Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОТРАСЛИ ИСКУССТВА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Жуковский В.И. 1 Жуковская Л.Н. 1
1 Сибирский федеральный университет
1. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. – М.: В. Шевчук. – 2009. – 289 с.
2. Жуковская Л.Н., Жуковский В.И. Формирование навыков информационного обслуживания будущих специалистов культуры и искусства в условиях внедрения стандартов третьего поколения: опыт проектного развития // Библиосфера. – 2011. – № 3. – С.17-20.
3. Жуковский В.И. Визуальное мышление в процессе художественного творчества // Философия и культура. – 2014. – № 4. – С. 618-627.
4. Жуковский В.И. Профессия искусствовед: единство знатока, исследователя, майевтика // Педагогика искусства.– 2015. – № 2. – http://www.art-education.ru/electronic-journal/professiya-iskusstvoved.
5. Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства – СПб: Алетейя, 2011. – 496 с.: ил.
6. Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства. – М.: Фаир-пресс. – 2004. – 507 с.
7. Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культура (артосферы). – М.: Академический проект, 2006. – 480 с.: ил.
8. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: статьи по истории искусства. – СПб.: Акад. Проект, 1999. – 393 с.: ил.
9. Zhukovskiy W.I. Modern Theory of Visual Art: Regional Project // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2014. – № 8. – P. 1301-1311.

Профессиональное становление будущих специалистов – это процесс становления как профессиональных, так и социально значимых качеств, при которых происходит расширение границ возможного, формируется профессионально-ориентированный образ жизни студентов. Профессиональное становление бакалавров сегодня рассматривается как деятельность в рамках конкретной образовательной модели профессии, соответствующей будущей профессиональной деятельности. Современный этап социально-культурного развития предъявляет специальные требования к результатам освоения образовательных программ для бакалавров направления подготовки «история искусств».

Модель профессии выступает своеобразной основой проектирования подготовки будущих искусствоведов на уровне квалификации «бакалавр» в процессе обучения в вузе и является связующим элементом, объединяющим вокруг себя все остальные ее компоненты. В числе этих компонентов: мотивационно-целевой, содержательный, технологический и личностный. Модельные представления о профессиональных качествах будущей деятельности студента-искусствоведа прогнозируют теоретические и методические аспекты профессионального становления студентов в вузе.

Инновационный потенциал обучения будущих искусствоведов реализуется на основе учета результатов искусствоведческих исследований ученых Сибирского Федерального университета (СФУ) по теме «Актуальные проблемы теории изобразительного искусства». Познавательным инструментом модели формирования профессии «искусствовед», освоения искусствоведческих дисциплин служит современная теория изобразительного искусства. Концептуальные положения искусствоведческого исследования «Теория изобразительного искусства» позволяют заложить фундамент теоретического знания об изобразительном искусстве в единстве произведений различных видов и жанров [5, 9]. В монографии также обозначена роль носителя современной теории изобразительного искусства, которым является искусствовед, владеющий такими профессиональными качествами, как знаток, исследователь и майевтик. Здесь же определена главная задача искусствоведа – выполнять адаптационную функцию медиатора между произведением искусства и зрителем. То есть, целостная модель профессиональной деятельности будущего искусствоведа представляет собой систему знаний, которая обеспечивает формирование трех аспектов его качеств – знаточеского, исследовательского и майевтического, объединенных четвертым качеством – его мировоззрением.

Следующей концептуальной базой модели профессии, успешно применяемой в учебном процессе университета, является система методов образовательной деятельности, построенных на ключевых положениях теории визуального мышления [3]. Культура визуального мышления дает возможность студенту-искусствоведу развивать модельно-репрезентативные формы мышления, помогает увидеть мир не только в его поверхностной «кажимости», но и таким, какой он есть в своей сущности. Теоретические ориентиры помогают конструировать образовательный процесс бакалавра искусствоведения: определяются дисциплины, формирующие его профессиональные качества, а также дисциплины, способствующие решению задач личностного роста, становления мировоззрения.

Освоение студентами модели профессии бакалавра подготовки «история искусств» начинается на этапе адаптации в первый год обучения: учитывается уровень подготовленности, сформированная система ценностей, отношение к будущей профессиональной деятельности. Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор студентом будущей профессии, они являются благоприятным фоном, на котором формируется профессиональная картина мира. Модель профессии позволяет выделить три основных группы учебных процессов, взаимосвязанных друг с другом, но имеющих при этом относительно самостоятельные направления: учебно-знаточеский процесс, научно-исследовательская работа; майевтическая практика.

Учебно-знаточеский процесс предполагает преимущественное изучение творчества мастеров искусства, стилей, эпох, жанров, техник искусства, художественных материалов. В последующие годы обучения развитие профессиональной культуры бакалавров зависит от содержания и методов учебного процесса, системы профессиональных знаний и умений студентов, развития творческого опыта, коммуникативных способностей и приобретения навыков профессиональной пригодности. Научно-исследовательская работа студентов включает в себя целый спектр мероприятий. Преподаватели обучают студентов осуществлять синтетический подход к анализу произведений искусства, выступающих репрезентантом эпохи в истории культуры и репрезентантом художественного стиля конкретного мастера. Научно-исследовательская работа студентов – это также комплекс взаимосвязанных процессов, направленных на изучение ключевых проблем зрительского восприятия.

Преподаватели университета обращаются к педагогическим технологиям, которые позволяют организовать образовательный процесс на прикладном, практическом уровне (художественно-профессиональные тренинги, предметные игровые действия и др.). Блоки и дисциплины учебного плана объединены «смысловым ядром», едиными принципами взаимодействия всех дисциплин и направлены на деятельностно-творческий характер взаимодействия студентов и стимулирование их продуктивного общения.

Учеными университета разработана экспериментальная методика формирования компетентности будущих бакалавров, в процессе апробации которой выявляется творческая самореализация студентов [4]. В современном обществе профессиональная деятельность специалиста требует обладания арсеналом технологий и средств информатизации, умения продуцировать новую информацию. Являясь основным компонентом системы образования, студент должен быть готов к новым требованиям, свободно ориентироваться в информационной среде, формировать навыки информационного самообслуживания.

Системное взаимодействие Государственной универсальной научной библиотеки (ГУНБ) Красноярского края и Сибирского федерального университета по формированию информационной культуры студентов оказывает существенное влияние на уровень их информационного образования. В партнерстве с СФУ библиотека организует для студентов семинары-тренинги по методике поиска информации в области культуры и искусства; оказывает консультационно-методической помощь преподавателям вуза в разработке учебно-методических программ [2]. В процессе обучения студенты получают знания об основных свойствах информации, организации информационных процессов; а также знакомятся с источниками информации по культуре и искусству. Участники семинаров, организованных специалистами библиотеки и преподавателями СФУ, приобретают умение ориентироваться в потоке информации; изучают приемы поиска, осваивают методику анализа, синтеза, обработки информации для решения учебных и профессиональных задач.

В итоге можно утверждать, что модельное качество «бакалавр искусствоведения» включает в себя четкую мировоззренческую позицию, которую определяет целостная система знаний и опыта, позволяющая студенту полноценно реализоваться во всех направлениях профессиональной деятельности. Бакалаврская выпускная работа – заключительный этап образования, критериями полноценности такой работы выступают:видение целостности материала; полнота знаточеских знаний; умение глубинно исследовать произведение искусства; способность организовать встречу зрителя и произведения искусства; информационная культура, стремление сформировать систему отношений к себе, своему делу, окружающему миру в целом. Становление студентов-искусствоведов в процессе обучения в высшем учебном заведении носит именно профессиональный характер, так как в данное время человек обретает свою будущую профессию, формирует профессионально-ориентированный образ жизни.

Таким образом, системно-деятельностный подход позволяет решать проблемы профессионального обучения будущих специалистов отрасли искусства через развертывание последовательности ключевых задач, использования различных источников информации, моделирования изучаемых процессов, которые способствуют формированию качеств личности; создают условия для достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития студентов.


Библиографическая ссылка

Жуковский В.И., Жуковская Л.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОТРАСЛИ ИСКУССТВА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-2. – С. 200-202;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9972 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674