В настоящее время в России растет число лиц, желающих получить высшее медицинское образование. Однако исходный уровень знаний абитуриентов, поступающих сегодня в вуз, на порядок ниже уровня абитуриентов начала 90-х годов. В связи с этим перед преподавателями высшей школы стоят более сложные задачи. Необходима разработка и использование таких методик и технологий обучения, которые предусматривали бы возможность развития у вчерашних школьников элементарной общеметодологической культуры, научного мировоззрения и доведения его до уровня, необходимого для обучения в вузе.
В условиях инновационных технологий в образовании повышаются требования и к преподавателям. Преподаватель, в определенном смысле, является ключевой фигурой системы образования, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки. Преподаватель должен обладать развитым логическим мышлением, умением выделить главное в разных источниках и устанавливать логические связи между рассматриваемыми объектами.
На преподавателя возлагается не только учебно-методическая работа, но и организация самостоятельной внеаудиторной и научно-исследовательской работы студентов. Если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. С этой целью на кафедре фундаментальной и клинической биохимии уделяется внимание совершенствованию педагогического мастерства. Наши преподаватели участвуют во всероссийских, региональных и вузовских методических конференциях и совещаниях, осваивают на ФПК последние достижения педагогики высшей школы. На кафедре практикуется взаимопосещение лекций и практических занятий, регулярно проводятся учебно-методические совещания.
Творческая индивидуальность педагога — это высшая характеристика его деятельности, которая тесно связана с его личностью. Труд преподавателя включает в себя три составляющие: педагогическое общение, педагогическую деятельность и личность, как фактор профессиональной позиции в педагогической деятельности.
Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Наиболее специфично для преподавателя высшей школы сочетание педагогической деятельности и научной работы. Именно поэтому с момента становления нашей кафедры наряду с учебно-воспитательным процессом постоянно ведётся совместная научно-исследовательская работа с кафедрами стоматологии и кафедрами терапевтического и хирургического профиля. В научных исследованиях кафедры принимают активное участие и студенты, с последующим выступлением на научных студенческих конференциях. Достижения кафедры в области науки отражены в кандидатских и докторских диссертациях, многочисленных научных статьях, грантах, патентах, открытиях.
Главной целью коллектива кафедры является стремление добиваться не только усвоения студентами знаний, умений и навыков, но и приобретение компетенций, как общекультурных, так и профессиональных. Беря за основу работы ФГОС третьего поколения, коллектив кафедры фундаментальной и клинической биохимии постоянно использует в учебном процессе инновационные технологии обучения; применяет интерактивные методы; координирует преподавание со смежными дисциплинами; разрабатывает методические указания для преподавателей и методические пособия к лабораторным занятиям для студентов разных факультетов. Все это, в целом, помогает преподавателям нашей кафедры повысить качество учебного процесса, достичь высокого уровня мастерства и оказывать эффективное влияние на развитие личности студента-медика, как будущего профессионала, в ряде направлений:
- укрепление профессиональной направленности, развитие необходимых способностей;
- повышение чувства долга, ответственности за успех профессиональной врачебной деятельности, проявление индивидуальности студента;
- повышение притязания личности студента в области своей будущей профессии;
- повышение уровня самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
- укрепление профессиональной самостоятельности и готовности к будущей практической работе в отрасли здравоохранения.