Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1 1
1

Здоровый нищий счастливее больного короля. Артур Шопенгауэр

Базовой национальной инновацией, которая позволит улучшить качество жизни и популяционное здоровье, является государственная стратегия сбережения здоровья населения Российской Федерации. Индивидуальное и общественное здоровье зависят не столько от совершенствования медицинского обслуживания, в том числе внедрения высокотехнологичных методов лечения, сколько от образа жизни каждого индивидуума. В настоящее время приоритетное значение и первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежат самому человеку - его стилю и образу жизни. Последнее положение подтверждено данными ВОЗ, согласно которым состояние здоровья человека лишь на 10-15% зависит от деятельности системы здравоохранения и на 50% - от его приверженности здоровому образу жизни [1].

Здоровье студентов медицинских вузов, а также их образ жизни, включающий субъективное отношение к собственному здоровью, представляется крайне важной составляющей как медицинской, так и социальной проблематики современного общества. Медико-социальная значимость приверженности к здоровьесбережению у будущих врачей подчеркивается тем, что, с одной стороны, состояние здоровья студенческой молодежи вносит весомый вклад в общепопуляционное здоровье Российской Федерации, а с другой стороны, состояние здоровья студентов-медиков (врачей в ближайшей перспективе) и их отношение к собственному образу жизни являются важным и наглядным примером для подражания как для здоровых граждан, так и для пациентов, имеющих контролируемые врачом заболевания или универсальные модифицируемые факторы риска развития болезней. Здо-ровьесберегающая форма поведения и жизненная позиция врача обречены на гораздо большую степень доверия к медицине вообще и к достижению компла-ентности между врачом и пациентом, в частности.

Особое значение имеют исследования, направленные на изучение закономерностей и тенденций, касающихся здоровья и здорового образа жизни в студенческой среде, поскольку образовательный процесс неразрывно связан с воспитательным, в котором важное место следует отводить формированию здорового образа жизни будущих специалистов [2, 3].

Сотрудниками кафедры поликлинической терапии с курсом общей врачебной практики (семейной медицины) было проведено исследование, посвященное вопросам сохранения здоровья студенческой молодёжи, которое позволило выявить негативные тенденции как в состоянии здоровья студентов, так и в стиле их жизни. Было обнаружено, что у студентов медицинского вуза была существенно завышена субъективная самооценка собственного здоровья. Согласно результатам проведённого анонимного анкетирования 151 студента медицинского университета (в возрасте от 17 до 26 лет) 49,3% студентов оценили своё здоровье как «хорошее», 47,8% -как «удовлетворительное» и только 3,0% - как «плохое». Сравнительное изучение отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) первокурсников и студентов выпускников медицинского университета, проведённое с использованием метода добровольного анонимного анкетирования (40 студентов 1-го курса и 36 студентов 6-го курса), выявило следующее: наличие табакокурения -у 12% первокурсников и у 11% выпускников; занятия физической культурой отметили 72%о и 53%о, соответственно; питание с частотой три и более раза в день - 95% и ]9%о, соответственно; профилактическое посещение медучреждения - 28%) и 25%, соответственно; склонность к самолечению - у 70% и у 75%», соответственно. Выяснено, что 72% первокурсников и 58%) выпускников привержены к ведению ЗОЖ, а 78%) первокурсников и 97%о студентов 6 курса проявили желание вести ЗОЖ, посчитав это «необходимым».

Таким образом, далеко не все студенты медицинского университета и в том числе выпускники ведут здоровый образ жизни. В сравнительном исследовании кардиоваскулярных факторов риска у студентов медицинского профиля и у студентов спортивного профиля были получены следующие результаты: у студентов-медиков по сравнению со студентами спортивного профиля в 1,6 раза чаще было выявлено табакокурение (у 16,6%) против 10,0%, соответственно), реже - регулярная физическая активность (20,6%) против 82,0%>, соответственно), чаще - избыточная масса тела выявлена (у 18,3% против 2,0%), соответственно), чаще - повышенный уровень холестерина (у 21,7% против 4,0%), соответственно), чаще - повышение артериального давления (у 15,0%о против 2,0%, соответственно). Сочетание 3-х факторов риска (гипертензия, избыточный вес и гиперхолестерине-мия) наблюдалось у 33,3% студентов-медиков и не выявлялось у студентов спортивного профиля.

Выявленное несоответствие между субъективной оценкой состояния своего здоровья у студентов медицинского вуза и объективными данными, а также негативные тенденции в состоянии здоровья студентов медицинского профиля делают вопросы, касающиеся здоровья студентов и их образа жизни, приоритетными в процессе обучения в вузе [4]. Учитывая, что одной из стратегических задач КубГМУ в образовательной сфере является сбережение индивидуального здоровья учащихся, с 2011 года для студентов 6 курса лечебного факультета, имеющих достаточную общемедицинскую подготовку, на кафедре внедрен элективный курс «Формирование здорового образа жизни» продолжительностью 26часов. Проведение элективного курса планируется на долгосрочной основе с учетом базовых жизненных установок студентов-выпускников и предусматривает сравнительный ежегодный анализ данных приверженности здоровому образу жизни студентов КубГМУ, а также соотнесение результатов исходным критериям на протяжении всего периода обучения. Тематические лекции и практические занятия элективного курса включают следующие актуальные вопросы по формированию ЗОЖ: здоровье - это образ и стиль вашей жизни; физическая активность и рациональное питание - основа здорового образа жизни; ожирение - универсальный фактор риска здоровью; помощь в отказе от табакокурения [5]; проблема алкоголизма; сохранение психического здоровья. Программа элективного цикла рассчитана не только на лекционные и семинарские занятия, но и на самостоятельную подготовку студентов с написанием рефератов, оформлением докладов и последующим участием в студенческом научном исследовании. При проведении элективного курса чётко соблюдаются следующие методологические принципы: комплексность, системность, целостность, динамичность и методическое единство. Соблюдение этих основных принципов является залогом успешного формирования технологии здоровьесбережения в вузе.

Таким образом, проводимый на кафедре элективный курс «Формирование ЗОЖ», преподаваемый с учётом современных принципов педагогики, призван не только повысить теоретическую информированность студентов-медиков, но и изменить стереотип пренебрежительного отношения к своему здоровью, мотивировать их на приоритетность к здоровью в качестве базовой жизненной установки. Повышение уровня здоровьесберегающих знаний, формирование навыков (умений, доведенных до автоматизма) ведения здорового образа жизни с целью проецирования его на своих будущих пациентов, создает предпосылки для создания доказательных здоровьесберегающих технологий