Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

TRAINING OF RESIDENTS IN THE SPECIALTY 31.08.01 OBSTETRICS AND GYNECOLOGY IN THE DISCIPLINE «TRAINING SIMULATION COURSE»

Duyanova O.P. 1 Palchik E.A. 1
1 Orel State University named after I.S. Turgenev
It is impossible to master the discipline “Obstetrics and Gynecology” without classes on high-tech virtual simulators, which make it possible to gradually move from the study of theoretical issues to the practical activities of an obstetrician-gynecologist. This is especially important now that the requirements for the training of residents have changed. Currently, a specialist obstetrician-gynecologist after graduation is required not only to be able to examine a pregnant woman, a woman in labor, a gynecological patient, but also to provide her with operational assistance in full, depending on the specific obstetric and gynecological situation. The purpose of the study: development and implementation of the curriculum of the discipline “Training simulation course” for residents of the first and second year of study in the specialty 31.08.01 Obstetrics and gynecology. The tasks of the simulation course in the specialty 31.08.01 Obstetrics and gynecology include the development and improvement of students’ competencies aimed at mastering methods of providing emergency care to patients in the event of life-threatening conditions in conditions close to real, in accordance with established requirements and standards, training a highly qualified obstetrician-gynecologist with modern knowledge and a sufficient amount of practical skills. Practical skills are developed gradually with the possibility of modeling various clinical situations, working out individual manipulations that require clarity of execution.
simulation course
obstetrics and gynecology
practical skills
manipulations
simulators

С 2011 г. вузы преподают в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) третьего поколения, в том числе затронув клиническую ординатуру. Это привело к изменениям организации обучения, образовательным учреждениям необходимо ориентировать образовательный процесс в сторону практической подготовки клинических ординаторов с учетом формирования и сохранения у обучающихся высокого уровня теоретических знаний [1].

Для нашего времени характерен ускоренный темп изучения явлений действительности, на исследование которых до этого были затрачены многие годы [2, с. 10]. Факторами эффективного взаимодействия педагога с учащимся во время занятия являются: постановка цели совместной работы, соответствие тактики преподавателя задачам занятия, активность студентов и, конечно, оптимальный выбор метода преподавания. Все это в совокупности может позволить достигнуть высокого уровня подготовки клинического ординатора.

Конец XX и начало XXI вв. охарактеризовались бурным развитием виртуальных медицинских симуляционных технологий. Сегодняшний день требует от вчерашних выпускников иметь практический опыт, а для этого созданы и работают аккредитационно-симуляционные центры, в стенах которых проходит обучение, тестирование, аттестация как студентов, так и клинических ординаторов. Обучающиеся занимаются на симуляционном оборудовании различных уровней реалистичности. Обучение предполагает взаимодействие педагога и ординатора, возникают наставнические отношения между ними, характеризующиеся двусторонностью, педагогическим руководством, совместной деятельностью, целостностью и единством, планомерной организацией рабочего времени.

Научно-техническая революция воздействует на современную медицину. Происходит накопление массивов информации, требуя от врача умений непрерывно учиться, расширять свои практические навыки. В профессиональной педагогике появился термин «технология», задача преподавателя – добиваться гарантированных результатов в своей профессиональной работе [3, с. 85].

Цель исследования – разработка и реализация учебной программы дисциплины «Обучающий симуляционный курс» для ординаторов первого и второго года обучения по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология.

Материалы и методы исследования

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева оборудовал и развернул работу аккредитационно-симуляционного центра практических умений на базе Медицинского института, в котором преподают сотрудники кафедры акушерства и гинекологии, обучая клинических ординаторов. К задачам симуляционного курса по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология относятся развитие и совершенствование у обучающихся компетенций, направленных на освоение методов оказания неотложной помощи пациенткам при возникновении жизнеугрожающих состояний в условиях, приближенных к реальным, в соответствии с установленными требованиями и стандартами, подготовка высококвалифицированного акушера-гинеколога, владеющего современными знаниями и достаточным объемом практических навыков. Практические навыки отрабатываются постепенно с возможностью моделирования различных клинических ситуаций, проработки отдельных манипуляций, требующих четкости выполнения.

Результаты исследования и их обсуждение

Обучение в клинической ординатуре на кафедре акушерства и гинекологии Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева состоит из теоретических и практических частей. В теоретический раздел учебного плана ординатуры включены модули базовой и вариативной частей, а также занятия в аккредитационно-симуляционном центре. Клиническая (производственная) практика проходит в акушерских отделениях родильных домов, перинатальных центров и гинекологических отделениях многопрофильных больниц, онкодиспансере, в женских консультациях. Базовая часть по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология состоит из таких дисциплин, патология, онкологическая гинекология, обучающий симуляционный курс, акушерство и гинекология, общественное здоровье и здравоохранение, медицина чрезвычайных ситуаций. Вариативная часть состоит из дисциплин: оперативное акушерство, детская гинекология, бесплодный брак, основы гистологии, цитологии и эмбриологии, генетика, основы сексопатологии, физиотерапия в акушерстве и гинекологии, анестезиология и реаниматология в акушерстве и гинекологии. По перечисленным дисциплинам проводятся семинарские занятия, читаются лекции.

Клинические ординаторы, не прошедшие теоретический курс и не получившие зачеты по всем модулям программы, не имеют доступ к практической работе с пациентами.

Рабочая программа дисциплины «Обучающий симуляционный курс» соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура), с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1043 «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология (уровень подготовки кадров высшей квалификации).

В 1938 г. нидерландский историк и культуролог Йохан Хейзинга опубликовал трактат «Homo Ludens» (с лат. – «Человек играющий»), в котором говорится, что «игра – это функция, которая исполнена смысла. В игре вместе с тем играет нечто выходящее за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни, нечто, вносящее смысл в происходящее действие. Всякая игра что-то значит. Назвать активное начало, которое придает игре ее сущность, духом – было бы слишком, назвать же его инстинктом – было бы пустым звуком. Как бы мы его ни рассматривали, в любом случае эта целенаправленность игры являет на свет некую нематериальную стихию, включенную в самую сущность игры» [4]. Преподаватель вместе с обучающимся должны стать Homo Ludens, так педагог создает непринужденную обстановку на занятии, обеспечивая преподавателю творческую свободу, а обучаемому – возможность самому выбирать образовательные технологии. Сквозь призму игры преподаватель может творчески развивать интеллектуально клинических ординаторов, помогая им приобрести практические навыки и умения [5].

Освоение умений и навыков в рамках симуляционного курса происходит в несколько этапов: клинические ординаторы самостоятельно знакомятся с методикой на основании самостоятельного изучения учебного материала, преподаватель демонстрирует манипуляцию на тренажере в симуляционном центре, далее обучающиеся до автоматизма доводят манипуляцию, многократно ее выполняя. Педагог контролирует самостоятельную работу учащегося.

По окончании дисциплины «Обучающий симуляционный курс» по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология ординатор должен:

Знать:

1) методы обследования акушерских и гинекологических пациенток; стандарты оказания неотложной медицинской помощи согласно действующим клиническим рекомендациям;

2) биомеханизм родов при затылочных и тазовых предлежаниях плода, разгибательных вставлениях головки;

3) принципы проведения наиболее распространенных хирургических вмешательств в акушерстве (эпизиотомия, эпизиоррафия, амниотомия, наложение акушерских щипцов, экстракция плода за тазовый конец).

Уметь:

1) ориентироваться в различных обстоятельствах развития неотложных состояний; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;

2) проводить неотложные мероприятия у акушерских и гинекологических больных согласно протоколам лечения и клиническим рекомендациям (провести операции при внематочной беременности, апоплексии яичника, перекруте опухолей яичника, острой гипоксии плода, кесарево сечение, гистерэктомию, базовую и расширенную сердечно-легочную реанимацию, в том числе беременным и новорожденным.

3) работать в команде при выполнении хирургических вмешательств.

Владеть навыками:

− установить срок беременности, оценить состояние беременной, выявить возможные нарушения и осуществить комплекс диспансерных мероприятий;

− своевременно распознать и провести роды при разгибательных предлежаниях плода, тазовом предлежании и многоплодной беременности;

− оценить степень сужения таза, обосновать рациональную тактику;

− алгоритмом оказания помощи женщинам с разрывами матки;

− акушерским пособием для защиты промежности при физиологических родах.

Иметь навыки:

− приемов Леопольда – Левицкого, пельвиометрии, аускультации плода;

− эпизиотомии, эпизиоррафии;

− амниотомии;

− кесарева сечения и наложения акушерских щипцов, тубэктомии, ампутации и экстирпации матки.

Учебная программа дисциплины «Обучающий симуляционный курс» составляет 72 ч, включает следующие модули и темы, типы и виды стимулятора:

а) общепрофессиональные умения и навыки:

− методы исследования в акушерско-гинекологической практике (модель гинекологического исследования (набор) F30P);

− наружное акушерское исследование (имитатор приемов Леопольда – Левицкого S6);

− пальпация молочных желез (молочные железы (на ремнях) для обучения обследования молочных желез, подмышечных и ключичных областей и соответствующим коммуникационным навыкам 40100);

б) специальные профессиональные умения и навыки:

− ведение физиологических родов; роды при неправильных предлежаниях головки плода; родоразрешающие операции; плодоразрушающие операции и другие акушерские операции (симулятор родов с промежностью для эпизиотомии – стандартный 8000);

− тазовые предлежания плода; анатомически узкий таз (имитатор трудных родов F4).

В учебный процесс педагоги, проводящие семинарские занятия, обязательно должны включать деловые игры или кейс-задачи по конкретной теме. Обучающийся таким образом переживает «псевдопрофессиональный» опыт. Это должно стимулировать у клинического ординатора познавательную активность и мотивацию, что в свою очередь плавно обеспечивает переход от ученичества в профессию. Обучающийся учится социальному взаимодействию, решает профессиональные задачи, проигрывая и вживаясь попеременно в «роли» врача скорой помощи, акушера-гинеколога, акушерки или медсестры, больной.

Перспективным для формирования профессиональных специалистов является использование симуляционных технологий в акушерско-гинекологической практике. Работа с тренажером побуждает студентов к активной деятельности, что повышает интенсивность мыслительных процессов обучающихся [6]. С помощью тренажеров формируются необходимые компетенции врача, так как обучающийся погружается в конкретный клинический случай, предложенный на занятии [7, 8].

В качестве примера представляем сценарий «Внебольничные роды»

Вы врач. В салоне самолета с Вами летит беременная женщина 32 лет. Стюардесса приглашает Вас к ней. Женщине предстоят третьи роды, срок беременности 37–38 недель. У роженицы подтекают околоплодные воды, отмечаются схваткообразные боли внизу живота. На воздушном судне имеется родовая укладка для оказания помощи во время беременности и в родах. Вы должны оказать помощь.

Ординатор проговаривает свои действия и показывает проводимые манипуляции на фантоме (тренажере).

Состояние беременной и плода: частота дыхательных движений в минуту – 20, аускультация легких – везикулярное дыхание, частота сердечных сокращений – 90 уд/мин, артериальное давление – 120/70 мм рт. ст. Речь – крик и стоны во время схваток. Родовая деятельность – 3–4 схватки за 10 минут. ЧСС плода – 11–12 ударов за 5 с. Влагалищное исследование – головка плода на тазовом дне.

УЗИ третий скрининг: беременность 31–32 недели, продольное положение плода, головное предлежание, однократное обвитие пуповины вокруг шеи плода, предполагаемый вес плода 3500 г.

Чек-лист «Внебольничные роды» содержит следующие критерии оценивания: действие ординатора, работа с документами роженицы (обменная карта), данные объективного осмотра, оценка родовой деятельности, выполнение влагалищного исследования, оказание акушерского пособия, пересечение пуповины, выведение мочи катетером, профилактика кровотечения, определение признаков отделения плаценты.

К достоинству симуляционных технологий посредством работы в программах-симуляторах относится имитация физиологического или патологического процесса у «пациентки», ординаторы могут наглядно увидеть биомеханизм родов, отделение плаценты, оценить кардиотокограмму и использовать полученные знания и навыки в дальнейшем при самостоятельной деятельности в клинической практике.

По окончании изучения дисциплины «Обучающий симуляционный курс» проводится зачет в форме выполнения практических умений и навыков, например:

− оказать комплекс мероприятий при гипотонических кровотечениях (применение внутриматочного баллона, бимануальная компрессия, наложение компрессионных швов);

− наложить полостные и выходные акушерские щипцы, вакуум-экстрактор на головку плода;

− оказать комплекс мероприятий при острой гипоксии плода, возникшей в родах;

− продемонстрировать технику операций: кесарево сечение, на трубах и яичниках (тубэктомия, туботомия, оофорэктомия), субтотальная гистерэктомия, миомэктомия.

− выполнить краниотомию, эмбриотомию, декапитацию.

Конечным итогом обучения в симуляционном центре является совершенствование навыков постановки диагноза, дифференциальной диагностики, оказания помощи при неотложных состояниях у беременных, новорожденных и гинекологических больных. Клинический ординатор должен соответствовать требованиям квалификационной характеристики врача – акушера-гинеколога.

Заключение

Конечной целью дисциплины «Обучающий симуляционный курс» является возможность отработки акушерско-гинекологических навыков до уровня автоматизма, приобретение клиническим ординатором умений выполнять сложные действия. Это становится возможным благодаря сочетанию знаний и навыков. Выпускники клинической ординатуры, прошедшие подготовку на симуляторах, лечат пациенток более уверенно, аккуратно и безопасно. Работая с манекенами и виртуальными симуляторами, решая ситуационные задачи, обучающийся повышает свою профессиональную квалификацию. Преподаватели могут имитировать такие симптомы у виртуального пациента, которые редко можно встретить в обычной клинической практике. Оттачивается работа ординатора в командных условиях при обучении слаженности работы в экстренных ситуациях, например, при проведении реанимационных мероприятий у женщины или новорожденного.

Таким образом, проведение занятий в аккредитационно-симуляционном центре повышает качество и эффективность обучения ординаторов, позволяет оценить компетенции и готовность выпускников к самостоятельной работе в клинике, снизить риски для пациенток в условиях, приближенных к реальным.