В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 3-го поколения реализуется разработанный научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола) инновационный проект — «Интернет-экзамен: компетентностный подход», который предназначен для проведения внешней независимой оценки результатов учебных достижений студентов на различных этапах обучения в вузе в соответствии с требованиями ФГОС-3.
Компьютерное тестирование в рамках данного проекта будет проводиться дважды в год: в апреле-июне и в ноябре-январе. Результаты Интернет-экзамена по завершении тестирования становятся доступны в личных кабинетах образовательного учреждения, студентов, а также, что особенно важно, преподавателей тестируемых дисциплин. Используя личные кабинеты, преподаватели смогут не только отслеживать процесс тестирования студентов, но и располагать всей необходимой информацией о результатах студентов: сокращенным рейтингом с указанием общего количества набранных каждым студентом баллов; расширенным рейтингом с указанием полного вектора ответов, данных студентами в процессе Интернет-экзамена; и, наконец, характеристикой результатов обучения каждого отдельного студента.
В январе 2012 года по технологии «Интернет-экзамен: компетентностный подход» в Кубанском государственном медицинском университете (КубГМУ) было проведено компьютерное тестирование студентов 1-х курсов по всем направлениям подготовки (специальностям) по дисциплинам математического, естественнонаучного, а также гуманитарного и социально-экономического циклов.
Рассмотрим результаты тестирования по русскому языку студентов-первокурсников стоматологического факультета, в котором приняли участие 136 студентов. Анализ итогов Интернет-экзамена позволил представить достигнутый студентами уровень оценки результатов обучения в таблице:
Результаты тестирования | Достигнутый студентами уровень оценки результатов обучения | ||
---|---|---|---|
Кол-во набранных баллов (макс. 32) | Кол-во студентов | ||
Абс. | % | ||
29 (90.6%)-25 | 50 | 36.8 | Высокий |
24 (75%)- 21 | 51 | 37.5 | Продуктивный |
20 (62.5%) -17 | 22 | 16.2 | Базовый |
16 (50%)-9 | 12 | 8.8 | Репродуктивный |
8 (25%)-0 | 1 | 0.7 | Критический |
Как видно из таблицы, только один студент (0,7 %) не овладел необходимой суммой знаний для решения предложенных заданий по курсу «Русский язык и культура речи».
Анализ содержания педагогических измерительных материалов (ПИМ) и расширенного рейтинг-листа студентов позволяет выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках студентов с целью их оперативного устранения. Из трех взаимосвязанных блоков заданий ПИМ самым проблемным (65% правильно выполненных заданий) является первый блок заданий, проверяющий на уровне «знать» степень владения студентами теоретическими основами и нормативным аспектом культуры речи. Внутри данного блока наиболее трудными для студентов оказались задания по темам «Речевые ошибки» (коэффициент решаемости - 0,46), «Грамматические ошибки» (коэффициент решаемости - 0,54), «Морфологические нормы местоимений и прилагательных» (коэффициент решаемости - 0,56), «Пунктуационная грамотность» (коэффициент решаемости - 0,61), «Орфографическая грамотность» (коэффициент решаемости - 0,64).
Низкие коэффициенты решаемости заданий по темам «Речевые ошибки» и «Грамматические ошибки», думаем, во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке: широко распространенные в речи ошибочные формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к ошибкам при выполнении экзаменационного теста. Зачастую отклонения от языковой нормы в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов. Поэтому важнейшим направлением в работе по формированию норм современного русского литературного языка должен стать учет упомянутых выше факторов и постоянное внимание к речи студентов.
Особый интерес представляет третий блок заданий ПИМ, оценивающий освоение дисциплины «Русский язык и культура речи» на уровне «знать», «уметь», «владеть». Это кейс-задание, состоящее из описания некоторой реальной, конкретно-практической ситуации и совокупности вопросов (задач) к ней. Успешность выполнения кейс-задания - 72 %, что свидетельствует о достаточной степени влияния изучения дисциплины на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Все сказанное диктует необходимость создания на кафедре лингвистики банка тестовых заданий, аналогичных заданиям ПИМ по русскому языку и культуре речи. Выполняя такие задания на занятиях с опорой на словари различных типов -толковые, орфографические, орфоэпические, словари синонимов, антонимов, студенты могли бы успешно тренироваться и готовиться к компьютерному тестированию. Вместе с тем некоторые задания можно было бы использовать и в качестве контролирующих для прогнозирования результатов Интернет-экзамена. Составление подобных тестовых заданий -сложная и трудоемкая задача. Но решать ее необходимо срочно и оперативно.
В заключение отметим: в настоящее время в список тестирующих государств входят многие страны (такие, например, как США, Канада, Великобритания, Япония). Не случайно, что все эти страны имеют высокий уровень жизни, обеспеченный высокоэффективной промышленностью, созданной и развиваемой знающими профессионалами. Уверены, что качество подготовки специалистов в этих странах достигается, в том числе, и за счет качественного тестирования.