Одной из современных образовательных технологий является смешанное обучение, или blended learning, в основе которого лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы», электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1].
С 2008 г. смешанное обучение показывает свою эффективность, так, в США 75 % старших классов применяет данную технологию. В России технология смешанного обучения стала использоваться сравнительно недавно [2, 3].
Проблематика смешанного обучения рассматривалась в работах таких российских ученых, как Н.В. Андреева, С.Н. Антонова, В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, Т.Ю. Плетяго, А.С. Остапенко, К.И. Фалько, Н.В. Малова, Н.В. Ломоносова, В.А. Фандей, А.К. Быков (профессиональное дополнительное образование), А.В. Глотова, И.Н. Семенова, М.А. Селиванова, Г.Р. Чайникова, Т.А. Чекалина и др.
По мнению ученых института Клейтона Кристинсена, «смешанное обучение – это формальный образовательный подход, совмещающий:
− обучение с участием преподавателя (face-to-face);
− с онлайн-обучением, в котором есть элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения,
− а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн» [2].
Смешанное обучение – это интеграция электронного и традиционного обучения, которой присуща запланированность и педагогическая ценность [4].
Смешанное обучение базируется на принципах: личной ответственности обучающегося; персонализации; принципе обучения, основанном на мастерстве, среде высоких ожиданий; проектной работе, коллаборации.
В условиях смешанного обучения актуализируется потребность формирования цифровой образовательной среды (ЦОС) – системы, включающей в себя совокупность информационных, цифровых и образовательных ресурсов, технологий их применения, обеспечивающих эффективное усвоение обучающимися образовательных программ, независимо от места жительства с учетом их возможностей и потребностей [1].
Использование методов и технологий очного и электронного обучения позволяет одновременно использовать преимущества указанных форм обучения, при котором очные элементы используются для мотивации студентов.
Цель исследования – выявить особенности мотивации студентов поколения зумеров при смешанном обучении.
Материалы и методы исследования
При формировании системы мотивации в цифровой образовательной среде необходимо учитывать цикл мотивации (рис. 1).
Так, на стадии подъема у обучающегося появляется желание приступить к изучению материалов курса, присутствует положительная эмоциональная составляющая, связанная с новизной информации, новыми знакомствами, новыми возможностями.
На пике проявляется максимальная работоспособность, эффективность, появляется настрой на достижение цели, все задания выполняются качественно и в срок.
На стадии спада ощущение новизны снижается, появляется рутина, необходимость продолжать обучение, преобладающей становится регуляция поведения над эмоциональной составляющей, приходится «заставлять» себя продолжать обучение, появляются новые жизненные обстоятельства, которые могут влиять на мотивацию.
Стадия стабилизации характеризуется принятием осознанного решения завершить обучение, пересмотром целей, корректировкой поведения, желанием завершить обучение, но в отличие от первого этапа здесь больше рациональной, волевой составляющей.
Помощь преподавателю в мотивации обучающихся при смешанном обучении может оказать модель мотивации SSDL (The Staged Self-Directed Learning), согласно которой можно предугадать сложности, с которыми придется столкнуться обучающимся на каждом из этапов обучения. Цель модели – сформировать у студентов готовность к самостоятельному самонаправленному обучению. Она рассматривает четыре стадии мотивации, которые характеризуют студента во время обучения: зависимый; заинтересованный; вовлеченный; самонаправленный.
Рис. 1. Цикл мотивации
Таблица 1
Модель мотивации SSDL [5]
Этапы |
Обучающийся/ обучающий |
С чем сталкивается обучающийся |
Мотивационная стратегия |
Приемы и методы обучения |
1 – Коучинг |
Зависимый/ эксперт |
Отсутствие знаний о процессе обучения и образовательной среде; несформированность важности обучения и ответственности за результат |
Четкие инструкции; объяснение способа обучения; объяснение ценности курса |
Провести вводный вебинар; создать карту курса; помочь сформировать ценность обучения; научить учиться онлайн |
2 – Мотивация |
Заинтересованный/ мотиватор |
Когнитивное сопротивление; не сформулирована цель обучения, не найден путь к цели |
Поддерживающая обратная связь; организация командной работы; организация наставничества |
Сдерживать активность в учебном чате; формировать учебный контакт; давать задания, где потребуется проявить ответственность; предложить поработать в команде; давать обратную связь |
3 – Содействие |
Вовлеченный/ фасилитатор |
Не принимает ответственность за свое обучение |
Участие в воркшопах и мастерклассах; включение дополнительных заданий повышенной сложности; организация вебинара по разбору домашних заданий |
Использовать воркшопы, мозговые штурмы; предлагать долполнительные материалы и задания повышенной сложности; организовать вебинар по разбору домашних работ |
4 – Делегирование |
Самонаправляемый/делегирующий |
Не осознает приобретенный опыт и компетенции |
Рефлексия и оценка полученного опыта; оценка прогресса; организация карьерных консультаций |
Стажировки; карьерные консультации, акцентировать внимание на результате обучения |
С помощью модели мотивации SSDL можно предугадать сложности, с которыми придется столкнуться обучающимся на каждом из этапов обучения (табл. 1).
Модель мотивации SSDL является обобщенной, в ней обозначены общие мотивационные стратегии для обучающихся, независимо от характерных особенностей и возраста студентов. Чтобы лучше понять потребности современных студентов и соответственно их мотивировать, необходимо рассмотреть особенности людей, родившихся после 1995 г. В соответствии с теорией поколений Хоува – Штрауса, людей, родившихся в этот период, называют поколением Z (или зумерами). На сегодняшний день зумеры составляют около 32 % населения мира. Проведенные исследования ученых показали, что структура ценностной системы зумеров отличается от ценностной структуры представителей предыдущих поколенческих групп [6].
Особое отношение к миру, определенные ценности, особенности психологического развития, восприятия, получения и обработки информации, изменения соотношения между реальным миром и виртуальным влияют на многие сферы жизни молодых людей, в том числе и на отношение к учебе в вузе, на организацию учебного процесса и мотивацию к обучению. Традиционные методы, средства, приемы и инструменты преподавания не находят отклика у этой целевой группы, оказываются невостребованными и неэффективными.
Масштабное исследование этой категории людей провели ведущая многопрофильная группа IT-компаний Ланит и Институт национальных проектов. Исследование опирается на изучение мирового и российского опыта работы с новым поколением, анализ международной статистики. В исследовании участвовали сотрудники кадровых служб, преподаватели вузов. Был проведен количественный социологический опрос, в котором приняли участие 1853 сотрудника группы ЛАНИТ и 4729 студентов из 17 вузов [7].
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное исследование выявило когнитивные особенности поколения зумеров:
− бо́льшая, чем у других поколений, многозадачность, быстрота переключения между реальным и виртуальным миром;
− недостаточная развитость системного мышления;
− низкая способность к длительной концентрации внимания;
− клиповость мышления;
− сложности в восприятии текстовых сообщений (без визуальных образов);
− главная мотивация – интерес;
− основным источником информации для поколения Z стали YouTube и подкасты (Software), основным инструментом – смартфон или планшет
Все вышеперечисленные особенности влияют на процесс обучения в вузе.
В ходе исследования были выявлены и мотивационные особенности таких людей. Из 49 мотиваторов были выбраны всего 7 и осуществлена их ранжировка (табл. 2).
Анализируя данные, представленные в таблице, можно сделать вывод, что студенты поколения Z в большей мере ориентированы на получение дохода, саморазвитие и наращивание компетенций [8].
Долгое время педагоги вели речь об индивидуальном подходе, индивидуальной траектории студента. Сегодня очевидно, что воплотить такой подход в вузе практически невозможно, учитывая нагрузку у преподавателя. Однако для студентов поколения Z этот подход является важной составляющей обучения, об этом свидетельствуют результаты исследования (рис. 2). Сравнивая важность индивидуального подхода в обучении для людей разных поколений, можно увидеть, что для поколения зумеров этот подход очень важен.
Важность индивидуального подхода на рабочем месте проявляется для зумеров через запрос на индивидуальные траектории развития, а при обучении – в предпочтении индивидуализированных форм обучения – семинаров, консультаций.
Таблица 2
Мотивационные особенности различных поколений людей
Мотиваторы |
Поколения |
||
Ранее 1980 г.р. |
1980 – 1995 г.р. |
После 1995 г.р. |
|
1. Уровень дохода |
1 |
1 |
1 |
2. Возможность развивать свои компетенции |
5 |
2 |
2 |
3. Наличие видимых результатов собственной работы |
2 |
3 |
5 |
4. Возможность самореализации на работе |
6 |
4 |
3 |
5. Дружеская/позитивная атмосфера в команде |
3 |
5 |
6 |
6. Доверие со стороны руководства |
4 |
6 |
11 |
7. Подходящий уровень нагрузки на работе |
10 |
7 |
4 |
Рис. 2. Индивидуальный подход в обучении людей различных поколений
При смешанном обучении преподаватель может разделять студентов на группы, (особенно работая дистанционно в Skype или Zoom), а также адаптируя материал под определенную целевую группу. Необходимо разбивать информацию на небольшие порции, чтобы фокусировать внимание студентов. Очень важно дать пример и предоставить готовый инструмент. Таким образом, на первый план при планировании занятия выходят визуальные методы представления информации (схемы, презентации, видео и т.д.). Для создания конспекта студенты могут применять таймпланы и скетчноутинг. Для визуализации информации – комиксы, скрайбинг, буктрейлер: например, создать иллюстрацию или рисунок по изучаемой теме в программах Google Charts, Pixon [6], рассказать о каком-либо событии в виде комикса и пр.
Интенсивные, интерактивные методы преподаватель должен использовать не только при представлении информации, ее отработке, но и при контроле усвоения знаний. Например, провести зачет или оценить знания на экзамене можно с помощью веб-квеста или подкаста. Проблема концентрации внимания может быть решена с помощью нестандартных форм передачи знаний: деловые игры, викторины, кейсы [9].
В РГПУ им. А.И. Герцена было проведено исследование по определению приоритетных мотиваторов к обучению. В исследовании принимали участие студенты 2–4 курсов направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дополнительное образование. Менеджмент образовательных услуг» (70 чел.). Результаты исследования полностью совпадают с данными, полученными многопрофильной группой IT-компаний Ланит и Институтом национальных проектов.
Среди мотиваторов в обучении для поколения зумеров были выявлены следующие приоритеты:
1. Позитивная атмосфера на занятиях.
2. Содержательная обратная связь от преподавателя.
3. Поддержка, наставничество со стороны преподавателя.
4. Объяснение, для чего нужны получаемые знания.
5. Понятные правила, позволяющие рассчитать уровень усилий для достижения результата.
6. Объяснение, почему изучаемые вопросы интересны.
7. Дополнительные возможности (получение рекомендации преподавателя и др.).
8. Возможность определять индивидуальную траекторию освоения курса.
9. Возможность проявить творческий подход.
10. Видимые результаты от освоения курса (например, публичный проект).
11. Похвала преподавателя.
12. Игровые форматы (соревнование команд и т.д.).
13. Свободное посещение занятий (при условии выполнения требований курса).
14. Командная работа.
15. Возможность посещать занятия дистанционно.
16. Участие в курсе представителей бизнеса или власти (например, в качестве приглашенных гостей).
17. Высокие критерии оценки на курсе.
18. Регулярный контроль знаний на занятиях.
19. Конкурентная среда в группе (конкуренция за рейтинг и др.).
Таким образом, ключевыми мотиваторами к обучению студентов поколения Z являются позитивная атмосфера на занятиях, содержательная обратная связь от преподавателя, а также его поддержка и наставничество.
Для поддержания обратной связи можно использовать комментарии в мессенджерах, по тем же каналам оправданно давать советы или рекомендовать дополнительный материал. Для зумеров важны лайки. Поколение Z нуждается в похвале и наградах. Если не получается хвалить, то критика должна быть конструктивной.
Заключение
Теория поколений относит людей, рожденных позднее 1995 г., к цифровому поколению Z. Зумеры отличаются от предыдущих поколений взглядами на жизнь, особенностями восприятия и мышления. Молодые люди цифрового поколения характеризуются многозадачностью, быстротой переключения между реальным и виртуальным миром, клиповым мышлением, зависимостью от цифровых и мобильных устройств. Межличностное общение зумеров происходит в основном через социальные сети.
Знание особенностей студентов поколения Z является чрезвычайно важным для эффективного построения образовательного процесса. Необходимо корректировать отбор и конструирование содержания образования, применять интерактивные, интенсивные методы, формы и приемы обучения.
Меняется и роль преподавателя, осуществляющего обучение студентов поколения Z: из организатора педагогического процесса и единственного источника информации в наставника.
Проанализировав существующие модели мотивации, а также особенности студентов поколения Z, можно утверждать, что для повышения мотивации к обучению в условиях смешанного обучения необходимо придерживаться следующих правил:
1) использовать на занятиях разнообразные визуальные, яркие и лаконичные материалы;
2) использовать интенсивные, интерактивные методы обучения;
3) объяснять, зачем нужно обучение / изучаемые темы;
4) поддерживать позитивную атмосферу на занятиях;
5) использовать обратную связь и (по возможности) индивидуализированный подход;
6) важно, чтобы авторитет преподавателя поддерживался профессионализмом, а не статусом.