В настоящее время акмеология (от греч. акте - вершина, пик, высшая степень) в широком контексте рассматривается как междисциплинарная наука о путях совершенствования и самосовершнст-вования зрелой личности как индивидуальности и субъекта профессиональной деятельности человека труда. Глубинными корнями акмеология уходит в древнюю философию, ключевым вопросом которой была идея поиска способов самосовершенствования человека. Вызрев в пространстве психологии, современная акмеология выходит за пределы психологии. Акмеология изучает закономерности, механизмы самоорганизации, самореализации, самоосуществления зрелой личностью собственных ресурсов как профессионала. В системе акмеологических научных отраслей выделились как важнейшие из них: профессиональная акмеология (педагогическая, медицинская и т.д.), акмеология управления, акмеология образования. Основоположником акмеологии образования является выдающийся учё-ный-акмеолог Н.В. Кузьмина Предметом акмеологии образования выступает «поиск факторов, обусловливающих разные результаты учебно-познавательной и профессиональной деятельности, выдающиеся образцы, оказавшие влияние на специалиста» [1].
Акмеология постдиплоного образования связана с такими характеристиками профессиональной акмеологии как: достижение сущностей профессионализма, видение и понимание того, что «высокий профессионализм ... не возможен без развития специальных способностей, но важнейшим условием его достижения обязательно является и мощное развитие общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность личности» (А.А. Бодалев). Образовательный аспект постдипломной акмеологии нацелен на диагностику и развитие знаний, умений и качеств специалиста в системе профессионального (непрерывного) образования, на достижение акмео-логической зрелости. Это связано с научным понятием «акме»: «зрелость всего, на что способен данный человек» (Н.В. Кузьмина); «насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в определённой области деятельности, высший уровень развития его социального здоровья, ума, чувства, воли...» (А.А. Бодалев).
Акмеология постдипломного образования специалиста как новая самостоятельная научная дисциплина в методологическом шине- системная по способу организации знания и соединяет подходы: системный, личностно ориентированный, субъектно-деятельностный, которые сочетаются с понятием акмеологического подхода - особого вида продуктивного методологического знания. Особенность акмеологического постдипломного образования специалиста заключается в самоподдержке при акгивизации его способности к систематическому профессиональному самообразованию как показателю профессиональной образованности, включая личностно-культурное самосовершенствование. Главной способностью профессионала выступает способность моделировать, конструировать и реализовывать авторскую систему деятельности (АСД) как основного средства профессионально-личностного самосовершенствования. Актуализируется проблема самообучения, самоформирования, саморазвития, самореализации, т.е. - самодвижения к личностно-профессиональным вершинам.
Эта проблема сегодня связана с особенностями компетентностного подхода, сочетающегося с подходом акмеологиче-ским. В.Д. Шадриковым разработана новая модель специалиста, определяющая требования к нему. С работами В.Д. Шад-рикова связан современный этап в исследовании компетенций, а компетентност-ный подход рассматривается как продуктивный и перспективный. Компетенция, по В.Д. Шадрикову, является системным проявлением знаний, умений, способностей и многих качеств, все сочетания которых в каждой деятельности могут существенно различаться [3].
Наш подход к моделированию и конструированию системы профессионально значимых компетенций специалистов образования в высшей школе представляет собой определённый способ понимания и трактовки акмеологического самодвижения их к вершинам продуктивности деятельности и профессионализма Он осуществляется в виде системы взаимосвязанных модулей [2]. Проблематика акмеоло-гии постдипломного образования как процесса самодвижения рассматривается нами как система трёх взаимосвязанных макро-модулей. Для самостоятельного подхода к проблеме личностно-ирофес-сионального самодвижения специалистом в постдипломный период автором разрабатывается проект «Акмеология постдипломного образования», корректируемый в процессе взаимодействия со специалистами образовательной сферы.
Цель проекта - оказание помощи в личностно-профессиональном саморазвитии специалистам образования как способа самосовершенствования, углубления способностей к аналитико-системному продуктивному мышлению на основе гипоте-тико-дедуктивного метода средствами конструирования и реализации собственной АСД. Основная задача нашего проекта -создание информационной базы, ориентированной на самостоятельное овладение специалистами теоретическими и практическими блоками в виде системы модулей.
Проект включает три последовательно увязанных макро-модуля: 1-й —> 2-й —> 3-й. Два первых составляют фундаментальную информационно направленную основу для третьего макро-модуля. Последний предполагает обобщённое выстраивание специалистом образования -преподавателем профессионального учебного заведения системы собственных знаний, конкретизации компетенций на основе «проработки» первых макро-модулей. И далее - выстраивание всех действий, постепенно обновляя их, в виде АСД. Итак, макро-модули: 1-й - «Акмеология: наука и учебный предмет»; 2-й - «Образование: непрерывный процесс»; 3-й - «Акмеология постдипломного образования: самодвижение к личностно-профессиональным вершинам».
Модули систематизированы в три ак-ме-направленные поисково-познавательные проблемы, нацеливающие специалиста на самообучение, самообразование, самосовершенствование по вопросам, связанным с постижением профессионального мастерства, с выработкой собственного взгляда на профессиональное искусство, на свой подход.