В деятельности практически любого предприятия особое место занимает деятельность, направленная на продвижение и реализацию производимой продукции. Наибольший интерес у отечественных производителей, занятых в сельском хозяйстве вызывают зарубежные технологии в практике реализации маркетинговых стратегий. Данные системы максимально полно охватывают комплекс маркетинговых мероприятий, которые включают в себя полное сопровождение продукции предприятия на всех стадиях производственного процесса, а также на всех этапах жизненного цикла товара. Маркетинг в современных условиях предполагает существование взаимосвязи практически всех без исключения звеньев экономического субъекта в вопросах формирования достаточно устойчивого бренда, как самого предприятия, так и его продукции, четкого представления своей собственной миссии и следования основным ее принципам.
Центральной категорией для маркетинга современного предприятия выступает позиционирование и дифференцирование, предполагающие выбор конкретного пути формирования впечатления об экономическом субъекте и о продукции у потребителей свой отрасли. По сравнению со многими другими отраслями экономики сельское хозяйство сталкивается в своей деятельности с широким перечнем проблем, начиная от перепроизводства продукции, заканчивая не постоянным спросом на его отдельные категории. Это приводит к тому, что собранный урожай может оказаться никому не нужным, а его длительное хранение может привести к серьезным издержкам для сельскохозяйственного предприятия.
Процесс формирования стратегического маркетинга предприятия во многом схож со стратегическим планированием менеджмента. Это связано с тем, что как современный маркетинг включает элементы менеджмента, определенными рыночными инструментами также необходимо управлять, воздействуя на внешнюю и внутреннюю среду предприятия. В то же время действия в сфере менеджмента должны согласовываться с маркетинговой политикой сельскохозяйственной организации, так как основные цели организации имеют маркетинговую основу. Это привело к формированию новой концепции в управлении маркетинговыми инструментами – так называемый маркетинг-менеджмент.
Одним из ключевых элементов процесса маркетинг – менеджмента являются дальновидные, достаточно креативные маркетинговые стратегии и планы, на основе которых строятся маркетинговые мероприятия организации [2]. Современные сельскохозяйственные предприятия должны придерживаться тех стратегий, которые соответствуют специфическим особенностям конкретного предприятия, а также находить новые пути их совершенствования.
Маркетинг предполагает удовлетворение потребностей и желаний покупателей. Задача любой коммерческой организации заключается в предоставлении покупателям нечто ценное, и извлечь из реализации продукции или услуги прибыль. Традиционный взгляд состоит в том, что маркетинг начинается тогда, когда компания начинает продавать некий товар, т.е. во второй части процесса предоставления товарной ценности. Предполагается, что компании-производителю известно, какие товары производить и что рынок приобретет их в достаточном для получения прибыли количестве. Компании, разделяющие данную точку зрения, имеют высокие шансы преуспеть в экономической среде, характеризующейся товарным дефицитом, так как потребитель, как правило, не предъявляет особых требований к качеству и другим характеристикам продукции. Но традиционный подход к процессу ведения бизнеса оказывается неэффективным в тех экономических системах, где потребителю предлагается широкий выбор товаров (рынок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания).
Внедрение в практику сельскохозяйственного предприятия современной комплексной системы маркетинга предоставит ему определенные преимущества: успешная и конкурентоспособная позиция предприятия на рынке; выход на новые рынки сбыта продукции, особенно если речь идет о продукции глубокой переработки сельскохозяйственного сырья; повышение стабильности позиций предприятия посредством создания бренда, который легко узнается и принимается потребителями; увеличение прибыльности предприятия; снижение издержек производства, уменьшение количества ошибок планирования; построение рациональных производственной и организационной структур и структуры управления.
Следовательно, маркетинговая стратегия является необходимой частью общей стратегии развития современного сельскохозяйственного предприятия, так как позволяет ему успешнее функционировать в новых, жестких конкурентных условиях.
Библиографическая ссылка
Шиврина Т.Б. МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-2. – С. 192-193;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9965 (дата обращения: 21.11.2024).