В настоящее время основной формой последипломной подготовки выпускников медицинского вуза является клиническая интернатура и клиническая ординатура, которые проводятся на основании регламентирующих документов Минздравсоцразвития РФ. В соответствии с требованиями текущего периода поставлена задача максимального приближения содержания подготовки молодых специалистов к потребностям органов практического здравоохранения. Терапевтическая стоматология как один из разделов стоматологии является наиболее массовой и востребованной в практическом здравоохранении, поэтому потребность в подготовке врача-стоматолога терапевта на современном этапе является актуальной.
В связи с этим возрастает роль ординатуры в единой системе непрерывного профессионального образования. Основной целью обучения в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированного специалиста для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики.
На современном этапе образования врачей по-прежнему остро стоит вопрос об овладении практическими навыками выпускниками медицинских вузов, в том числе и врачами-стоматологами. Однако по результатам анкетирования более 80% выпускников считают свою практическую подготовку, полученную на до-дипломном этапе обучения в вузе, крайне недостаточной, и в первую очередь в области необходимых для профессиональной деятельности врачебных умений и навыков (Дерябин Е.И., Ваганов Н.В., 2000).
В связи с этим основными задачами подготовки врачей-ординаторов на кафедре терапевтической стоматологии являются:
- углублённое изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;
- формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности.
Подготовка клинических ординаторов на кафедре осуществляется по индивидуальному плану, который обсуждается на заседании кафедры и, скорректированный с учетом замечаний, утверждается заведующим кафедрой. Индивидуальным планом предусматривается сдача зачётов по основным разделам терапевтической стоматологии, отчёты на заседаниях кафедры 2 раза в год. В конце года обучения - аттестация по аспектам подготовки.
На протяжении всего обучения ординаторы обязаны совершенствовать свою теоретическую подготовку по специальности. Для этого они посещают лекции профессора и доцентов кафедры, участвуют в клинических и научно-практических конференциях и семинарах. При этом они не только являются пассивными участниками этих мероприятий, но и сами готовят доклады для выступления. Врачи-ординаторы часто выступают с сообщениями на заседаниях научного студенческого кружка кафедры.
Формированию клинического мышления ординаторов способствуют и семинары, проводимые с учётом углубления знаний по наиболее актуальным вопросам стоматологии.
Основной возможностью совершенствования профессиональных навыков для врачей ординаторов является самостоятельный приём пациентов с различной патологией полости рта. К сожалению, не все ординаторы прошли интернатуру, поэтому их практические навыки не достаточны для самостоятельной работы. Первым этапом формирования их практических навыков является запоминание алгоритма оказания врачебной помощи при ассистировании своему руководителю или другому сотруднику кафедры. В клинической ординатуре преподаватели имеют возможность не только постоянно контролировать самостоятельную деятельность ординаторов, но и корригировать её. Ежедневный контроль практических навыков, подробный разбор тактики ведения больного и правильности ведения документации являются действенными методами обучения и контроля подготовки, способствуют быстрому наращиванию знаний и умений врача-ординатора. Целью ординатуры является достижение врачом автоматического выполнения той или иной манипуляции, когда исчезает сознательный поэтапный контроль процедуры выполнения навыка.
Большое значение для выработки клинического мышления и совершенствования теоретических знаний является участие врачей-ординаторов в консультациях, проводимых профессором и доцентами кафедры, на которых разбираются наиболее интересные и сложные клинические ситуации, современные методы лечения патологии пародонта и слизистой оболочки полости рта. Врачи-ординаторы активно проводят опрос пациентов и ставят предварительный диагноз.
Врачи-ординаторы 2-го года обучения привлекаются к научно-исследовательской работе, что способствует развитию аналитического и творческого врачебного мышления, развитию инициативы.
Данные литературы (Иванов Е.К., 1991) и опыт преподавания свидетельствуют, что причиной врачебных ошибок является не только недостаток теоретических знаний, но и неумение логически мыслить, аргументировать диагностические предположения, принимать правильные решения, мгновенно реагировать при экстремальных ситуациях. Поэтому при обучении врачей-ординаторов на кафедре терапевтической стоматологии решается задача не только овладения ими новыми знаниями и умениями, но главным образом возможности применения этих знаний в конкретных клинических ситуациях.