Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1 1 1
1

Изучение гистологии занимает особое место в системе высшего медицинского образования. Традиция российской морфологической школы состоит в стремлении характеризовать структурные компоненты клеток и тканей как свойство целостного организма в тесной связи с его функцией, что сближает гистологию с клинической медициной. Усвоение основ гистологии является необходимым теоретическим фундаментом для приобретения специальных знаний. В современных условиях модернизации высшей школы и внедрения государственного стандарта третьего поколения, в преподавании гистологии на лечебном, педиатрическом, стоматологическом и медико-профилактическом факультетах имеют место различия, которые затрагивают не только количество занятий на каждом из перечисленных факультетов, но и их содержание. Это не позволяет синхронизировать процесс обучения по факультетам в рамках недельного расписания занятий и использование традиционного материально-технического обеспечения, то есть таблиц и наборов микропрепаратов. В связи с этим совершенствование качества учебно-методической работы в рамках программы третьего поколения представляется крайне актуальной задачей.

Учебно-методическая работа является одним из основных компонентов деятельности кафедры гистологии ГБОУ ВПО КубГМУ, направленным на внедрение в учебный процесс передового методического опыта. Основные аспекты повышения ее качества и оптимизации охватывают целый ряд мероприятий, среди которых первостепенная роль принадлежит этапу планирования учебного процесса в соответствии с современными требованиями. Поэтому методические заседания кафедры перед началом каждого семестра посвящены обсуждению учебных рабочих программ, учебно-тематических планов лекций и практических занятий.

Для решения вопроса об оперативной коррекции материально-технического обеспечения учебного процесса на кафедре создана обширная база мультимедийных демонстрационных средств для лекционного курса и практических занятий: это компьютерные изображения таблиц по всем темам занятий, тематические презентации по всем занятиям и лекциям, компьютерные изображения учебных микроскопических препаратов. Все это позволяет оперативно изменять характер проведения занятий. В дополнение к мультимедийным средствам на кафедре созданы и широко используются студентами тематические пособия по основным темам курса гистологии, а также универсальные рабочие тетради, которые незаменимы в условиях самостоятельной работы студентов.

Особое внимание обращается на широкое внедрение элементов самостоятельной работы студентов, проведение практической части занятия, а также на разработку приемов контроля знаний студентов, адекватных современным технологиям обучения.

Наибольшее внимание уделяется внедрению методов активизации обучения. В этой связи развитие сознательной активности студентов, их способностей к творческому мышлению - одна из важнейших задач организации учебно-методической работы в процессе преподавания гистологии. На кафедре используются различные приемы активизации познавательной деятельности студентов на всех этапах образовательного процесса.

На этапе предъявления теоретической информации в лекционном курсе используются проблемный и аналитический методы, ориентация на клинические дисциплины, подбор современного иллюстративного материала.

Следует отметить, что значительная роль в учебно-методической работе отводится организации этапа самостоятельной работы студентов, которая способствует развитию «гистологического» мышления студентов. В ходе самостоятельной работы не только формируются и закрепляются знания, умения и навыки, но и возникает интерес к творческой работе, вырабатывается способность эффективно решать профессиональные задачи. Обязательным условием такой работы является индивидуальный подход, что требует постоянной тесной связи преподавателя со студентом, систематического изучения возможностей каждого студента с целью оказания конкретного влияния на его учебу, на планомерную организацию самостоятельной работы. Реализация индивидуального подхода способствует разнообразию форм самостоятельной работы. Одной из них является самостоятельная проработка тем, входящих в учебную программу курса, но не получивших отражения на лекциях и практических занятиях, что особенно актуально в условиях действия учебных программ третьего поколения. Такая работа позволяет получить новые знания по изучаемым темам курса и может быть рекомендована всем студентам. По мнению специалистов [1], метод самостоятельного изучения научной литературы занимает особое место в процессе обучения, так как создает наиболее благоприятные условия для всестороннего осмысления, анализа и закрепления учебного материала. Методической задачей является и формирование у студентов навыков самостоятельной работы со специальной литературой. Студенты, которые добиваются хороших успехов в освоении основных тем курса, выбирают в качестве самостоятельной работы написание литературного обзора или подготовку реферата по одной из тем. При выполнении этого вида работы рекомендуется использовать определенный алгоритм, который облегчает ее выполнение.

Формированию познавательной активности студентов способствует также такой вид самостоятельной работы, как разработка и изготовление учебных схем, таблиц, стендов, слайдов, кодограмм, мультимедийных презентаций. Эта деятельность развивает способность к анализу, помогает систематизировать полученные знания и использовать их в дальнейшем обучении. Данный вид самостоятельной работы разделен на несколько этапов, результат каждого из которых контролируется преподавателем. Достаточно широко будет использоваться в качестве самостоятельной работы изготовление студентами оригинальных учебных видеофильмов и слайд-фильмов.

Многие студенты принимают участие в научно-исследовательской работе. В процессе выполнения этого вида самостоятельной работы студенты приобретают навыки серьезной работы с научной литературой, поиска в медицинских базах данных интернета, осваивают клинико-гистологические методики исследования структур и функций клеток и тканей. Студенту, выполнившему такую самостоятельную работу, предоставляется право доложить результаты своих экспериментальных и теоретических исследований на заседаниях кружка СНО. Лучшие доклады представляются на итоговые конференции университета и межвузовские конференции.

На этапе отработки знаний и умений на практических занятиях также важной методической задачей является оптимизация самостоятельной работы студентов.

Хорошо известно, что практические навыки, приобретенные в результате активной деятельности, оказываются наиболее прочными. Ряд тем курса гистологии являются благодатной почвой для такой работы. Например, самостоятельное выполнение работ на занятиях по теме « Кровь, лейкоцитарная формула» не только способствует усвоению теоретического материала, но и создает основу для будущей практической деятельности, формирует навыки тщательного выполнения лабораторных исследований, формирует умение оценивать показатели клинического анализа крови и т.д.

Выполнение практических работ в процессе изучения темы «Клеточные основы иммунологических реакций» позволяет сформировать морфофункциональ-ные представления о функционировании врожденного и приобретенного иммунитета и их механизмах.

Важной методической задачей является внедрение исследовательского элемента в учебный процесс. Широкие возможности для этого предоставляет выполнение экспериментальных учебно-исследовательских работ в рамках элективного курса по гистологии. В течение учебного года планомерно и последовательно у студентов формируется умение самостоятельно объяснять полученные результаты и делать выводы.

Использование современных методических приемов позволяет в процессе самостоятельного выполнения экспериментальных лабораторных работ использовать элементы проблемного обучения и тем самым активизировать творческое мышление студентов. Например, широко применяется обсуждение полученных данных в виде учебных монотематических конференций. Студент высказывает свое мнение и обосновывает его, опираясь на полученные ранее знания, приводя доказательства из учебного материала. Опыт показывает, что студенты, которые активно участвуют в таких дискуссиях, лучше осваивают предмет и наиболее подготовлены к усвоению клинических дисцишшн.

Основой проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, так как потребность в их разрешении формирует познавательную активность студентов. В связи с этим коллективом кафедры гистологии разработан комплекс проблемных ситуационных задач возрастающей степени трудности по многим разделам курса, решение и обсуждение которых происходит непосредственно на практических занятиях. Ряд задач требует аналитического подхода к решению и выполнения соответствующих логических операций: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и т.д. Более сложные задачи требуют применения эвристических приемов, что является хорошей подготовкой к формированию клинического мышления.

Элементы проблемного обучения используются и в лекционном курсе, что способствует творческому усвоению необходимого объема знаний студентами и активизации их познавательной деятельности.

В процессе обучения широко используются инновационные методы. Так, большинство лекций сопровождаются слайд-фильмами, видеофрагментами, которые дают представления о морфо-функционалъных особенностях различных органов. Эти приемы существенно повышают наглядность преподавания.

Кроме того, на этапе контроля по темам курса гистологии широко используется компьютерное тестирование, которое позволяет не только повысить объективность результатов оценки уровня знаний, но и усилить роль самоконтроля и самокоррекции в учебной деятельности студентов. Разработан целый набор тестов, который позволяет подвести итог усвоению наиболее объемных тем раздела, а также всего курса гистологии в целом. Для самостоятельной работы студентов разрабатываются обучающие теста по всем разделам курса гистологии.

Таким образом, оптимизация учебно-методической работы на кафедре гистологии ведется в трех основных направлениях:

  1. Усиление компонента самостоятельной работы студентов;
  2. Использование методов и приемов проблемного обучения;
  3. Внедрение инновационных методик обучения.