Специфика труда студентов медицинского вуза находит свое выражение во взаимодействии с деятельностью преподавателя. От преподавателя зависят, прежде всего, организационные формы и методы обучения. Он ставит задачу и оценивает достигнутые студентами результаты. Вместе с тем, усвоение знаний и практических навыков - это, в первую очередь, труд самих студентов, их активная сознательная деятельность. Основной вектор развития современной педагогики направлен на разработку и внедрение новых, более эффективных методов обучения. Основу разработки новых приемов и методов обучения составляет развитие мыслительных способностей студента, позволяющих ему при определенном запасе знаний самостоятельно ориентироваться в мире науки и медицины, овладевать новыми знаниями.
Традиционная система обучения, при которой преподаватель самыми разными методами (лекция, демонстрация и клинический разбор больных, решение ситуационных задач, иллюстрация таблиц, диагностических алгоритмов и др.) передает готовую информацию студентам, бесспорно, является самым производительным и экономичным способом передачи знаний. Такая система, с одной стороны, хорошо развивает память, и соответственно, аналитическую деятельность у студентов медицинских вузов, но лишь на уровне воспроизводящего мышления, с другой - недостаточно развивает творческую познавательную активность студентов.
Творческое восприятие учебного материала предполагает, что студенты не должны получать знания в готовом виде, а должны стремиться получить их самостоятельно на основе принципиальных установок преподавателя в ходе поисковых задач, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность. Требование развития мыслительных способностей относится к методам, формирующим навыки и умения. При формировании навыков студентам необходимо учиться осознанно ставить цель, выбирать способ ее поэтапного достижения и оценки будущего результата. Это, так называемое проблемное обучение, предполагает создание преподавателем проблемной ситуации, которую студенты должны осознать, сформулировать, наметить пути решения и решать совместно с преподавателем при максимальной собственной активности.
Умение видеть задачу и планировать пути ее решения - это лишь этапы на пути обучения принятию решений. Будущему специалисту в его профессиональной деятельности неизбежно придется принимать самостоятельные решения. Неправильное или несвоевременное принятие решения врачом зачастую приводит к непоправимым последствиям. Поэтому студенты, разбирая по учебно-методическим пособиям и учебникам тесты или примеры решения тех или иных задач, должны проверять себя, мысленно принимая собственное решение, а на практических занятиях под руководством преподавателя эти навыки отрабатываются при постепенном сокращении времени, отводимом на ознакомление с ситуацией. При этом преодолевается робость и «блокируется» принятие легковесных решений.
Кроме проблемного обучения, преподаватели кафедры госпитальной терапии предлагают и другие методы, активизирующие познавательную работу студентов и способствующие большей эффективности их труда. К таким методам следует отнести метод деловых игр в учебном процессе, в которых будущий специалист пробует свои силы, учится реагировать на изменение обстоятельств, подчинять свои интересы интересам совместной целенаправленной деятельности, принимать групповые решения.
Среди других методов обучения, повышающих эффективность труда студентов, следует выделить метод с применением компьютеров. Его можно использовать на всех этапах обучения -при изложении нового материала, его усвоении и контроле знаний.
Кроме того, нельзя забывать и о внеаудиторной работе со студентами, которая является частью учебного процесса и проводится со всеми студентами - менее успевающими и «сильными». При проведении внеаудиторных работ проверяется глубина и прочность знаний, развивается творческая активность и самостоятельность студентов. При этом цель - научить творчески мыслить и самостоятельно работать — ставится не только при проведении таких, не вызывающих сомнения в развитии творчества форм внеаудиторной работы, как исследовательская работа в научных студенческих кружках, но и консультаций, в том числе в форме беседы-диспута.
Общение студентов с преподавателями кафедры на практических занятиях происходит в форме коллективного диалога, направляемого педагогом. Последовательно задаваемые при опросе взаимосвязанные вопросы заставляют мыслить студента в разных направлениях. В перечне вопросов есть и такие, которые инициируют работу мозга в аналитическом плане (логический анализ, клиническое мышление), организуют ответ опознавательного характера или требуют от студентов сопоставлений или противопоставлений. Анализ ответов студентов, а также вопросов, которые возникают в связи с уточнением высказанных сообщений, позволяет преподавателю своевременно уловить недопонимание материала некоторыми студентами и скорректировать свои высказывания и высказывания опрашиваемых. В своевременности и специфичности помощи обучаемым заключается принципиальное преимущество «живого» общения перед печатными пособиями, где невозможно заранее предусмотреть и дать все предписания. Это преимущество позволило психологам признать диалог ценным дидактическим приемом.
Традиционным способом оценки эффективности методов обучения и критерием усвоения знаний является экзамен. Однако, кроме уровня знаний, на успешность сдачи экзамена влияет еще и ряд показателей. Так, оценки за письменные ответы на те же самые вопросы, как правило, ниже. Поэтому на итоговых занятиях в течение любой курации рекомендуется шире практиковать письменные контрольные работы, поскольку они способствуют приобретению и развитию у студентов навыков логического изложения своих мыслей и детального продумывания приводимых фактов. Кроме того, успешность сдачи экзамена связана с различными личностными качествами в зависимости от степени компенсированности личности. Компенсированной личностью в психологии называют индивида, находящегося в состоянии относительного психологического комфорта и хорошо социально адаптированного.
Известно, что двигательная активность в оптимальном режиме способствует повышению успеваемости и устойчивости к нервно-эмоциональному напряжению, например, на экзаменах. Даже пятиминутная психогигиеническая гимнастика перед лекцией сокращает период врабатывания и способствует активной работе. Еще в IV веке до нашей эры Аристотель писал: «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие». При распорядке дня, сочетающем умственные (учебные) нагрузки с физическими, у студентов создаются более благоприятные условия для работы мозга, в котором при смене деятельности (т.е. раздражителей) происходит смена доминантных очагов возбуждения. В свою очередь, доминантный очаг характеризуется повышенной возбудимостью, способностью к суммированию возбуждений, а его возникновение всегда сопровождается более или менее выраженным сопряженным торможением других нервных центров. Таким образом, создаются условия как для более активной работы, так и для отдыха соответствующих мозговых структур. В связи с этим на кафедре госпитальной терапии принято к сведению информационное письмо комитета по здоровому образу жизни КубГМУ о проведении вводной гимнастики, физкультурной паузы и минуток среди студентов старших курсов в процессе рабочего дня. Активно ведется пропаганда здорового образа жизни среди студентов.
Резюмируя вышеизложенное, следует акцентировать внимание на развитие активной познавательной деятельности студентов старших курсов; на обязательное чередование учебной деятельности с общественной, научной работой, занятиями физкультурой, так как смена видов деятельности способствует поочередному отдыху разных отделов мозга, что в итоге будет способствовать всестороннему развитию будущего специалиста.