Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Повышение уровня требован ий к системе здравоохранения, направленного в первую очередь на реализацию государственной демографической концепции, требует от современной высшей медицинской школы более высокого уровня подготовки врачебных кадров.

Учитывая особое внимание, уделяемое администрацией Краснодарского края улучшению качества и доступности медицинской помощи детям и подросткам, дальнейшее совершенствование системы подготовки будущих врачей педиатров в соответствии с современными требованиями имеет первостепенное значение.

В результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», Программы модернизации здравоохранения в крае достигнуты показатели, которые являются одними из лучших в стране. В первую очередь это - показатель младенческой смертности, который почти на 26 % ниже, чем в целом по Российской Федерации. Совершенствование материальной базы клинических детских больниц и поликлиник, введение в строй нового перинатального центра, переход в 2012 году на новые критерии учета новорожденных - все это реально должно способствовать повышению качества подготовки врачей педиатров.

Повышенные требования к качеству медицинского образования должны находить свое отражение в новых федеральных стандартах высшего профессионального образования третьего уровня по специальности «Педиатрия» [1]. Стандарты третьего поколения постоянно совершенствуются, что неоднократно обсуждалось на различных форумах педиатрической службы страны, среди ученых, преподавателей медицинских ВУЗов, практических врачей-педиатров, руководителей педиатрической службы. На IX Общероссийском Конгрессе детских инфекционистов 8 декабря 2010 года в г. Москве данные стандарты были представлены делегатам проректором по стандартизации и качеству образования РГМУ членом корреспондентом РАМН профессором Н.В. Полуниной.

Подготовка врачей педиатров должна соответствовать требованиям развития современной науки, требованиям детского здравоохранения, возможностям сохранения и укрепления здоровья, высокому качеству оказания медицинской помощи. Использование образовательных стандартов на до-и после дипломном уровне должно учитывать фактический уровень знаний выпускника и его соответствие разработанным стандартам. На наш взгляд, основой стратегии медицинского образования педиатров должно оставаться совершенствование традиционного приоритета отечественной медицинской школы - клинической подготовки.

В Кубанском государственном медицинском университете обучение детским болезням, детским инфекциям на профильных кафедрах начинается с ознакомления студентов с историей педиатрии, с основоположниками отечественной педиатрии XX века, с научными направлениями школы академика Г.Н. Сперанского - первого заведующего кафедрой детских болезней лечебного факультета в 1920 - 1921 г.г., доктора медицинских наук, действительного члена Академии медицинских наук СССР.

Основное направление научной школы Г.Н.Сперанского - учение о физиологии и патологии детей раннего возраста, вопросы расстройства у них пищеварения и питания, особенности течения пневмоний. Эти направления являются основополагающими и в современной педиатрии. Главный акцент преподавателями делается на формирование клинического мышления уже на студенческой скамье при обязательном использовании достижений современной науки и техники — основе основ современного медицинского образования. Это четко соответствует требованиям новых стандартов медицинского образования.

Изучение клинических дисциплин завершается зачетом или экзаменом. Для уменьшения нагрузки на студентов сокращено число экзаменов (-7) и зачетов (-3), но увеличены элективы в 1,8 раза. Введены и выделены в самостоятельные 8 дисциплин.

В новых образовательных стандартах предусмотрено увеличение учебных часов по дисциплинам, имеющим 3 зачетные единицы, а таких 23 из 59. На наш взгляд, это мешает в полной мере использовать принцип модульного подхода. Допускается изменение часов по дисциплине не более 10%, что с нашей точки зрения, не всегда может быть достаточным.

Не однозначно, совершенно по-разному в различных ВУЗах страны на педиатрических факультетах определено положение одной из главных «выпускающих» дисциплин, ранее определяемых как «детские инфекции» или как, несомненно, более правильно во многих вузах переименованных - «инфекционные болезни у детей». В стране наметилась тенденция к сокращению кафедр инфекционных болезней у детей. Дискуссии по вопросу ликвидации кафедр детских инфекций продолжались в течение 3 - 4-х лет, в основном, на Конгрессах детских инфекционистов страны, на заседаниях ассоциации детских инфекционистов. К сожалению, вопрос о выделении отдельной самостоятельной специальности «детский инфекционист» не был решен. Отсутствие обучающихся врачей в клинической интернатуре и клинической ординатуре после окончания медицинских ВУЗов на кафедрах детских инфекций способствовало резкому сокращению учебных часов, и, следовательно, сокращению ставок преподавателей и последующему объединению с другими кафедрами.

В различных ВУЗах страны вследствие этого судьба кафедр детских инфекций была решена по-разному: объединение с педиатрическими кафедрами (как произошло в нашем ВУЗе) или объединение с кафедрами инфекционных болезней (ГБОУ ВПО Оренбургская Государственная Медицинская Академия Минздравсоцразвития России). Какой из представленных вариантов более правильный, покажет время. Но это еще раз доказывает целесообразность использования единого подхода к решению проблемы, т.е. это должно быть определено федеральным государственным стандартом.

Что же такое стандарт? Обратимся к толковому словарю русского языка С.И.Ожегова. Данное слово имеет несколько толкований: Стандарт — это образец, которому должно удовлетворять изделие по своим размерам, форме, качеству, не заключает ничего характерного, является шаблонным, трафаретным. И, наконец, мерило, основа чего-либо, «золотой стандарт». Но, если, по мнению СИ . Ожегова «золотой стандарт» - это чисто экономическое понятие, хочется, чтобы наши образовательные стандарты стали не просто «типовым образцом», но и то тогда для всех одинаковым, а настоящим штучным, «золотым стандартом».

При этом хотелось бы, чтобы все медицинские ВУЗы страны, имея одну базисную программу, строго ей придерживались. Так, Московские медицинские университеты, РГМУ, академии продолжают преподавать педиатрам детские инфекции на 5 и 6 курсах. Ранее после 5 курса студенты сдавали экзамен, в настоящее время - зачет. В Кубанском медицинском университете изучение детских инфекций происходит только на 6-ом курсе, причем после завершения курации, зачета нет, оценка знаний - Государственный экзамен.

Не приходится говорить о внедрении «модульной формы» обучения студентов по вопросам детских инфекций на 4 -5 курсах лечебного факультета. Так, если студенты педиатрического факультета изучают детские инфекции (особенности инфекционных заболеваний у детей) после сдачи экзамена по инфекционным болезням с курсом эпидемиологии и завершения обучения по программе пропедевтики детских болезней, факультетской педиатрии, то студенты лечебного факультета сначала на 4-м курсе изучают особенности детских инфекционных болезней, частную эпидемиологию, и только потом на 5-м курсе - инфекционные болезни с общими вопросами эпидемиологии.

Объем заданий по учебному плану и программе остается порою выше возможности студента, быстро хотя бы пролистать задание. К примеру, за одно занятие следует освоить особенности всех острых кишечных инфекций у детей, все вирусные гепатиты и их профилактику. А если студенты 4 курса захотят посетить электив, то времени на выполнение домашних заданий просто нет. Количество студентов в группах увеличилось, на опрос, объяснение материала в группе, где совместно занимаются и иностранные учащиеся, и россияне, нужно несколько больше времени. Привожу пример количества страниц по учебному пособию «Инфекционные болезни у детей» под редакцией Э.Н. Симованьян. Тема «Острые кишечные инфекции» - 171 страница плюс тема «Острые вирусные гепатиты» - 46 страниц, всего 217 страниц. А если лекции по данным темам будут только в конце семестра, а занятий по общим вопросам эпидемиологии и инфекционным болезням у взрослых еще не было?! В основном учебнике для ВУЗов «Инфекционные болезни у детей» (авторы В.Ф. Учайкин, Н.И. Нисе-вич, О.В. Шамшева, 2010) темы на одно 1-е занятие «Введение в инфекционную патологию» и «Вакцинопрофилактика» занимают с 10 по 114 страницу, 2-е занятие: «Острые кишечные инфекции» 97 страниц, «Вирусные гепатиты» - 43 страницы, к этой же теме относятся «Иерсиниозы» - 15 страниц, итого - 155 страниц.

Учитывая необходимость и большой интерес студентов к демонстрации, разбору больных, теоретическая часть задания может остаться не разобранной. Как следствие, качество подготовки оценивается не достаточно высокими текущими оценками и итогами проводимых экзаменов.

Заинтересованность в познании клинических дисциплин, особенностей инфекционных болезней у детей, вак-цинопрофилактики у студентов высокая. Совместные усилия учащихся и опытных педагогов на хорошо оснащенных учебных базах позволят успешно реализовать федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060103 «Педиатрия» и осуществить подготовку специалистов педиатрического профиля в соответствии с требованиями практического здравоохранения при условии проведения коррекции последовательности преподавания профильных дисциплин, внедрении модульной технологии обучения.