Для подготовки специалистов высшей медицинской квалификации особое значение имеет повышение эффективности и результативности учебного процесса. В решении данной проблемы важная роль отводится преподавателю, деятельность которого может как стимулировать, так и тормозить развитие творческого профессионального мышления обучаемых. На наш взгляд это особенно важно для подготовки врача, так как до настоящего времени в медицинском вузе на первых курсах обучение в основном строится на позициях «знание-вой» парадигмы (накачка знаниями), что тренирует память, но отнюдь не мышление.
Поэтому возрастает необходимость исследования проблемы развития творческого мышления учащихся вузов и деятельности преподавателей в этой области.
Творческое мышление - это многогранный, недостаточно изученный процесс. Познание сущности и закономерностей развития творческого мышления, его структуры, специфических форм продолжается и на современном этапе развития общества и науки [1]. Кроме того, творческое мышление включает в себя как компонент критическое мышление. Согласно концепции С.Л. Рубинштейна [2] о детерминации мышления внешними условиями через внутренние, внешними условиями является задача, которая обусловливает объективное содержание и направление мыслительного процесса. Главными исполнителями в эффективном решении задач по развитию творческого мышления в вузе являются преподаватели, они моделируют образ результата своей деятельности. Результаты их деятельности - психические новообразования в личности студентов.
В психологии и педагогике высшего образования недостаточно представлено, в чем заключается деятельность преподавателя по развитию творческого профессионального мышления студентов и какими качествами должен обладать сам преподаватель.
В работе поставлена задача - рассмотреть структуру деятельности преподавателя вуза, способствующую развитию творческого мышления студентов.
Первоначально нами сделан анализ толкования понятия «творческое мышление» и «критическое мышление» преподавателями разного уровня деятельности и выявлены представления о нем у студентов. Высказывания сводились в основном к тому, что понятие «творческое мышление» формулируется как способность решать задачи по учебным проблемам оригинальными способами. Важно отметить, что и преподавателями, и студентами не выделяются существенные признаки как творческого, так и критического мышления.
В процессе пилотажного исследования, нами изучались особенности труда преподавателей КубГМУ и ИЭиУ МиСС с целью выявления модели преподавательской продуктивной деятельности по развитию профессионального творческого и критического мышления студентов.
Преподавателя вуза можно характеризовать, с одной стороны, как личность с многофакторной структурой качеств и свойств, с другой стороны, как субъекта деятельности, которая имеет собственную структуру. При выявлении структуры деятельности преподавателя, способствующей развитию творческого и критического мышления студентов, в качестве исходного положения нами взята концепция Н.В. Кузьминой [3] о профессионализме деятельности преподавателя. Согласно этой концепции, «структуру» мы рассматривали как модель компонентов, взаимодействующих в иерархической зависимости.
Идеализированная психологическая структура деятельности преподавателя по развитию творческого и критического мышления, по нашему мнению, это взаимосвязь, система и последовательность действий преподавателя, направленных на достижение поставленных целей через решение образовательных задач. В этой структуре выделяются компоненты умений: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.
Гностический компонент, являясь своеобразным стержнем всех компонентов, состоит из: особенностей процесса и результатов собственной деятельности; изучения возрастных и индивидуально-типологических особенностей обучающегося контингента; анализа деятельности обучающихся, содержания и способов воздействия на них; развития у студентов умений самоанализировать успехи и неудачи их деятельности.
Проектировочный компонент, предполагающий предвосхищение, включает: постановку стратегических, тактических и оперативных задач по развитию творческого мышления; планирование на перспективу собственной деятельности и познавательной деятельности обучающихся, в том числе саморазвивающей; прогнозирование результатов работы; проектирование системы контроля и самоконтроля.
Конструктивный компонент содержит: подбор и композицию содержания учебной информации; ориентирование обучающихся на познавательно-творческую самостоятельность; предусмот-рение собственной будущей деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися; диагностирование уровня развития знаний и сформированное™ умений обучающихся.
Коммуникативный компонент включает: возбуждение интереса и создание положительной мотивации к изучаемому учебному материалу; стимулирование обучающихся к творческому овладению профессией, к саморазвитию; установление целесообразных взаимоотношений со студентами; развитие коммуникативной компетенции обучающихся.
Организаторский компонент проявляется: в использовании всего арсенала средств, форм, методов развития творческого и критического мышления при изложении учебной информации, в вовлечении обучающихся в различные виды познавательной деятельности; в развитии у студентов осознания целей изучаемого материала, творческого подбора информации и ее логического упорядочивания; в создании условий для проявления творческого и критического подхода к изучаемой информации, саморазвития, самоконтроля, самообразования.
Мы выявили, что основными показателями гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей преподавателя являются результаты деятельности студентов - как учебной, так и внеучебной, то есть не только успеваемость, но и активность в научной и общественной сфере, заинтересованность проблемами изучаемой дисциплины, отношение к преподавателю как образцу для подражания и т. д.
Таким образом о структуре деятельности преподавателя, способствующей развитию творческого мышления студентов, следует судить по параметрам активности самого студента. Выявление этих параметров является задачей последующей разработки данной проблемы.