации, облегчить и ускорить процесс усвоения полученной информации. Поэтому появляется необходимость в реформировании преподавания, путем применения современных технических средств обучения, а также во внедрении интерактивных форм обучения.
Не всегда существует возможность познакомить студентов с основными конструкционными и вспомогательными материалами, технологическими процессами работы с ними в стоматологическом кабинете и зуботехнической лаборатории. Эта задача решается путем использования мультимедийных презентаций, показа видеофильмов в учебном процессе, что позволяет вызвать у студентов заинтересованность в происходящем на занятии и к дисциплине в целом.
Практические занятия сопровождаются демонстрацией клинических и зуботехнических материалов, технологических приемов работы с ними, стандартных заготовок, выпускаемых промышленностью.
Одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в настоящее время – внедрение интерактивных форм обучения. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивная модель обучения предполагает активное взаимодействие студента с преподавателем, а также каждого студента с остальными студентами группы. При проведении практических занятий по зуботехническому материаловедению используются «мини-кейсы» с единственным возможным решением. В ходе работы над кейсом студенты читают и анализируют предложенную ситуацию, разбираются проблему и предлагают возможные пути решения. Основное преимущество интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания.
Комплексное использование инновационных форм обучения существенно увеличивает производительность труда студентов, повышает уровень восприятия информации и, тем самым, повышает качество знаний, а так же воздействует на профессионализацию студентов, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Для практических занятий по зуботехническому материаловедению подготовлено методическое пособие, где подробно изложен теоретический материал, указан перечень контрольных вопросов, предлагаются ситуационные задачи и тесты для самоконтроля.
Преподавание дисциплины «Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда и техники безопасности» в представленном ракурсе позволяет обеспечить формирование у студентов системного, многоуровневого подхода к освоению теоретических знаний и ориентирует их на приобретение начальных профессиональных умений. Основным итогом изучения предмета должно стать осознание студентом – будущим зубным техником необходимости знание основных групп стоматологических материалов, строгого соблюдения технологии их применения и основных факторов, влияющих на качество зубных протезов.
Библиографическая ссылка
Лаптева Е.А., Чеканин И.М. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЗУБОТЕХНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-2. – С. 166-167;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9942 (дата обращения: 03.12.2024).