В своем послании по случаю «Всемирного дня науки за мир и развитие» 10 ноября 2011 года генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова призывала все заинтересованные стороны к: «...максимальному использованию преобразующей силы образования, науки, культуры и средств информации». В той же мере подготовить студента, обладающего компетенцией: «...к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению профессиональной и педагогической деятельности...», призывает нас федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3 ВПО). В силу того, что все кафедры нашего университета занимаются обучением студентов, они находятся на стыке как минимум двух наук — собственно преподаваемого предмета и педагогики. Было бы нелогично в своей научной деятельности уделять внимание одному направлению и незаслуженно обделять другое. Таким образом, у нас родилась идея по привлечению студентов к разработке учебно-методических пособий кафедры. В данной педагогической технологии средствами эвристической беседы или дискуссии можно значительно повысить аналитические способности обучающихся [1].
Организация студенческой науки, особенно на младших курсах, является сложной задачей. Во-первых, уровень знаний и умений для серьезных научных разработок невысок, во-вторых, отсутствует собственный материал для исследований (есть только литературные источники и данные научного руководителя) и в качестве третьего ограничения выступает дефицит времени и сил (в связи с большой учебной нагрузкой). В качестве основных научных направлений студенческих работ на кафедре нормальной анатомии могут выступать:
- Анализ находки на трупном материале (интересный единичный случай);
- Статистический анализ строения и топографии морфологических структур (кости, сосуды, нервы, внутренние органы) по трупному материалу;
- Анатомические и анатомо-физиологические исследования на живых лицах (в студенческой среде);
- Клинико-анатомический анализ по данным научного руководителя или литературным источникам;
- Собственный опыт планирования и реализации в изготовлении препарата в рамках УИРС.
Мы хотим предложить еще одно -шестое направление - участие в методической работе кафедры под руководством опытных педагогов. Наше предложение не является новаторским - подобное делали и до нас, но, во-первых, это скорее исключение, чем правило, а во-вторых, на кафедре нормальной анатомии КубГМУ студенты работали над методическим пособием только однажды - разрабатывая мультимедийную учебную презентацию по остеологии.
Мы решили направить свои усилия на разработку учебно-методического пособия по ангиологии. Всем знакомы сосудистые схемы, разработанные сотрудниками кафедры под руководством профессора Лопуновой Ж.К., и реализованные художественным талантом Набатчикова Ю.А. Именно они послужили прототипом в нашей работе. Схематичность изображения убирает излишние подробности и позволяет максимально систематизировать свои знания по теме. Но проблема заключается в следующем - целый ряд сосудов не имеет схем — теряется наглядность преподавания, а в других положение сосудов принесено в жертву схематичности или отсутствуют важные подробности. Мы решили создать пособие, состоящее из двух частей - базовой и расширенной (для отличников). В базовой части будут представлены редактированные сосудистые схемы кафедры с подробным текстовым описанием. В расширенной части появятся новые подробные схемы из учебников и атласов и собственные работы автора. Разделение пособия на две части, и подробное описание схем обеспечивает наглядность и доступность информации для студентов с различным уровнем начальной подготовки.
Работая над учебным пособием, мы убедились, что методическая работа является посильной исследовательской работой студентов. Применение интерактивных форм обучения повышает педагогическую эффективность, дает пищу для размышлений и решает сразу несколько задач [2]. Во-первых, участие студента в методической работе кафедры расширяет его научный кругозор, а во-вторых, обогащает научное и методическое направления работы кафедры.