Мотивация к обучению отражает жизненные ориентации студентов, их ценности. Диагностика мотивационной сферы представляет сложную задачу, так как мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной» [3]. Мотивацион-ная сфера исследована у студентов технических специальностей, психологов, имеются немногочисленные сообщения об изучении мотивов к обучению у студентов медицинских вузов [1, 2, 4, 6]. Лишь в единичных работах рассматривается соотношение мотивационной сферы студентов с принадлежностью к различным факультетам [5, 7], практически не исследована проблема взаимосвязи мотивации к обучению с рейтингом и участием в студенческом научном кружке. Таким образом, изучение данной темы является весьма актуальной.
Целью настоящего исследования явилось выявление особенностей мотивации к обучению у студентов начальных курсов различных факультетов ГБОУ ВПО КубГМУ и их динамики на разных этапах обучения.
Обследовано 124 студента (41 мужчина и 83 женщины) в возрасте от 16 до 25 лет (средний возраст 19,2+1,4 года) 12 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов в начале первого и в конце третьего семестров для диагностики учебной мотивации студентов использована методика, А.А. Реан и В.А. Якунин, в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. Выделены мотивы по 7 шкалам: 1 - коммуникативные, 2 - избегание неудачи, 3 - престижа, 4 - профессиональные, 5 - творческой самореализации, 6 - учебно-познавательные, 7 - социальные. Вопросы теста оцениваются по 5 -бальной системе, приведенные мотивы учебной деятельности по значимости делятся: 1 балл - минимальная значимость мотива, 5 баллов - максимальная. При обработке результатов тестирования подсчитывали средний показатель по каждой шкале опросника. Наиболее часто встречающиеся шкалы были ранжированы по частоте. Весь полученный цифровой материал обработан с помощью программы Microsoft Excel.
В результате проведенного тестирования и ранжирования полученных данных по признакам выявлено, что у 72% студентов первого курса всех факультетов в начале первого семестра доминирующим явился мотив «стать высококвалифицированным специалистом». Последующие места заняли мотивы: «сдавать экзамены на хорошо и отлично», «получить диплом», «быть готовым к очередным занятиям», «выполнять педагогические требования». Таким образом, первокурсник в начале первого семестра в основном ориентирован не на «достижение успеха», а на «избегание неудач» и проходит период адаптации различной длительности.
У 75% студентов второго курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов в конце третьего семестра, после окончания изучения предмета «нормальная анатомия» преобладают «профессиональные мотивы». Выявлена дифференцированность в мотивации студентов различных факультетов. У студентов лечебного факультета «профессиональные мотивы» оказываются на первом месте менее, чем в половине случаев. У каждого четвертого студента ведущим становится мотив «творческой самореализации», а у каждого пятого на первое место выходят - «учебно-познавательные» мотивы. У студентов педиатрического факультета обнаружен существенный разброс мотивов, хотя на первом месте у половины стоят «профессиональные». У каждого пятого будущего педиатра выявлены «мотивы творческой самореализации» и «коммуникативные». У студентов стоматологического факультета отмечена гомогенность мотивационных признаков; у 75% мотивация представлена одной шкалой -«профессиональные мотивы».
Статистический анализ не обнаружил ни по одной из 7 мотивационных шкал достоверных отличий одноименных параметров в группах студентов педиатрического и лечебного факультетов (табл.). У студентов стоматологического факультета по сравнению со студентами лечебного факультета существенно ниже оказалась выраженность мотивов, «творческой самореализации» и «учебно-познавательных» процессов. Вероятно, это связано с установкой на конкретные цели практической деятельности: стать профессионалом, иметь гарантию стабильности и достичь материального благополучия.
Таблица Количественная характеристика учебной мотивации студентов различных факультетов.
Название шкалы | В целом по группе студентов | Факультеты | ||
лечебный | педиатрический | стоматологический | ||
1 .Коммуникативные мотивы | 3,85 ±.0,10 | 3,85 ±_0Д4 | 3,88 ±0.20 | 3,80±_0,26 |
2.Мотивы избегания неудач | 2,59 ±0,12 | 2,49 ±0,18 | 2,56 ±0,17 | 2,83 ±0,28 |
3.Мотивы престижа | 3,35 ±0,14 | 3,42 ±0,19 | 3,49±_0.24 | 3,00 ±0,35 |
4.Профессиональные мотивы | 4,48 ± 0,06 | 4,55 ± 0,08 | 4,34 ±0,13 | 4,50 ±0,11 |
5.Мотивы творческой самореализации | 3,56 ±0,14 | 3,80 ±0,17 | 3.63 ±0,28 | 2,92 ± 0.30 X |
6 .Учебно-познавательные мотивы | 3,85 ±0,10 | 4,02 ±0,14 | 3,80 ±0,16 | 3,57 + 0.24Х |
7.Социальные мотивы | 3,62 ±0,12 | 3,70 ±0,15 | 3,56 ±0,22 | 3,52 ± 0,27 |
Примечание: Достоверность различий одноименных параметров в группе студентов стоматологического и лечебного факультетов отмечена знаком (X).
У студентов лечебного факультета обнаружено наличие прямой зависимости между выраженностью«учебно-познавательных» (г — 0,32) и «профессиональных» (г = 0,46) мотивов и высотой рейтинга. У студентов лечебного факультета, активно участвующих в студенческом научном кружке и имеющих по несколько публикаций, более чем в 2 раза чаще встречается, мотив «творческой самореализации» (57,1%). Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом определяется сложной системой мотивов, сформулированных на основе потребностей, желаний и интересов [5].
Таким образом, результаты настоящего исследования позволили наметить некоторые закономерности.
-Установлены существенные различия в качественной и количественной характеристике мотивационной сферы студентов 1-2 курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, что требует дифференцированного подхода к процессу планирования и осуществления педагогического процесса.
-У студентов лечебного факультета установлена взаимосвязь между уровнем рейтинга по дисциплине «нормальная анатомия» и «учебно-познавательной» и «профессиональной» мотивацией к обучению.
- Для студентов первого курса в начале процесса обучения характерно наличие периода адаптации к новой среде, что требует от преподавателя индивидуализации в подходе к каждому студенту.
- У членов студенческого научного кружка кафедры нормальной анатомии в два раза чаще встречается мотив «твор ческой самореализации», чем в целом по группе студентов - лечебников.