Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Практическая направленность обучения и ее связь с общеобразовательными учебными заведениями выступают неотъемлемыми элементами целостности процесса подготовки будущих учителей в педагогических университетах Украины. В связи с этим весьма актуальным является введение педагогического наставничества, которое имеет большое значение при формировании профессиональных компетенций будущих специалистов. Таким образом, целесообразно осуществлять подготовку будущих учителей химии к оцениванию учебных достижений учащихся под руководством наставников из числа преподавателей высшей школы и учителей химии. Внедрение педагогического наставничества позволяет управлять процессом подготовки студентов, способствует развитию их профессиональных способностей, приобретению педагогического мастерства.

Наставничество - это поддержка и установка молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков, а также выбора и профессионального становления в определенной сфере. Наставник обеспечивает соответствующее сопровождение, делится опытом, знаниями и поддерживает подопечного способом, который является эффективным и результативным. Наставничество является ярким примером педагогики сотрудничества, сущность которой заключается в демократическом и гуманном отношении к подопечному, обеспечении его права на выбор, на собственное достоинство, уважение [1].

Остановимся на особенностях педагогического наставничества в условиях высшего педагогического учебного заведения. Процесс подготовки будущего учителя химии к оценке учебных достижений учащихся требует постоянного целенаправленного взаимодействия преподавателя, студента и опытного учителя-практика. Как преподаватель, так и учитель в роли наставника должны обеспечить достижение высокого профессионального мастерства будущих специалистов, поскольку их эффективное формирование происходит непосредственно в педагогической деятельности.

Педагог-наставник выполняет следующие основные функции:

  • профессионально-образовательная (наставник оказывает помощь личности в совершенствовании его профессионального уровня, повышении уровня общенаучной и методической подготовки, в развитии педагогической наблюдательности и воображения, педагогического такта);
  • воспитательная (наставник активно влияет на формирование ценностных ориентиров молодого педагога, воспитывает в нем самостоятельность);
  • влияние авторитета наставника (основательно изучив способности молодого специалиста, его наклонности, интересы, отношение к коллективу и т.д., наставник пытается стать авторитетом для своего подопечного, стимулом для его самовоспитания, более быстрого вхождения в коллектив);
  • самообразовательная (наставник учится сам для того, чтобы помочь молодому специалисту быть в курсе новейших достижений в области психолого-педагогической науки). [1].

Цель педагогического наставничества заключается в:

  • удовлетворении индивидуальных потребностей будущих учителей химии;
  • формировании индивидуального стиля творческой деятельности (обучение студентов составлять конспекты уроков, разрабатывать и подбирать дидактический материал к урокам, внедрять и совершенствовать собственную методику оценивания, применять современные формы, методы и средства оценивания);
  • подготовке студентов к практическому применению знаний, умений в реальных условиях общеобразовательных школ (внедрение современных подходов к оценке, передовых педагогических идей, современных форм и методов оценивания);
  • развитии умений и навыков оценочной деятельности (умение определять уровень усвоения теоретических знаний и степень овладения химическим языком, оценивать сформированность экспериментальных умений, оценка умений решать расчетные и экспериментальные задачи, оценивать способность учащихся применять полученные знания на практике);
  • ознакомлении с возможным местом прохождения педагогической практики и будущей педагогической работы;
  • определении степени готовности студента к практической деятельности.

Применение педагогического наставничества наиболее целесообразным было при осуществлении научно-исследовательской деятельности студентами, прохождении педагогической практики, во время совместной работы творческой группы учителей и студентов над определенной педагогической проблемой и т.д.

Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании помощи будущим учителям при изучении нормативно-правовых документов; изучении и внедрении в практику школы передового педагогического опыта; совершенствовании теоретических знаний и практических умений, педагогического мастерства; ознакомлении с новыми достижениями психолого-педагогических наук и методики преподавания химии; изучении и анализе учебных программ, учебников, пособий, методических рекомендаций; появлении трудностей в овладении учебным материалом и организации собственного учебно-познавательного процесса; овладении новыми формами и методами оценивания учебных достижений учащихся; изучении индивидуальных особенностей школьников и т.д.

Основные методы работы педагогов-наставников с будущими учителями химии: мастер-класс, беседа на различные методические темы; обсуждение возможности применения на уроках различных форм и методов оценки знаний учащихся, проектирование уроков с определением конкретных методик оценивания и их детальный анализ, консультирование студента по организации его учебно-познавательного процесса. Особое внимание наставник также уделяет поддержке инициативности, творческому поиске, самостоятельному развитию будущего педагога.

Педагогическое наставничество является необходимой формой поддержки студентов при подготовке их к оцениванию учебных достижений учащихся поскольку способствует:

- определению собственных профессиональных интересов, запросов целей и трудностей студентов;

- выяснению особенностей будущей профессиональной деятельности;

- осуществлению научно-исследовательской деятельности на высоком уровне;

- повышению уровня компетентности по оцениванию учебных достижений учащихся.

Таким образом, наставничество является взаимовыгодной формой взаимодействия между студентами (приобретают опыт выполнения оценочной деятельности), преподавателями (имеют возможность определить готовность будущих специалистов к оценочной деятельности) и учителями (подбор педагогических кадров).