Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1
1

История университетского образования восходит к средним векам и эксплицирует идею всеохватывающего знания. Универсум, познание всеобщего закона мироздания - задача людей, объединивших себя этим высоким именем. Человек, получающий диплом о высшем образовании, - учёный и вместе с тем соучастник того познания, которое призвано совершиться в стенах alma- mater. Но, к сожалению, это зачастую не так [2]. В силу неизвестных и порой мнимых причин каждый участник образовательного процесса понимает его по-разному. Студент должен заучивать предложенный ему материал, принимать его «на веру» и с огромным трудом, в растерянности, рано или поздно, начинать свою исследовательскую работу. Преподаватель обязан дать студенту «основной» программный материал, сведённый к «информации для ознакомления». А ведь способность вести успешную и плодотворную исследовательскую работу - вот главный показатель работы Университета.

Любое исследование это творческий акт, всегда выбор и внутреннее взаимодействие [1]. Как возможно это взаимодействие, если у каждого участника образовательного процесса своё дело и нет ничего объединяющего? Университет, какова его идея - место собрания людей, желающих приобрести знание, а не овладеть информацией. Получение знания -процесс почти мистический и не сводится к программному изучению предметов, предложенных Госстандартом. Ничего плохого в Госстандарте нет, но если встанет вопрос: в чём отличие Оксфорда, например, от Кембриджа, Сорбонны или МГУ? Ответ прост: это тот индивидуальный почерк Университета, по которому его выпускника можно узнать в любом уголке земного шара, это уникальная атмосфера, а не Госстандарт. Что же создаёт эту «атмосферу»? Интерес и жажда познаний, «заразная болезнь», поражающая всякого, кто преступит порог подлинного Университета. Каждый должен быть вовлечён в один и тот же процесс, в ходе которого передача информации только необходимый, технический момент. Главное - познание. Ведь телевидение тоже транслирует информацию, но не превращается при этом в Университет. Университет - это всегда живой обмен. Само устройство его и архитектура существуют в угоду этой «болезни»: множество кафедр под одной крышей; научные сотрудники ведут интереснейшую работу и добродушно предлагают любому пожелавшему слушателю плоды своих изысканий; и студент, жаждущий живительного нектара наук, вопрошающий неустанно. Университет должен представить в своём составе все науки не для того, чтобы выпустить эрудита или специалиста, но дабы удовлетворить познавательные потребности каждого своего сотрудника. Особое место в удовлетворении таких потребностей занимает возможность выбора. Помимо обмена информацией и опытом, к чему зачастую сводится изучение «программных» дисциплин, Университет должен искать своё лицо, «видеть» своих сотрудников и на основе живого материала формировать общий научный интерес. Решить эту задачу помогут «необязательные» предметы, которые всегда должны существовать в структуре вуза в форме факультативов или элективных курсов [1]. Это те предметы, которые побуждают создавать дискуссионные клубы, конференции и вести плодотворную научную работу. Они основаны на свободной инициативе, и в своё время именно эти виды научного взаимодействия стали конституирующим элементом в процессе образования Университета. Всё началось с выбора. «Иметь выбор» подразумевает «иметь из чего выбрать». Поскольку в Университете речь идет о трансляции и продуцировании знаний, то есть тех смыслов, которые могут возникнуть только при условии систематически и, следовательно, философски организованной информации, роль философии для новоевропейского Университета принципиально существенна [1J, это - замковый камень свода университетских знаний [4, 5]. Именно философские науки формируют представление о картине мира и призваны помочь каждому в выборе направления работы. Элективный курс должен быть предложен исходя из интереса преподавателя, а факультатив организован на основе запроса студентов. Всегда есть преподаватели, более интересные аудитории и менее востребованные, есть специалисты в столь узких областях, что предмет их исследования не может быть изложен в рамках какого-либо «стационарного» предмета. Существуют запросы студентов, удовлетворить которые способно лишь специальное, требующее дополнительных сил и времени вхождение в детали [6J. Эти факторы и питают существование «подвижной» части Университета. Так создаётся собственное лицо.

Необходимо пробудить научное сообщество Российских Университетов к воссозданию исследовательской среды по первоначальному образу. Пора перестать скрывать свои интересы, ведь только в таком виде возможно подлинное ведение междисциплинарных исследований, столь нужных отечественной науке. Настоящим долгом и местом для подвига представляется это дело кафедрам философии, ибо им суждено первыми сделать шаг навстречу объединению наук и коренному изменению образовательного процесса [4].