Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ

Никонова С.И. 1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
1. Ибрагимов В.Н. Из воспоминаний о пионерском детстве // 68 Всероссийская научная конференция преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов по проблемам архитектуры и строительства. Казань: Изд. Казанс. гос. архитект.-строит. ун-та, 2016 г.
2. Когда мы были на войне: Воспоминания о Великой Отечественной войне. – Казань: Изд-во Казанск.гос.архитект.-строит.ун-та, 2013. – 143 с.; Мы сурового времени дети: воспоминания о Великой Отечественной войне. – Казань: Изд-во Казанск.гос.архитект.-строит.ун-та, 2015. – 182 с.; Этот день мы приближали как могли. Сборник воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны. – Казань. – Книга Памяти, 2010. – 248 с.
3. Никонова С.И. Гуманитарные дисциплины в технических университетах // Записки Горного института. – 2011. – Т.193. – С.132-134.
4. Никонова С.И. Патриотическое воспитание современной молодежи: преемственность и новации // Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в судьбах народов и регионов. сборник статей. отв. ред. А.Ш. Кабирова. – Казань, 2015. – С.526-530.
5. Никонова С.И. Духовная жизнь советского общества в 1965-1985 гг.: идеология и культура. – Казань: Изд. Казанс.ун-та, 2006.
6. Сабирова А.И. Телевизор как средство коммуникации для советских людей в 1960-е гг. // 68-я Всероссийская научная конференция преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов по проблемам архитектуры и строительства. – Казань: Изд. Казанс. гос .архитект.-строит. ун-та, 2016.

Современное высшее техническое образование выполняет важнейшую социальную функцию: формирование всесторонне развитого специалиста, в котором гармонично сочетается высокий профессионализм, развитый интеллект, творческий подход к решению проблем, высокая общественная активность и ответственность за экономико-экологические и гуманитарные последствия инженерных и технологических разработок.

Поскольку целью современного высшего технического образования является не только фундаментальная подготовка специалиста, но и формирование его профессиональных, социально-психологических, креативных и личностных качеств, то это существенно изменяет роль и значение гуманитарной среды образовательных учреждений [3, с.132-134].

Таким образом, гуманитарная составляющая высшего технического образования в постиндустриальною эпоху должна быть не столько усилена, сколько обрести новую матрицу, основу, парадигму, на которой и будет возведена новая конструкция современного российского высшего профессионального образования. Подобная задача вполне доступна для решения техническим университетам, статус которых предполагает овладение студентами универсальными знаниями, профессиональными и личностно-коммуникативными, которые послужат базовой основой для конкурентоспособности данного выпускника.

При создании и насыщении гуманитарной среды в университетах важное значение приобретает опыт проведения студенческих научно-исследовательских проектов, которые осуществляются посредством участия в научных разработках кафедр и в научных студенческих обществах, работе в рамках гуманитарных исследовательских проектов.

Так, в Казанском государственном архитектурно-строительном университете более десяти лет осуществляется студенческий проект «Факел» [4, с.526-530], целью которого является сбор и систематизация воспоминаний участников Великой Отечественной войны и иных свидетелей событий периода. При проведении исследовательской работы была сформирована электронная база участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла и детей военного времени, а также изданы сборники воспоминаний о Великой Отечественной войне [2].

Особое внимание к студенческой научной работе было привлечено при осуществлении исследовательского проекта «Российские региональные сообщества в последние советские десятилетия (1960-1980-е гг.): трансформация идеологической парадигмы и культурные практики», при реализации которого студентами, участниками научного общества «Наследие» осуществлялся сбор источников личного происхождения: воспоминаний, фото и видеоматериалов, документальных свидетельств советской эпохи.

Последнее советское поколение (1960-1980-х гг.) [5, с.147-149] можно выделить в отдельную социальную группу в качестве создателя коллективного портрета «прекрасной эпохи», когда советское государство постепенно приближалось к своему краху.

В воспоминаниях современников эпохи 1960-70-х гг. отражена повседневная жизнь, с ее небогатым бытом, скромными радостями, когда обыденные для современного поколения события превращаются в яркие воспоминания. Так, первый в небольшой башкирской деревне телевизор стал центром притяжения сельского сообщества. «В дом к бабушке по вечерам набивалась куча народу, все хотели хоть чуть-чуть посмотреть новости или концерт. Самые почетные места – у стола с самоваром – занимали старики... В общем, изба по вечерам становилась своеобразным клубом, центром светской жизни. Никому и в голову не приходило как-то отгородиться, отделиться от соседей, в то время было в порядке вещей поделиться радостью, и все события дружно отмечались всей улицей, соседи были очень близкими людьми» [6, с.148].

В воспоминаниях Гимадеевой Л.Н. отражены наиболее яркие моменты пионерского детства поколения 1960-1970-х гг., среди которых участие в пионерских сборах, тимуровском движении, работа на колхозном поле во время каникул и других мероприятиях. «Кто сколько может поднять: кто на руках, кто на тележках привозили бумагу и железки в школьный двор, учителя взвешивают, тут же определяют, у какого отряда или звена собрано больше. Все это «богатство» мы собирали по всем дворам, по всей деревне... Летом мы выходили в колхозные поля собирать за комбайном осыпавшиеся колосья. Сборы картошки осенью после уроков тоже считаются общественной работой» [1, с.149].

В современных условиях перед вузами стоит сложная задача: подготовить современных специалистов, обладающих в комплексе профессиональными знаниями, умением работать творчески и социокультурными компетенциями, в том числе, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности.

В этом контексте гуманитарная среда современного технического университета, ее совершенствование и развитие, является важнейшей составляющей высшего профессионального образования, посредством которого студенты получают не только высокие профессиональные установки, но и серьезную гуманитарную подготовку, нацеленную на необходимости создания новых отношений с окружающей средой, обществом, между людьми, народами и цивилизациями.

Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Российские региональные сообщества в последние советские десятилетия (1960-1980-е гг.): трансформация идеологической парадигмы и культурные практики», № 16-01-00156.


Библиографическая ссылка

Никонова С.И. ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-2. – С. 209-210;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9979 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674