Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1 1
1

И.Г. Савченко родился 18 февраля 1862 г. в Роменском уезде Полтавской губернии. Высшее медицинское образование получил в Киевском университете, окончив медицинский факультет с отличием в 1888 г.

С самого момента поступления в университет И.Г. Савченко проявляет особенную склонность к научным занятиям. С первого курса он углубленно занимается микроскопией и практически прорабатывает весь курс частной и общей гистологии у профессора И.М. Хржонщевского. С 3-го курса он начинает интересоваться и достаточно подробно знакомиться с курсом патологической анатомии под руководством Г.Н. Минха. По окончании Медицинского факультета он начинает работу в лабора

тории известного общего патолога профессора В.В. Подвысоцкого, в должности помощника прозектора при его кафедре и активно начинает интересоваться наукой.

Начало научной деятельности И.Г. Савченко относится к тому времени, когда мировая наука, находившаяся под влиянием прогрессивных идей Л. Пасте-ра, углубленно интересовалась бактериологией, разрабатывала новые методы и способы создания приобретенной невосприимчивости против отдельных заразных болезней. Особенное влияние на направление исследований И.Г. Савченко имел профессор И.И. Мечников, разработавший клеточную теорию иммунитета. В 1896 г. И.Г. Савченко направлен в Пастеровский институт в Париже, где он, изучая механизм фагоцитоза, показал, что этот сложный биологический процесс включает две основные фазы -притягивание к поверхности фагоцита объекта фагоцитоза и обволакивание его цитоплазмой фагоцита. Эта работа приносит ему мировую известность.

В конце 1896 г. И.Г. Савченко назначен заведующим кафедрой общей патологии Казанского университета, где создает собственную научную школу и деятельно участвует в создании бактериологического института. В этот период он занимается изучением микробиологии скарлатины и открывает скарлатинозный токсин - эритрогенин.

В Краснодар И.Г. Савченко приехал в 1920 г.. где на базе городской санбак-лаборатории организовал химико-бактериологический институт, директором которого он был назначен 28 марта 1920 г. В августе 1920 г. И.Г. Савченко возглавляет кафедру патологии и бактериологии Кубанского университета.

Благодаря напряженной и плодотворной работе профессора И.Г. Савченко и его учеников через несколько лет Кубанский химико-бактериологический институт превратился в крупный научно-исследовательский центр, известный далеко за пределами Северного Кавказа.

В Краснодаре формируется школа учеников и последователей профессора И.Г. Савченко, представители которой стали руководителями кафедр в различных институтах нашей страны.

В ознаменование выдающихся заслуг профессора И.Г. Савченко и в связи с 40-летием его научной, педагогической и общественной деятельности Совет Народных Комиссаров РСФСР по представлению Правления Кубанского медицинского института присвоил ему 15 ноября 1928 г. почетное звание Заслуженного деятеля науки РСФСР. Он стал первым профессором на Северном Кавказе, удостоенным этого почетного звания. Постановление Кубанского окружного исполнительного комитета химико-бактериологическому институту было присвоено его имя, а Совет Кубанского Государственного медицинского института 31 января 1929 г. избрал профессора И.Г. Савченко почетным членом института.

Многогранная научная деятельность И.Г. Савченко тесно переплетается с его педагогической работой. Он является автором более чем 100 печатных работ. Из учреждений, которыми он руководил, вышло около 1000 научных работ. Один из видных учеников Краснодарской школы И.Г. Савченко, профессор А.Н. Гордиенко, все работы И.Г. Савченко подразделяет на следующие основные группы: ранние работы, работы по патогенезу холеры, работы по этиологии опухолей, работы по иммунитету при возвратном тифе, работы по механизму фагоцитозу, работы по изучению скарлатины и по изучению малярии. Мировую известность получили работы по изучению микробиологии скарлатины. Разработкой скарлатинозной вакцины И.Г. Савченко занимался на Кубани. Массовая вакцинация детей привела к резкому снижению заболеваемости скарлатиной на Кубани, а эффективность лечения повысилась в результате применения, предложенной им антитоксической сыворотки.

При участии И.Г. Савченко была организована в Краснодаре малярийная станция, которая работала в тесном контакте с бактериологическим институтом. Под руководством и при участии И.Г. Савченко был проведен ряд исследований, имеющих целью усовершенствовать диагностику малярии. В частности, было предложено использовать реакцию связывания комплемента (реакция Савченко-Баранова), в которой в качестве антигена использовалась вытяжка из печени людей, погибших от малярии. Реакция оказалась строго специфической, и её можно было использовать с диагностической целью, для контроля лечения и определения типа возбудителя малярии.

Большое внимание И.Г. Савченко уделял также изучению биохимии холерных и холероподобных вибрионов, эпидемиологии холеры и брюшного тифа. В 1921 году под руководством И.Г. Савченко ассистент кафедры Е.В. Ворониной был открыт возбудитель тифоио-добного заболевания, который в настоящее время известен как Salmonellaparatyphi С.

В 1928 году произошло разделение кафедр микробиологии и общей патологии. Профессор И.Г. Савченко, оставаясь директором химико-бактериологического института, одновременно сохранил за собой кафедру общей патологии. Однако это разделение носило лишь формальный характер, так как обе кафедры оставались в помещении химико-бактериологического института. Научным руководителем и душой обеих кафедр до последних дней своей жизни был, по существу, Иван Григорьевич Савченко.

Великого ученого, выдающегося педагога и исследователя не стало в 1932 году. Иван Григорьевич Савченко похоронен в городе Краснодаре на Всехсвят-ском кладбище. Нерукотворным памятником ему является его вклад в развитие мировой медицинской науки.

Кубанский государственный медицинский университет, одним из основателей которого в 1920 году был заслуженный деятель науки РСФСР профессор Иван Григорьевич Савченко, свято чтит его память и на его биографии воспитывает поколения студентов.