Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Развитие современного профессионального образования невозможно представить без реализации идеи его глобализации, предполагающей взаимодействие между различными национальными системами. Суть идеи глобального образования сводится к формированию свободной, непредубежденной личности с высокой мерой ответственности за судьбу отечества и мира в целом. Важно отметить, что идея глобального образования по духу, исторически и по философии близка для российского просвещения, хотя в недавней российской истории ей необходимого значения не придавалось. М. Уотерс определил глобализацию как «социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают и в котором люди это ослабление все больше осознают». На международной конференции «Bridges to the Future» («Мосты в будущее»), которую провели Американский Форум «Глобальное образование» и ЮНЕСКО, была определена роль и основные направления развития Глобального образования в 21 веке. Роль глобального образования в жизни человечества неоспорима. Оно дает возможность мировой науке и общественности активно участвовать в управлении миром в новом тысячелетии; определяет пути выживания -развитие, совершенствование, просвещение, гуманизацию, интеграцию или невежество и агрессию; обуславливает будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Глобальное образование призвано решать задачи воспитания образованной и ответственной личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей. Такой тип образования открывает огромный мир информации и дает большие возможности для успешной и компетентной деятельности на мировом уровне, позволяет стать «человеком мира».

Идея глобализации профессионального образования в российской науке рассматривается в связи с вхождением его отечественной системы в мировое образовательное пространство. В рамках важнейших решений руководства страны последних лет, направленных на повышение качества российского образования и конкурентоспособности выпускников российских вузов и университетов на мировом образовательном рынке, особое место занимают вопросы присоединения России к единому европейскому образовательному пространству и подписание Болонской декларации. Цель Болонского процесса - создание европейского образовательного пространства и повышение конкурентности вузов, развитие конкурентных способностей выпускников на рынке труда и их профессиональной мобильности. Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования содержит значительные «поля сходимости» с Болонским процессом: анализ мировых тенденций, предложенные модели бакалавра и магистра, создание независимой системы аттестации и обеспечения (контроля) качества образования, ориентация на рынки труда, формирование новых экономических отношений в образовательной сфере и т.п.

Развитие и реформирование образования являются составной частью развития общества, реформирования его культуры, экономики, науки, техники, информационных структур и т.д. Спецификой реформирования образования в современной социокультурной ситуации является триединство конечных целей:

1) создание условий для полноценного развития личности;

2) запуск механизмов развития и саморазвития всех подсистем системы образования;

3) превращение образования в действенный фактор развития общества [2:35].

Анализ современного социального заказа, в котором такие качества, как способность к самоопределению, выбору в нестатичных условиях, адаптации к динамично меняющемуся социуму и пр., занимают приоритетные позиции, актуализировал поиск новых принципов и подходов к проектированию и организации образовательного пространства вуза и свободного выбора индивидуальной образовательной траектории студентов. В последнее десятилетие все большее внимания обращается на необходимость готовить студентов высших учебных заведений к работе в быстро меняющихся условиях общественной и профессиональной деятельности. Преобразования, осуществляемые в политической и социально-экономической жизни общества, утверждают новый взгляд на личность выпускника вуза, требуют профессионально подготовленных, самостоятельно мыслящих людей. В связи с этим перед современной наукой и практикой обучения в высших учебных заведениях стоит задача обеспечить не только глубокое и прочное усвоение системы фундаментальных знаний и компетенций, но и в большей степени - свободное творческое развитие личности каждого из студентов. В материалах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных компетенций, способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

В последнее десятилетие и особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» [3] и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [4] в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, то есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход к построению новых учебных планов предполагает глубокие системные преобразования во всех составляющих высшего образования, затрагивающие содержание, преподавание, организацию учебного процесса, формы контроля, учебно-методическое обеспечение, которые привнесут широкое использование электронного обучения, контроля, консультирования.

Таким образом, основой новых образовательных программ выступает компетенция. Компетенция — это квалификационная характеристика, взятая в момент включения в деятельность. Компетентностный подход предполагает формирование ключевых компетенций и определение адекватных средств их реализации, что требует существенного изменения учебного процесса, так как формирование компетенций возможно при создании определенных учебных ситуаций, которые могут быть смоделированы в специальных учебных средах, позволяющих осуществлять контроль за деятельностью обучаемого в этой среде.

Тенденция движения «от понятия квалификации к понятию компетенции» является общеевропейской и даже общемировой. Эта тенденция выражается в том, что усиление познавательных и информационных начал в современном производстве не «покрывается» традиционным понятием профессиональной квалификации.

В докладе ЮНЕСКО говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» [5].

Андреев А.Л. считает, что главная идея компетентностного подхода состоит в том, что «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации» [1, с.20].

Таким образом, переход на компе-тентностное образование - это закономерный этап модернизации российского образования, направленный на достижение нового качества образования, актуального в свете реформ, проводимых государством.