Фундаментальные принципы преподавания естественнонаучных дисциплин в медицинских вузах были сформулированы академиком Н.Н. Зининым еще в XIX веке. Согласно этим принципам, «соображая... тесную связь, существующую между знаниями медицинскими и физико-химическими, делается понятным, что для каждого врача изучение физики и химии должно составлять один из предметов первой важности в ряду его занятий».
К сожалению, временные нормы, отведенные курсу химии для врачей государственным образовательным стандартом третьего поколения, ставят эти принципы под сомнение. Впрочем, возможно дело в том, что взгляды Зинина, 200-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году, к настоящему времени уже устарели? Для ответа на этот вопрос нужно в очередной раз сформулировать цели и задачи, ради достижения которых врачи изучают химию. Они за эти годы не только не устарели, но и стали куда более актуальными.
Нередки случаи, когда сформировавшийся специалист с усмешкой говорит бывшему преподавателю, что из всей химии только соляную кислоту и помнит, делая из этого вывод, что химия ему в профессии вовсе не пригодилась. Однако, даже такой оппонент вряд ли будет возражать против того, насколько важно истинному врачу уметь мыслить логически, рассуждать и делать выводы, понимать причины и следствия явлений, протекающих в человеческом организме и окружающей среде. Особенно важны эти качества для врача-диагноста. Не случайно качественные специалисты в этой области становятся все более редкими и более востребованными.
Именно этому - логическому мышлению, базирующемуся на знании и понимании фундаментальных законов, определяющих существование живого, должна наравне с другими естественнонаучными дисциплинами учить химия. Подобный курс изначально выстраивается особым образом. Все его положения должны быть обоснованы и доказаны. Все формулы должны выводиться, а не приводиться в «готовом» виде. При этом преподаваемая современному врачу химия должна быть «количественной», а не «качественной», то есть базироваться на знании и использовании необходимого математического аппарата. Ничто нельзя принимать на веру. Все нужно понимать. Можно ли достичь этого в условиях сокращения учебного времени до 72 часов - вопрос риторический. Как итог, студент вместо всего перечисленного получает набор фактов практической и теоретической химии, которые следует выучить и запомнить. И через несколько лет теперь уже с полным правом сможет сказать преподавателю, что такая химия ему не пригодилась.
В настоящее время задача привития будущим врачам навыков логического мышления, формирования у них прочного фундамента базовых знаний стала еще более актуальной. Прежде всего - в связи с массовым внедрением в средней школе тестовых методик оценки знаний. В результате, если ранее задачей преподавателя высшей школы было развитие способностей обучаемых на более высоком уровне, то теперь значительная часть учебного времени тратится на то, чтобы научить будущего врача учиться. Поскольку, если не сделать этого, весь дальнейший процесс обучения становится бессмысленным.
Вторая важная задача курса химии для врачей - формирование у студентов практических навыков. Эта задача традиционно решается в рамках химического практикума, который в условиях нового государственного стандарта также попал под существенное сокращение. Особенно печально, что векторы развития физико-химических методов исследования в учебном и научном процессах становятся диаметрально противоположными. В реальной практике наблюдается бурное развитие технологий. В арсенал врача попадает все более совершенная техника. Современное оборудование позволяет выполнять исследования, которые еще десять лет назад трудно было себе представить. Однако, в химическом практикуме медицинского вуза изучить эти возможности все сложнее. Причем, по двум причинам. Во-первых, из-за нехватки времени. И, во-вторых, из-за неподготовленности студентов -особенно первокурсников -к восприятию материала, поскольку под эти работы необходимо подвести должную теоретическую базу.
Изучение традиционных методов исследования перешло в режим ознакомления. Ведь для того, чтобы сформировать навык, то же классическое титрование необходимо выполнить неоднократно на различных образцах и оборудовании.
Причины изменений, внесенных в государственный образовательный стандарт, понятны. Нельзя не учитывать современные реалии. Специальные медицинские дисциплины все умножаются и усложняются. Крайне важно максимально увеличить в вузах медицинскую практику. Все это требует времени, резерв которого ограничен. Однако попытка решить проблемы за счет фундаментальных дисциплин неизбежно приведет к тому, что студенты будут не в состоянии должным образом усвоить специальные.
Характерно, что даже в 1942 году, когда Военно-медицинская академия находилась в эвакуации и вынуждена была выпускать врачей для нужд фронта по
ускоренной сокращенной программе, на изучение курса химии отводилось 126 учебных часов, то есть почти в два раза больше, чем это предусмотрено действующим ФГОС-3 ВПО.
Безусловно, у каждого подхода есть свои сторонники, а у них - свои аргументы. Чтобы понять, кто прав, нужно ответить всего на один вопрос: у какого врача мы хотим лечиться? У того, кто способен рассуждать, или у того, кто запомнил больше фактов. Ответ представляется очевидным.