Современное высшее техническое образование выполняет важнейшую социальную функцию: формирование всесторонне развитого специалиста, в котором гармонично сочетается высокий профессионализм, развитый интеллект, творческий подход к решению проблем, высокая общественная активность и ответственность за экономико-экологические и гуманитарные последствия инженерных и технологических разработок.
Поскольку целью современного высшего технического образования является не только фундаментальная подготовка специалиста, но и формирование его профессиональных, социально-психологических, креативных и личностных качеств, то это существенно изменяет роль и значение гуманитарной среды образовательных учреждений [3, с.132-134].
Таким образом, гуманитарная составляющая высшего технического образования в постиндустриальною эпоху должна быть не столько усилена, сколько обрести новую матрицу, основу, парадигму, на которой и будет возведена новая конструкция современного российского высшего профессионального образования. Подобная задача вполне доступна для решения техническим университетам, статус которых предполагает овладение студентами универсальными знаниями, профессиональными и личностно-коммуникативными, которые послужат базовой основой для конкурентоспособности данного выпускника.
При создании и насыщении гуманитарной среды в университетах важное значение приобретает опыт проведения студенческих научно-исследовательских проектов, которые осуществляются посредством участия в научных разработках кафедр и в научных студенческих обществах, работе в рамках гуманитарных исследовательских проектов.
Так, в Казанском государственном архитектурно-строительном университете более десяти лет осуществляется студенческий проект «Факел» [4, с.526-530], целью которого является сбор и систематизация воспоминаний участников Великой Отечественной войны и иных свидетелей событий периода. При проведении исследовательской работы была сформирована электронная база участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла и детей военного времени, а также изданы сборники воспоминаний о Великой Отечественной войне [2].
Особое внимание к студенческой научной работе было привлечено при осуществлении исследовательского проекта «Российские региональные сообщества в последние советские десятилетия (1960-1980-е гг.): трансформация идеологической парадигмы и культурные практики», при реализации которого студентами, участниками научного общества «Наследие» осуществлялся сбор источников личного происхождения: воспоминаний, фото и видеоматериалов, документальных свидетельств советской эпохи.
Последнее советское поколение (1960-1980-х гг.) [5, с.147-149] можно выделить в отдельную социальную группу в качестве создателя коллективного портрета «прекрасной эпохи», когда советское государство постепенно приближалось к своему краху.
В воспоминаниях современников эпохи 1960-70-х гг. отражена повседневная жизнь, с ее небогатым бытом, скромными радостями, когда обыденные для современного поколения события превращаются в яркие воспоминания. Так, первый в небольшой башкирской деревне телевизор стал центром притяжения сельского сообщества. «В дом к бабушке по вечерам набивалась куча народу, все хотели хоть чуть-чуть посмотреть новости или концерт. Самые почетные места – у стола с самоваром – занимали старики... В общем, изба по вечерам становилась своеобразным клубом, центром светской жизни. Никому и в голову не приходило как-то отгородиться, отделиться от соседей, в то время было в порядке вещей поделиться радостью, и все события дружно отмечались всей улицей, соседи были очень близкими людьми» [6, с.148].
В воспоминаниях Гимадеевой Л.Н. отражены наиболее яркие моменты пионерского детства поколения 1960-1970-х гг., среди которых участие в пионерских сборах, тимуровском движении, работа на колхозном поле во время каникул и других мероприятиях. «Кто сколько может поднять: кто на руках, кто на тележках привозили бумагу и железки в школьный двор, учителя взвешивают, тут же определяют, у какого отряда или звена собрано больше. Все это «богатство» мы собирали по всем дворам, по всей деревне... Летом мы выходили в колхозные поля собирать за комбайном осыпавшиеся колосья. Сборы картошки осенью после уроков тоже считаются общественной работой» [1, с.149].
В современных условиях перед вузами стоит сложная задача: подготовить современных специалистов, обладающих в комплексе профессиональными знаниями, умением работать творчески и социокультурными компетенциями, в том числе, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности.
В этом контексте гуманитарная среда современного технического университета, ее совершенствование и развитие, является важнейшей составляющей высшего профессионального образования, посредством которого студенты получают не только высокие профессиональные установки, но и серьезную гуманитарную подготовку, нацеленную на необходимости создания новых отношений с окружающей средой, обществом, между людьми, народами и цивилизациями.
Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Российские региональные сообщества в последние советские десятилетия (1960-1980-е гг.): трансформация идеологической парадигмы и культурные практики», № 16-01-00156.
Библиографическая ссылка
Никонова С.И. ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-2. – С. 209-210;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9979 (дата обращения: 21.11.2024).